|
|
Обзор
Телеком 2011На вопросы CNews ответил Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван».
CNews: Какие тенденции определяют, на ваш взгляд, развитие российской отрасли связи в настоящий момент?
Андрей Касьяненко: Основная тенденция, которую сложно не заметить, - это консолидация четырех крупных игроков рынка: «Вымпелком», «Мегафон», МТС и «Ростелеком». Прежде всего, при консолидации операторы стремятся к универсальности, т.е. стараются охватить весь спектр услуг - фиксированная связь, широкополосный доступ, мобильная связь - чтобы иметь в своем портфеле максимально широкий набор продуктов и максимально широкую зону покрытия. Это делается для того, чтобы формировать пакетные предложения, поскольку сегодня клиенты стремятся купить в «одном окне» максимально полный комплекс услуг.
Именно из-за этой тенденции происходит постоянное снижение стоимости услуг для конечного клиента, увеличивается конкуренция. Операторы борются за увеличение ARPU, вводя дополнительные сервисы. Альтернативных компаний становится все меньше, и, вероятно, скоро мы станем свидетелями рынка нескольких крупных игроков. Безусловно, останутся и нишевые игроки - интеграторы, операторы ЦОД и других услуг.
CNews: Какие направления становятся сегодня приоритетными для телеком-игроков, по вашим наблюдениям?
Андрей Касьяненко: Это вопрос сугубо индивидуальный для каждой конкретной компании, потому что приоритеты на рынке определяются целями компании и, соответственно, направления маркетинговой деятельности определяются, исходя из этих целей. Как правило, речь идет об увеличении зоны покрытия сети (в основном, экспансия идет в регионы) и развитии всевозможных дополнительных сервисов. Только за счет сервисов операторы могут наращивать ARPU с клиента.
На этом пути каждый оператор делает свой собственный выбор, решает, какие сервисы ему ближе, какие он считает доходными и интересными. В каждом сегменте рынка эти сервисы свои. В сегменте частного клиента это ШПД и Triple Play. В сегменте корпоративного клиента это, безусловно, конвергентные услуги, интеграция, построение частных виртуальных сетей, попытки развития cloud-сервисов.
CNews: Как бы вы оценили динамику развития российского рынка ЦОД?
Андрей Касьяненко: Рынок ЦОД никогда не стоял на месте, он развивался вслед за спросом со стороны потребителей. На протяжении последних лет спрос на услуги ЦОД активно смещается с предоставления услуг низкого уровня надежности в сторону Tier III, Tier IV. О Tier IV говорить пока не приходится, потому что сертифицированных по этой категории ЦОД в России нет, по крайней мере, среди коммерческих.
Вероятно, существуют подобного уровня корпоративные центры обработки данных, но информация о них, как правило, закрыта. Я говорю, прежде всего, о крупных ЦОД «Центробанка», «Сбербанка» и т.п. В сегменте коммерческих ЦОД строятся все новые и новые площади третьей категории надежности.
CNews: Какие услуги предлагают коммерческие дата-центры?
Андрей Касьяненко: Есть несколько различных бизнес моделей развития ЦОД. Их операторы могут одновременно являться или операторами связи, или интеграторами. Операторы связи предлагают вместе с размещением оборудования в ЦОД услуги связи, интеграцию корпоративных сетей, их объединение с другими ЦОД, построение VPN. Интеграторы специализируются на комплексном обслуживании внутренних ИТ-систем корпоративных клиентов, решении сложных интеграционных задач. Существуют еще примеры операторов ЦОД, для кого это основной бизнес, они предлагают только размещение и аутсорсинг инженерной инфраструктуры.
CNews: В чем, на ваш взгляд, преимущества работы по каждой из этих бизнес-моделей?
Андрей Касьяненко: Сравнивать предложения дата-центров, которые принадлежат операторам связи, и дата-центров, которые принадлежат интеграторам, бессмысленно, потому что они предлагают разный класс, разный спектр услуг. Интеграторы осуществляют более глубокую проработку серьезных интеграционных задач, а операторы связи предлагают комплексные услуги связи.
CNews: Что, на ваш взгляд, является определяющим для успеха на рынке ЦОД?
Андрей Касьяненко: В первую очередь, основное средство борьбы за клиента - это лояльность существующих клиентов. У клиентов сейчас очень большой выбор предложений, они анализируют массу параметров, которые предлагаются на рынке для оценки и сопоставления предложений. В основном, это сугубо технические параметры, не описывающие в целом, что же будет с оборудованием клиента в жизненном цикле той или иной услуги. Поэтому, зачастую, основным аргументом при выборе поставщика является его репутация, рекомендации существующих клиентов и другие источники получения отзывов.
Как мы знаем, лояльность клиентов определяется соотношением довольных, недовольных и нейтральных абонентов: каждый недовольный абонент оставляет в два раза больше отзывов, чем довольный. Поэтому мы уделяем значительное внимание именно удовлетворенности наших клиентов, анализу их потребностей и стремимся запускать новые продукты и сервисы, которые их интересуют. Это дает определенные плоды. Уделяют ли такое же внимание удовлетворенности клиентов остальные игроки, нам неизвестно. Но, по нашему мнению, это основное направление в борьбе за клиента, потому что услуг, сопоставимых по техническим параметрам, много.
CNews: Насколько интенсивно ЦОД двигаются в регионы?
Андрей Касьяненко: Сейчас коммерческие дата-центры, в основном, развиваются вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, потому что здесь сосредоточен основной спрос. В регионах проникновение услуг связи и интернета и деловая активность ниже. Для потребителя зачастую важно, чтобы его оборудование, размещенное на аутсорсинговой площадке, было в пределах досягаемости, чтобы он мог приехать и посмотреть на него. У кого не существует такой психологической зависимости, предпочитают размещать свои ресурсы за рубежом. И таких клиентов тоже достаточно много. Динамика строительства новых ЦОД привела к тому, что сейчас на рынке практически отсутствует дефицит площадей для размещения оборудования.
Существует еще одна очень важная тенденция - постоянный рост цен на энергоносители и оплату труда квалифицированного ИТ-персонала. Все это приводит к тому, что доход коммерческих ЦОД постоянно снижается, и они вынуждены бороться за повышение уровня доходности своих услуг. Как и на всем телекоммуникационном рынке, на рынке ЦОД появляются новые дополнительные сервисы, комплексные предложения делают услугу интереснее.
CNews: Как будет развиваться продуктовая линейка вашей компании? В частности, каковы планы развития Telehouse Caravan?
Андрей Касьяненко: На сегодняшний день телекоммуникационная компания «Караван» предлагает корпоративным и частным пользователям полный спектр услуг фиксированной связи: телефония, построение корпоративных VPN-сетей, предоставление доступа в Интернет и передача данных. Наша опорная волоконно-оптическая сеть охватывает всю территорию Москвы. Также мы предоставляем готовые решения по размещению ресурсов заказчиков в нашем высокотехнологичном центре обработки данных Telehouse Caravan, соответствующем категории надежности 3, и, соответственно, сопутствующие сервисы. Это услуги ИТ-безопасности, удаленного обслуживания оборудования клиента и другие важные сервисы, которые необходимы для осуществления непрерывности бизнеса. Мы активно развиваем наши услуги и стремимся к тому, чтобы абоненты могли удовлетворить все свои потребности. Одно из главных преимуществ - это высокий уровень конвергентности услуг.
Стоит отметить, что наш Telehouse Caravan интенсивно развивается, мы запустили вторую очередь гермозон. Мы постоянно анализируем запросы клиентов, выявляем новые потребности. В данный момент, в соответствии с их требованиями, в планы компании входит запуск нескольких дополнительных сервисов. Во-первых, это постоянный мониторинг услуг, предоставляемых компанией, и мониторинг ресурсов, принадлежащих самому клиенту. Данная услуга очень востребована.
Во-вторых, это расширенная техническая поддержка, в рамках которой наша компания может не только принять заявку, обработать ее, наладить услугу, но и провести более углубленную диагностику оборудования и выяснить, по какой причине возникает проблема, даже если она происходит не на стороне оператора. Поскольку заказчикам невыгодно расширять штат высококвалифицированных специалистов, эта услуга находит у них большой отклик.
Спросом пользуются также и услуги в области ИТ–безопасности, в особенности когда ИТ-инфраструктура клиента находится вне зоны его физического контроля.
Значительное место в наших дальнейших планах занимают облачные сервисы. Прежде всего, мы рассматриваем их как возможность для клиента исключить большие первоначальные затраты на новое оборудование, которое постоянно необходимо модернизировать, возможность более гибкого управления своим ИТ-оборудованием с помощью квалифицированных специалистов, сосредоточившись на основном бизнесе.
Собственно, с этими планами мы и связываем наше будущее.
CNews: Спасибо.