|
|
Обзор
Телеком 2011CNews: Как бы вы охарактеризовали главные факторы влияния в отношении российского телекома сегодня?
Валерий Ермаков: Телеком является одним из самых динамично растущих сегментов Российского рынка. Если посмотреть на историю его развития за последние 10 лет, становится очевидно, что в целом на российском телеком-рынке произошли глобальные изменения со всех точек зрения - технологий, клиентской базы, проникновения фиксированной и мобильной связи. В частности, 10 лет назад проникновение мобильной связи в России было на уровне 2-3%, а сейчас оно является самым высоким в мире. (более 150%)
CNews: Не думаете ли вы, что такой высокий уровень проникновения достигается во многом за счет так называемых «мертвых душ»?
Валерий Ермаков: Существуют разные методики учета клиентов. Компания «МегаФон» придерживается самой консервативной из них. Во-первых, мы учитываем всех клиентов, которые в течение трех месяцев совершили хотя бы одну платную операцию - позвонили, получили звонок, отправили СМС либо воспользовались каким-либо сервисом передачи данных. Во-вторых, в течение этого времени клиент должен активировать деньги на своем счету. При наличии этих двух условий мы считаем клиента действующим. Думаю, что другие операторы используют схожие методики. Поэтому в целом показатели проникновения показывают достаточно адекватную картину развития мобильного рынка в России.
CNews: Чем обусловлен такой высокий уровень проникновения?
Валерий Ермаков: Высокий уровень проникновения обусловлен несколькими факторами. Во-первых, тем, что сегодня в России в мобильном телекоме очень высокая конкуренция, и это способствует развитию рынка. От этого выигрывает, в первую очередь, клиент, - ведь он получает множество предложений по доступной цене. Но от этого выигрывает и государство, потому что рынок активно растет. Например, в прошлом году объем рынка мобильного телекома в России составил более 30 млрд долл., в то время как 10 лет назад эта цифра практически равнялась нулю. Вообще, мобильная связь стала основным драйвером развития телекома в последние 10 лет. Еще в 2000 году ее доля в структуре рынка составляла всего лишь 2%, а сегодня, по итогам 2010 года, приблизилась к 57%.
Во-вторых, существенное влияние на рынок оказывает разумное государственное регулирование. В-третьих, на российском рынке существуют все предпосылки для активного развития мобильной связи, в частности, высокий спрос как на голосовые услуги, так и на услуги доступа в интернет. На сегодня мобильная связь является самым демократичным видом услуг, существующим в нашей стране. Здесь нет богатых и бедных, министров и рядовых граждан - все клиенты имеют равные права. И в этом, мне кажется, ее глобальное преимущество.
CNews: В каком направлении будут сосредоточены основные усилия вашей компании в ближайшие годы?
Валерий Ермаков: Думаю, дальнейшее развитие рынка будет происходить за счет расширения возможностей доступа в интернет. Сегодня проникновение интернета в целом по России не очень высокое – в среднем 35-40%. При этом существует значительное «цифровое» неравенство - за пределами крупных городов этот показатель не превышает 20%.
Поэтому в ближайшие годы наши основные усилия будут направлены на развитие сетей мобильного широкополосного доступа. Таким образом, мы получим уникальную возможность быстро дойти до каждого клиента и дать ему удобный инструмент для того, чтобы он мог выходить в интернет и делать это быстро и эффективно. Развитие сетей третьего поколения – основная цель нашей компании на протяжении уже нескольких лет. Поэтому на сегодняшний день мы являемся лидерами в этом сегменте – наша рыночная доля составляет 44%. Мы обеспечиваем покрытие территории, на которой проживает 65% населения страны, и собираемся в течение двух лет сделать услуги мобильного интернета доступными, как минимум, 95% населения.
По данным Всемирного банка, увеличение уровня проникновения мобильного широкополосного доступа на 10% влечет за собой рост внутреннего валового продукта на душу населения в 1,4 раза. Это происходит за счет роста производительности труда. Кроме того, мобильные технологии дают каждому человеку уникальную возможность получать услуги в нужное время, в нужном месте и по приемлемой цене. Это позволяет не тратить время на походы в банки, магазины и т.п. «МегаФон» уже делает первые шаги в направлении развития мобильной коммерции. Мы запустили тестовую зону в Санкт-Петербургском метрополитене, где теперь клиент с помощью мобильного телефона может оплачивать свой проезд.
Думаю, рост проникновения мобильных устройств постепенно приведет к тому, что они перестанут использоваться исключительно как средства связи, а станут инструментом взаимодействия с внешним миром. И я абсолютно убежден в том, что российский рынок обладает огромными возможностями в этом направлении. Поэтому стратегия «МегаФона» основана на том, что в ближайшие 5-6-7 лет рынок будет быстро расти.
CNews: Какие стратегии повышения конкурентоспособности в этой отрасли являются на сегодня наиболее эффективными, по вашему опыту?
Валерий Ермаков: Конкуренция – это очень хорошо, она стимулирует развитие рынка. А развитие рынка происходит, в первую очередь, через развитие игроков. Конкуренция заставляет их думать о том, как быть успешными.
На мой взгляд, рецепт успешности прост – надо фокусироваться на потребностях клиентов. Нашей компанией разработана долгосрочная стратегия роста, в основе которой лежит тезис о том, что рынок мобильной голосовой связи близок к насыщению. Например, российский клиент «МегаФона» говорит в среднем 300 минут в месяц, и надеяться на то, что эта цифра увеличится, достаточно сложно – ведь для всего существует физический предел потребления. Все более очевидной становится еще одна тенденция – голосовая связь постепенно смещается в сторону IP.
В то же время, имеется огромный потенциал роста мобильного интернета. И, конечно же, «МегаФон» фокусируется на этом направлении. В кризисном 2009 году мы были единственной компанией, которая не только увеличила инвестиции, но и приняла долгосрочную программу роста, в первую очередь, в сегменте мобильного интернета, с тем, чтобы обеспечить лидирующие позиции в этом самом быстрорастущем секторе Российского телекома.
Кроме того, «МегаФон» принял решение стать Универсальным оператором и развиваться в направлении фиксированные связи. Этим обусловлены наши покупки компаний «Синтерра», «Метроком» и так далее. Ведь для клиента очень удобно, когда он может перемещаться из одной сети в другую, не замечая этого. Сегодня владельцы мобильного телефона переключаются между сетями 900-го и 1800-го диапазона и сетью 3G. По нашему мнению, в дальнейшем то же самое должно происходить и с сетями мобильной и фиксированной связи.
CNews: Как, на ваш взгляд, будут меняться тарифы на мобильный интернет в ближайшие годы? Каковы планы вашей компании в этой связи?
Валерий Ермаков: Как я уже сказал, высокий уровень конкуренции в целом на рынке телекома приводит к тому, что существующие сегодня цены являются очень доступными, о чем свидетельствует высокий уровень проникновения мобильной связи.
Такой же высокий уровень конкуренции сегодня наблюдается и в сегменте мобильного интернета. Более того, здесь работает принцип безлимитных тарифов, когда клиент получает пакет, в рамках которого он может с максимальной скоростью скачивать определенный объем мегабайтов. Затем скорость снижается, но остается возможность ее увеличить, подключив дополнительную опцию.
Таким образом, происходит изменение парадигмы: раньше операторы продавали минуты, а теперь - скорость. Одновременно снижаются цены: сегодня средняя стоимость одного мегабайта составляет 60-80 копеек. Причем, за последний год она уменьшилось примерно в 4-5 раз. Понятно, что стоимость мегабайта будет падать и далее, но, самое главное, будет расти скорость передачи данных и объем предоставляемого клиенту на этой скорости трафика.
Я уже говорил о том, что сегодня средний клиент говорит по мобильному телефону 300 минут в месяц и частенько не знает, сколько стоит минута. 10 лет назад речь шла о 60 минутах, и тогда каждый пользователь тщательно рассчитывал стоимость разговора. Таким образом, в настоящий момент человек может позволить себе говорить столько, сколько ему нужно, с приемлемым качеством и за приемлемые деньги.
Аналогичный сценарий ждет и рынок мобильного интернета. Он будет расти в двух направлениях: объем потребления и скорость. Сегодня клиент смотрит электронную почту, посещает web-страницы, но постепенно ему захочется скачать видео или другой тяжелый контент. Это приведет к появлению новых требований к скорости и объемам трафика, т.е. рынок будет развиваться. По имеющимся прогнозам, к 2015 году, как минимум, 90% всего трафика в интернете будет приходиться на видео.
CNews: Какова, в целом, динамика спроса на ваши услуги - какие направления растут наиболее динамично в вашем бизнесе?
Валерий Ермаков: Быстрее всего растет спрос на услуги, связанные с интернет-сервисами. Еще одна быстрорастущая услуга - мобильное телевидение. Ведь ХХ век сформировал у человечества две привычки: говорить по телефону и смотреть телевизор, и, по-моему, очевидно, что они должны объединиться в одном устройстве. Я думаю, что в перспективе телевидение в том виде, в котором оно существует сейчас, исчезнет, и на его место придет ТВ в интернете. Так или иначе, постепенно мобильные устройства будут все более продвинутыми и легкими.
Один из основателей DEC Кен Ольсен в 1977 г. сказал, что компьютеры в каждом доме не нужны. Тогда его никто не понял, но сегодня очевидно, что он говорил о том, что придет время так называемых облачных вычислений, и тогда персональные компьютеры в том виде, в котором они сейчас существуют, потеряют всякий смысл. Использование смартфонов, планшетов – это первый шаг в направлении облачных вычислений. У клиента появляется интерфейс, с помощью которого он взаимодействует с облаком. Затем он получает доступ к сети, высокую скорость, необходимые параметры и необходимый контент. Устройство превращает в портал, через который клиент связан с внешним миром.
CNews: Какие меры в наибольшей степени помогли «МегаФону» занять 2-е место в России по числу абонентов?
Валерий Ермаков: Как я уже сказал, мы, в первую очередь, сфокусировались на развитии мобильного широкополосного доступа. За последние несколько лет «МегаФон» активно инвестировал в развитие сетей третьего поколения. Также мы активно стимулировали дистрибьюцию модемов для мобильного интернета.
Как результат, сегодня доля «МегаФона» на рынке мобильного широкополосного доступа превышает 40%, т.е. компания занимает лидирующие позиции в этой области. В частности, около 45% трафика в мобильном интернете приходится на нашу компанию.
Учитывая, что этот сегмент является самым быстрорастущим на рынке российского телекома, нам удалось выйти и на второе место по выручке – ведь сегодня абоненты используют телефон не только для разговоров, но и для доступа во всемирную сеть.
Усилия по строительству сетей третьего поколения позволяют нам привлекать все новых клиентов в целом по стране и тем самым поддерживать наши лидирующие позиции.
CNews: Насколько вам интересна экспансия на зарубежные рынки?
Валерий Ермаков: В мире существует не слишком много стран с активно развивающейся экономикой, и Россия - в их числе. Сегодня у российского рынка огромный потенциал, особенно с точки зрения развития услуг по передаче данных. На настоящий момент вклад интернета в экономику России не превышает 2%, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 5-7%. Это свидетельствует о потенциале, который есть у нашей страны.
Вклад интернета в экономику России будет увеличиваться и по прогнозам в ближайшие 7-8 лет достигнет европейского уровня. Мы верим в то, что это позволит стране быстро двигаться по пути модернизации. Ведь в современном мире более 70% населения так или иначе вовлечено в процесс обмена, обработки, подготовки, распределения информации. И конкурентоспособность страны зависит от качества информационной инфраструктуры. Очень важно, чтобы каждый житель страны получил одинаковые возможности доступа к информации. Это будет положительно влиять на экономику страны, производительность труда, приведет к росту внутреннего валового продукта.
Мы считаем, что фокус на Россию – это то, что дает хороший возврат инвестиций, делает компанию финансово стабильной, позволяет развивать технологии. Поэтому мы ориентируемся на отечественный рынок, а за его пределами работаем в Таджикистане, Южной Осетии и Абхазии.
CNews: Как вы предполагаете решать вопрос с транспортной инфраструктурой за пределами Москвы?
Валерий Ермаков: Понятно, что транспортные сети являются основой предоставления высоких скоростей, передачи большого объема информации. И очевидно, что транспортные сети, которые создавались для работы с мобильным голосом, оптимизированы исключительно для этих целей.
Когда мы говорим о передаче данных, речь идет о совершенно других объемах информации. За последние 2 года объем такого трафика только в сети «МегаФон» вырос в 25 раз, и этот рост будет продолжаться. Сегодня голос в структуре нашего трафика занимает не более 1%., то есть мы фактически стали оператором передачи данных. А это невозможно осуществить без качественных и мощных транспортных сетей.
Именно поэтому мы активно инвестируем в развитие собственной магистральной сети. С этой целью в прошлом году «МегаФон» приобрел крупнейшего магистрального оператора «Синтерра» и стал вторым после «Ростелекома» крупнейшим оператором в России по объему магистральной транспортной сети. Достигнуть таких результатов нам удалось, фактически, за шесть лет: первая волоконно-оптическая магистраль была построена «МегаФоном» в 2005 году. Одновременно, мы понимаем, что объемы трафика будут расти, в особенности, с приходом новых технологий, таких как LTE. Более того, LTE вообще не будет работать, если каждая базовая станция не будет обеспечена волоконно-оптической линией.
Поэтому развитие транспортных сетей на всех уровнях - один из основных приоритетов нашей компании. Развивая сегодня сети мобильного широкополосного доступа на базе технологий третьего поколения, мы готовимся к тому, чтобы впоследствии ее можно было использовать для LTE.
CNews: Как вы видите перспективы развития LTE?
Валерий Ермаков: Существуют три аспекта это проблемы. Первый, который, наверное, является критически важным в России, - это аспект частотный. Сегодня в России назрела необходимость расчистки частотных диапазонов для предоставления услуг LTE и формирования необходимой полосы для того, чтобы создать пул операторов, работающих на ней. Это задача, которую необходимо решать, потому что если не будет частот, то не будет и LTE. Первые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, в рамках опытной зоны, созданной «МегаФоном» вместе с «Ростелекомом» в Сочи. Думаю, что к концу 2011 г. мы придем к пониманию того, какие частотные диапазоны могут работать, а к 2012-2013 годам будут окончательно определены частотные диапазоны, количество игроков и решены многие другие вопросы.
Второй аспект, который не менее важен, - это готовность транспортных сетей. Если мы получим доступ к технологиям LTE, то достаточно быстро cможем развернуть их на уровне установки базовых станций. Но полученный результат будет мало отличаться от уже существующих 3G или WiMax, потому что для LTE нужны качественные транспортные сети. Одним из главных конкурентных преимуществ «МегаФона» является то, что у нас самая развитая транспортная сеть. Тем не менее, в целом по стране операторам потребуется еще несколько лет, прежде чем транспортные сети будут соответствовать требованиям LTE.
И третий аспект, который тоже не менее важен, - должно появиться достаточное количество устройств, поддерживающих эту технологию. Сегодня на рынке представлены единичные модели, в первую очередь, модемов, которые поддерживают LTE. Существует буквально пара таких телефонов. Их широкое распространение займет определенное время.
По моим оценкам, по всем трем аспектам рынок будет готов к LTE не ранее 2014 года.
CNews: Планируете ли вы запуск 3G на частотах GSM 900/1800?
Валерий Ермаков: В настоящее время мы работаем в тех частотных диапазонах, которые определены под 3G, и этого вполне достаточно для того, чтобы предоставлять качественные и эффективные услуги.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, устойчива сложившаяся расстановка сил в российском телекоме? Каких изменений здесь вы ждете - и с чем связываете?
Валерий Ермаков: Когда мы говорим про спорт высоких достижений, очень сложно делать прогнозы, кто будет следующим победителем. И это нормально. Кроме того, мы работаем в высококонкурентной сфере, что еще больше осложняет прогнозирование.
Какая будет расстановка сил? Все будет зависеть от того, как игроки адаптируются к новым условиям рынка и будут удовлетворять желания клиентов.
CNews: Спасибо.