|
|
Обзор
Телеком 2011CNews: Каким образом на вашей компании и в целом на рынке сказался финансовый кризис?
Константин Левчин: Крупные операторы сократили международную экспансию. Высвободившиеся ресурсы возвращаются на локальный рынок, увеличивается «удельное давление» оператора на российском рынке, растет конкуренция, что ужесточает требования к предлагаемым нами решениям.
Принимая решение о начале проекта, оператор руководствуется в большей степени не техническими концепциями и стандартами, а экономическими параметрами, что, конечно, негативно влияет на компании, работающие в сфере высоких технологий, да и на развитие технологий в отрасли. Но это для нас не сюрприз, лет 5 назад подобные процессы уже происходили в Европе, и еще раньше в США.
CNews: Какие тенденции являются сейчас ключевыми на телекоммуникационном рынке?
Константин Левчин: Этот год очень насыщен событиями в стане «новых игроков» телекоммуникационного рынка, возможно, впоследствии мы назовем его предреволюционным. Facebook запустил свой instant-messanger, Google - бесплатный видеочат, Apple - Facetime, десятки новых «облачных» услуг связи. Skype обрел нового владельца, а вместе с ним и легализацию. Я думаю, что очень скоро вопросы, которые были к Skype у регулирующих органов сначала в Америке, потом в Европе и России, будут решены. Сложилась ситуация, которую можно назвать революционной. Несомненно, традиционные операторы ее видят и понимают.
К сожалению, они вынуждены принимать решения в одиночку. До настоящего времени нет ни одной сложившейся ролевой модели - примера, когда оператор боролся бы с этими угрозами и выиграл. Попытки есть, например, платформа 360 от Vodafone, набор стандартов RCS (Rich Communication Suite) от GSMA, но их нельзя назвать успешными.
CNews: То есть вы имеете в виду, что традиционные операторы находятся под угрозой экспансии интернет-компаний?
Константин Левчин: Количество абонентов «облачных» услуг связи будет расти колоссальными темпами при медленном дрейфе к насыщению абонентской базы традиционных операторов. Операторы стали реально терять доходы. Попытки внедрить услуги из портфеля «облачных» на традиционных сетях, в которых ассоциация GSM видела решение - набор услуг для универсальной адресной книги, мгновенного обмена сообщениями, фото - и видео информацией - не увенчались успехом: все пилоты закончились не очень удачно.
Согласно результатам, представленным на прошедшей конференции RCS GSMA, практически во всех пилотных проектах повторялась с некоторыми вариациями одна и та же ситуация. От 300 тысяч до 300 миллионов привлеченных абонентов в зависимости от страны и, соответственно, плотности проникновения, от 2-х месяцев до 1 года бесплатного периода опытной эксплуатации, после этого оператор начинает взимать абонентскую плату. В течение двух недель абонентская база падает до десятков тысяч, а в некоторых случаях до сотен абонентов, и услуга, фактически, уходит с рынка.
Текущую позицию ассоциации операторов GSM, также как и многих институтов по стандартизации, можно называть «редукцией вектора ожидания», то есть они стремятся зафиксировать текущий стандарт в текущей или даже упрощенной версии с целью сокращения времени до выхода услуги на рынок и издержек оператора. Появившийся в марте стандарт RCS-e с уменьшенным набором услуг - хороший пример.
Такая тнденция не нова. В свое время, ParlayX пришел на замену OSA PARLAY, а еще раньше в нашей стране был разработан и зафиксирован INAP-R - поднабор развивающегося стандарта ИСС.
CNews: В чем причина таких неудач?
Константин Левчин: Оператор пытается копировать для своих «облачных» услуг приложения, успешные в интернете, и абоненту индуцировано представление о том, что эти услуги должны быть бесплатными. Как только вы начинаете брать за них абонентскую или любую другую плату, абонент немедленно уходит. Ему совершенно не нужна платная услуга оператора, которая к тому же повторяет то, что уже существует в интернете.
CNews: Какие выходы существуют для оператора?
Константин Левчин: В такой ситуации рассматриваются разные стратегии. Есть стратегия технологического развития и перевооружения транспортной сети и коммутации: продолжает активно внедряться 3G, совершаются уверенные шаги в сторону 4G и LTE, внедряется IMS - где-то сразу, а где-то операторы ожидают (и небезосновательно) существенного сокращения стоимости ядра или ждут отдачи от уже вложенных инвестиций в NGN. Но техническое перевооружение, скорее всего, не снимет проблему борьбы с новыми игроками, а обострит ее. Я вообще не жду сюрпризов от 4G и LTE, здесь развитие обусловлено текущими стандартами.
Водораздел пройдет, скорее всего, там, где оператор будет выбирать стратегию борьбы с новыми игроками за сохранение своих позиций. Здесь можно бороться на своем поле, там, где оператор имеет преимущество в доступе, транспорте. Мы знаем два варианта такой борьбы. Первый - так называемая «тупая труба»: оператор пытается отладить свою сеть, в разы сократить себестоимость и сделать ее идеальной для использования в качестве транспорта - дешевой, быстрой и надежной. Считается, что эта стратегия проигрышная, хотя мне кажется, что ничего плохого в хорошо отлаженной трубе нет.
Как правило, в противовес этой стратегии ставится стратегия «умной трубы», хотя я бы не стал их сильно разделять. Сколько интеллекта в трубе, распознающей цвет жидкости, которая по ней течет, и выбирающей в соответствии с этим тариф, или умеющей сужаться-расширяться в зависимости от прокаченного количества? Не так много.
Хотя именно в сфере Policy and Charging Rules Function мы успешно работаем с крупными операторами, разрабатывая приложения, где логика построена не только на обработке параметров контента, но и контекста сессии или вызова. Например, тарифные опции МТС «Бит», «Супербит», функционал «Турбо-кнопка» - это интеллектуальное управление ресурсами сети, исключающее распространенную ситуацию, когда 10% абонентов поглощают 90% пропускной способности. Соответственно, при включении данных опций, вводится неограниченный доступ, но с гибким регулированием полосы пропускания, начиная с определенных порогов, статических и динамических, параметры которых настраиваются для достижения максимальной эффективности услуги для абонента и оператора.
CNews: Собираетесь ли вы усовершенствовать эту стратегию?
Константин Левчин: Совместно с нашими заказчиками, мы разрабатываем ряд новых принципов работы приложений в новой среде, руководствуясь принципами Telco 2.0, апологетами которых являемся с самого их появления. Скоро вы получите возможность видеть и управлять параметрами своей сессии прямо из браузера, оптимизировать работу с вашими данными, а оператор сможет передавать контекст сессии для дальнейшей обработки, использовать накопленную статистку и многое другое. Таким образом, мы стараемся помочь оператору избежать закрепления позиции традиционного оператора как поставщика базовой услуги и не более.
На мой взгляд, помимо борьбы на своем поле, с «тупой» или «интеллектуальной» трубой, существует и третья стратегия - это борьба с новыми игроками, пришедшими из интернета, на их поле, когда оператор со своими услугами и приложениями пытается попасть не столько на смартфон абонента, но и на десктоп, «таблетку» или браузер пользователя. Именно за этой стратегией мы видим будущее наших заказчиков.
CNews: Есть ли примеры таких попыток?
Константин Левчин: Да, например, программный коммуникатор «МультиФон» от «МегаФона». Он предоставляет все услуги мобильного оператора на ПК, ноутбуке, планшетах, смартфонах и других устройствах. Абонент, включая компьютер, оказывается в сети оператора со своим мобильным номером. По сути, это несбыточная мечта очень многих операторов: попасть со своими приложениями на десктоп абонента. Это трансферный канал, через который можно продавать услуги и защищенный доверительный канал. Доверяя оператору свои деньги, абонент готов доверить ему и многое другое.
CNews: Зачем нужен «МультиФон», если есть Skype?
Константин Левчин: Огромное преимущество оператора связи – наличие уникального номера абонента, MSISDN, построенного по единому для операторов всего мира стандарту E.164.
Skype ID, которые сейчас существуют, крайне неудобны. Нет единого формата, отсутствует логика кодировки (то есть невозможно определить по SkypeID, из какой страны/города пришел вызов), они не являются регулируемыми, а значит, человек может их поменять. Фактически, ресурса нумерации в Skype нет вообще. В социальных сетях дела обстоят еще хуже - там не всегда можно сказать, человек или робот зарегистрирован под соответствующими данными. По сути, это проблема всех «облачных» услуг.
Представьте себе, что я хочу предоставить кому-либо доступ к своим файлам для совместной работы. Сейчас мне приходится вспоминать их идентификаторы в соответствующем «облачном» сервисе - Google, DropBox и т.д, e-mail либо еще какие-нибудь сложные комбинации, что крайне неудобно. Если бы поставщиком подобной услуги выступал оператор мобильной связи, он бы предложил пригласить людей по номерам из моей записной книжки. Абонент выкладывает информацию, выбирает номера, имеющие доступ и уровень секретности (уведомлять ли о входе, собирать ли лог и проч.), а оператор занимается рассылкой SMS с предложением выйти в интернет, контролем доступа к файлам и т.д.
CNews: Будет возможность пригласить абонентов только этого же оператора или любых?
Константин Левчин: Это возможно для абонентов любого оператора. Регулирование в области связи гарантирует взаимодействие операторов на уровне базовых услуг, непересекаемость ресурса нумерации, механизмы взаимодействия при рассмотрении претензий и много других полезных вещей.
Но вернемся к теме конкуренции Skype с базовым оператором связи. Абоненты недооценивают ресурс нумерации, они не понимают, что стоит за десятью знаками. На самом деле, если объединить все списки, в которых встречается ваш номер, учитывая записные книжки ваших друзей, их друзей, пересечений и т.д., то получится огромный объем информации. Такую сеть принято называть социальной, хотя она больше похожа на нейронную, с очень сложными и множественными пересечениями. За десятилетия существования единой системы нумерации эта сеть, находящаяся в записных книжках телефонных операторов, поистине стала гигантской. Эта структура крайне статична, и актуальность данных вызывает вопросы, но, тем не менее, традиционные операторы, используя единые базы - систему Number Portability- всегда способны однозначно идентифицировать абонента и отправить к нему вызов.
В Skype такой возможности не существует. Более того, поскольку изначально ни в Skype, ни в Google Talk нет уникального кодирования номера, все наработки по созданию каких-либо статичных сообществ нестабильны. Например, человек может поменять адрес, и установить его связь со старым ID невозможно.
Мощные возможности оператора по идентификации абонента и маршрутизации вызова к тому терминалу, на котором ему удобнее всего принять вызов, в полной мере реализованы в «МультиФоне». При проектировании услуги мы старались максимально задействовать возможности управления вызовом, существующие в традиционной сети подвижной связи, и технологии на базе открытых протоколов SIP. В результате абонент может выбирать, где удобнее принять вызов. На работе это может быть ПК, подключенный к офисной сети, в роуминге планшет через интернет, в дороге мобильный телефон, дома SetTopBox кабельного телевидения.
CNews: Может ли оператор с помощью интернета не только предоставить новые, но и усовершенствовать существующие услуги?
Константин Левчин: Конечно. Многие традиционные услуги оператора хорошо транспонируются в «облако» при условии соблюдения сложившихся правил оказания услуг связи в интернете. Хотя, к сожалению, такого документа и не существует. Необходимо учитывать многие вещи, такие как динамичность сообществ, пресловутые «два клика», очень внятную схему оплаты, готовую к тому, что будут желающие ее обойти.
Мы пытаемся объединить некоторые обязательные, по нашему мнению, правила, в проекте H2O - Human2Operator, и на этой базе адаптировать наиболее подходящие традиционные услуги оператора к интернету. Сейчас таких услуг несколько, например, SMS-рассылки, аудиоконференции, работа с телефонной книжкой, голосовые чаты с переключением среды (форумы - комнаты для живого общения), промо-кнопка для специальных звонков по дешевым тарифам через интернет, управление входящей связью (быстрое переключение профилей по обработке входящего вызова) и т.д. По сути, H2O - это первая проба облачных услуг, предоставляемых мобильным оператором в интернете.
Управление любой услугой происходит в онлайн с помощью веб-приложения в обычном браузере. При этом абонент не только выполняет нужные действия, но и немедленно получает информацию о событиях, видит входящий вызов, может немедленно изменить его статус, например, оперативно внести звонящего в «черный список» или изменить текст / подсказку IVR, видит прогресс создания конференции, количество абонентов в комнате чата, и т.д.
CNews: Какие еще преимущества могут быть у сотовых операторов при борьбе на чужом поле?
Константин Левчин: Вообще, разница между услугой оператора в интернете и услугой в традиционной сети очень большая. Возьмем, для примера, стандартный контактный центр: абонент, который звонит на терминал с мобильного или фиксированного телефона, стоит в очереди и слушает про то, что его звонок крайне важен для них. Возможна навигация по меню путем тонового набора с долгими подсказками. По сути, за тридцать лет ничего не изменилось, услуга осталась той же, и с IMS, новым ядром и новыми технологиями будет происходить то же самое.
А теперь представьте себе, что эту услугу абонент получает в интернете из «облака». Все тот же телефонный голосовой вызов, но из браузера, открывает огромные перспективы по работе с контекстом. Появляется возможность уравнять абонента в правах с операторами центра, то есть не только операторы будут видеть, сколько людей стоит у них в очереди и что это за люди, но и абонент знает, какие операторы сейчас принимают очередь, сколько людей перед ним, стоит ли ему ждать или, может быть, лучше прийти в следующий раз. Он будет видеть, например, ID операторов, их аватары, и получит возможность выбирать, что для него важнее - конкретный оператор (чтобы не рассказывать свою историю сначала еще раз), специальные знания оператора центра (так как вопрос требует специфики) или просто указать время, которым он располагает и в течение которого он может ждать.
Пока есть время, вы можете пообщаться посредством чата с другими стоящими в очереди, заполнить форму, написать, в конце концов, контекст своего вызова в виде короткого сообщения, например, «товарищи, я потерял кошелек, ответьте на звонок как можно быстрее».
CNews: Передача контекста вызова используется только при общении абонента с Call-центром?
Константин Левчин: Нет, мы стараемся реализовывать такую возможность во всех наших проектах, так как считаем, что передача контента без контекста в принципе устарела.
Ведь прием голосового или видеовызова – это серьезные эмоциональные инвестиции для любого человека. Людям проще написать SMS, чем позвонить, и это одна из причин миграции абонентов в интернет. Предоставляя абоненту максимальную гибкость в общении до, а может быть и вместо установления соединения, мы стараемся снять эту нагрузку. Правда, при этом оператору стоит переоценить свою модель - правильно ли считать ценность разговора в минутах?
Контекст вызова включает в себя и историю прошлых взаимодействий. В интернете вы легко прикладываете к электронному письму предыдущую переписку. Почему не дать абоненту ту же возможность? Если абоненту доступна запись вызовов, он может легко ссылаться на свои звонки. И это еще один пример того, как интернет-возможности и идеология могут использоваться традиционными операторами.
CNews: Это и есть конвергенция телекоммуникационных услуг?
Константин Левчин: Исторически сложилось, что и в Европе, и у нас под конвергенцией в телекоммуникациях принято понимать объединение услуг сетей разного профиля. Между тем термин возник в Америке и обозначал деятельность оператора в смежных и даже далеких от его лицензии областях, где он, тем не менее, использует свои наработки, ресурсы и знания и получает соответствующую прибыль от синергии. Борьба традиционного оператора на чужом поле - в области «облачных» услуг в интернете - это и есть конвергенция.
Тем не менее, технологические аспекты конвергенции, безусловно, очень важны. Разработка услуг в смежных сетях требует решения сложнейших задач, как правило, довольно нестрогих стандартов. На уровне доступа, транспортном уровне, уровне коммутации, в тарификации и авторизации, нам это удалось.
Многое предстоит сделать на следующем уровне – уровне конвергенции услуг, когда элементы услуг предоставляются разными, по сути, сетями, но услуга при этом является единой. Существует много интересных примеров, в частности , авторизация через SMS. Во всем мире абоненты получают пароль по SMS, а затем вводят его для авторизации на каком-либо ресурсе в интернете. Два мощнейших процессора вашего телефона и компьютера связаны между собой медленным, неустойчивым, ненадежным процессом ввода ничего не значащих цифр с клавиатуры. Сколько заблокированных счетов, неполученных услуг, потерянного времени…
Есть гораздо более изящные решения, не требующие новых технологий. Например, система может позвонить абоненту, проверив тем самым принадлежность MSISDN, и если он поднесет телефон к динамику компьютера, авторизация произойдет через закодированный аудиокод.
CNews: Действительно ли оператору так необходим выход в интернет? И какие проблемы могут быть у оператора на этом пути?
Константин Левчин: Операторам необходимо что-то предпринимать. Каждый месяц абонент, видя растущий счет за интернет, все более раздражается. Он не понимает, за что платит, так как пользуется не самим интернетом, а различными сервисами: Skype, Google Maps и др. Абоненты мигрируют туда, где дешевле получить доступ к «облаку».
Мне кажется, традиционный оператор может успешно бороться за своего абонента в новых условиях, если будет следовать нескольким принципам: ценность вызова не в минутах, в них только себестоимость; передача контента без учета контекста не эффективна; преобразование контекстов- задача оператора, а не абонента.
Мы всегда работали и будем работать на стороне традиционного оператора, и я уверен, что они найдут выход в новые для себя сферы «облачных» телекоммуникаций.
CNews: Спасибо.