|
|
Обзор
Телеком 2011CNews: Какие тенденции определяют сегодня развитие рынка телекоммуникаций в России, на ваш взгляд?
Виталий Котов: На настоящий момент я бы выделил два тренда в развитии телекоммуникационного рынка в России.
Во-первых, это тенденция укрупнения операторов и, как следствие, снижения конкуренции на рынке конечных пользователей. К 2011 году образовалось четыре крупных игрока, доходы которых примерно равны между собой и в 5-6 раз превосходят доходы ближайших конкурентов. Все они представляют собой вертикально-интегрированные компании с полным комплексом услуг связи.
Вторая тенденция сформировалась под воздействием ожиданий потребителей. Это тенденция к пакетированию услуг и их переводу с коммутации каналов на коммутацию пакетов. Клиент заинтересован в получении пакета услуг связи (а часто и в сфере ИТ) от одного поставщика.
CNews: Какие факторы в наибольшей степени влияют на магистральный рынок?
Виталий Котов: Магистральный рынок простой и понятный: есть оптоволоконные сети, по ним операторы РФ осуществляют доставку контента из одной точки в другую. Например, из Гонконга в Амстердам или из Москвы в Челябинск. На развитие этого рынка сильно влияет объем передаваемой информации, который в последнее время быстро растет. Пользователями становится все больше востребован «тяжелый» мультимедийный контент, например, HD-видео в режиме онлайн. Необходимость отвечать на запросы клиентов требует от операторов инвестиций в увеличение пропускной способности сетей.
Одновременно налицо сокращение объема рынка в денежном эквиваленте. Если пять лет назад на рынке было два магистральных оператора – ТТК и бывший монополист, а основными потребителями их услуг были мобильные операторы, то на сегодняшний день все участники «большой тройки», в той или иной степени, располагают собственными магистралями. С одной стороны, это привело к усилению конкуренции: раньше клиенты выбирали между двумя игроками, теперь – между пятью. С другой – исчезновение трех ключевых потребителей магистральных услуг привело к «сжатию» рынка.
При этом спрос на емкость для передачи контента растет. Увеличение потребностей рынка в емкостях при опережающем снижение цены за единицу продукции вынуждает операторов искать «новые» источники финансирования для расширения магистралей, например, пытаться «заставить» контент-провайдеров платить за доставку контента к пользователю, предложив им взамен кратчайший маршрут.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что конечный пользователь платит, с одной стороны, операторам за доступ в интернет, а с другой – контент-провайдерам за саму информацию. В цепочке между пользователем и контентом присутствуют три звена: локальный оператор, магистральный оператор и владелец контента. Так или иначе, именно они распределяют между собой деньги, поступающие от пользователя, однако общепринятых правил этого распределения на сегодняшний день не существует. Правила создает рынок, и пока они, к сожалению, не в пользу владельцев магистралей. Нахождение «справедливой» пропорции распределения доходов – важная задача, стоящая перед всеми участниками рынка.
CNews: Какие направления магистрального бизнеса ТТК в настоящее время развиваются наиболее динамично?
Виталий Котов: Во-первых, это услуги, связанные с транзитной передачей данных. Это направление является самым перспективным и приносит основные деньги. Во-вторых, это международный бизнес.
CNews: Какие услуги ТТК наиболее востребованы рынком – по опыту последних лет?
Виталий Котов: Если говорить о корпоративных клиентах, то последние 5-7 лет наиболее востребованы услуги, связанные с созданием корпоративных сетей, которые позволяют объединить офисы компаний, расположенные как на территории России, так и за рубежом. Мы предоставляем услуги по построению таких сетей, а также поставляем и обслуживаем оборудование, необходимое клиенту.
Операторами по-прежнему востребована аренда магистралей. За последние 5 лет, идя навстречу нашим клиентам, нам удалось уменьшить стоимость аренды почти в 10 раз, благодаря использованию нового оборудования, обеспечивающего большую пропускную способность сети, и работой над снижением наших затрат.
CNews: В силу специфики вашей компании - как распределяются задачи между ТТК и ЦСС РЖД, в каких аспектах вы взаимодействуете?
Виталий Котов: Российские железные дороги являются одновременно и основным акционером нашей компании, и ее VIP-клиентом. ЦСС – это филиал ОАО РЖД, который обслуживает телекоммуникационную инфраструктуру РЖД.
CNews: Как строится ваше взаимодействие с операторами связи, в частности, по резервированию сетей? Как можно оценить результаты сотрудничества, например, с «Эр-Телекомом»?
Виталий Котов: Если рассматривать магистральный сегмент, то резервирование здесь для ТТК является скорее исключением. Для ТТК данный вопрос обусловлен топологией железных дорог – около 90% протяженности цифровых сетей имеют резервирование за счет географически разнесенных сетей.
Что касается «Эр-Телекома», то мы стараемся максимально удовлетворить потребности оператора в емкости для обслуживания клиентского трафика. «Эр-Телеком» является одним из крупнейших партнеров ТТК. Мы надеемся в начале следующего года, после существенного расширения пропускной способности магистральной сети ТТК, расширить наше взаимодействие.
CNews: Какова структура выручки «Транстелекома» по направлениям деятельности в настоящий момент, и как она предположительно должна измениться к 2015 г., в соответствии с принятой ТТК стратегией 2011-2015?
Виталий Котов: Компания ТТК развивает розничный бизнес, магистральный бизнес и направление «системная интеграция и строительство». На сегодняшний день магистральное направление генерирует более 70% маржинальной прибыли компании, к 2015 году эта цифра составит около 50% из-за роста прибыли розничного направления.
CNews: Как известно, недавно РЖД передало ТТК в эксплуатацию 22 тыс. км сети. Планируется ли их коммерческое использование?
Виталий Котов: Мы уже приступили к коммерческой эксплуатации этих сетей на региональном уровне. В дальнейшем, если будет возникать необходимость, мы будем инвестировать дополнительные средства в их развитие.
CNews: Как развивается зарубежное партнерство ТТК?
Виталий Котов: Россия расположена между двумя крупнейшими экономическими центрами – европейским и азиатским. Транзитный потенциал нашей страны значителен, он используется многими отраслями. Отраслью связи, как мне кажется, наиболее успешно.
На данный момент на рынке транзита помимо ТТК работает несколько компаний. Объем рынка сравнительно небольшой. Расходы на строительство транзитной сети окупаются небыстро, поэтому международный транзит часто выступает дополнением локального бизнеса операторов.
В последние пять лет транзитный рынок демонстрирует рост. Связано это, в первую очередь, с развитием китайской экономики и активным распространением широкополосного доступа в Интернет среди миллиардного населения этой страны
CNews: Планируете ли вы расширение зарубежного партнерства в ближайшее время?
Виталий Котов: Первые контракты с международными операторами были заключены ТТК около 10 лет назад, и с тех пор мы постоянно развиваем это направление. Конкуренцию российским магистралям составляют альтернативные транзитные маршруты, проходящие по подводным кабелям в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах. Российский маршрут пока не является основным. Морские кабельные системы, как правило, строятся в консорциуме несколькими крупными компаниями. Организовать такой консорциум – дело непростое и небыстрое.
CNews: Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?
Виталий Котов: Рынок не стоит на месте, на нем появляются новые игроки. Наша основная задача в магистральном бизнесе – защитить свои позиции. Сейчас наша цель – расти вместе с рынком.
CNews: ТТК недавно заявил о планах провести ребрендинг. Когда мы сможем увидеть новый бренд, и какие надежды возлагаются на него компанией?
Виталий Котов: Решение о ребрендинге принято в рамках новой Стратегии ТТК и связано с развитием компании на розничном рынке. Основная задача ребрендинга – сделать образ компании запоминающимся и узнаваемым. Презентация нового бренда ТТК запланирована на ближайшие месяцы, так что ждать осталось недолго.
CNews: Спасибо.