|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Географическое распределение бизнеса отечественных телеком-компаний в 2011 г. изменилось незначительно: в фокусе внимания по-прежнему оставались страны Азии, где и раньше было сильно влияние российских связистов. Тем не менее постепенно операторы начинают активно осваивать и другие регионы.
Как и в прошлые годы, основную деятельность по развитию телеком-рынка за рубежом вели сотовые операторы – "большая тройка" наращивала уже имеющиеся активы и привлекала под эти проекты дополнительное финансирование. В списке "горячих" регионов по-прежнему значились азиатские страны (Юго-Западная Азия) и Ближний Восток и Африка.
Например, АФК "Система" в середине 2011 г. официально объявила о намерениях выстроить на базе своей "дочки" МТС глобального телекоммуникационного игрока. По оценкам корпорации, в активе нового телеком-оператора должно было быть 200-300 млн абонентов и несколько десятков стран. Чтобы реализовать подобный проект, МТС рассматривала развитие дочерней компании "Системы" Sistema Shyam TeleServices Ltd. (SSTL), работающей в Индии, поскольку по числу потенциальных абонентов сотовой связи эта страна превосходит практически весь Евросоюз. Кроме того, бизнес самой SSTL развивался интенсивно – оператор подключил 16 млн абонентов за 2 года работы, выйдя на показатели по привлечению 1 млн абонентов в месяц.
Тогда в АФК "Система" не раскрывали итоговую схему трансформации МТС и роль SSTL или другого оператора в реализации стратегии достижения лидерства на рынке. Президент корпорации Михаил Шамолин в начале октября 2011 г., по данным обзора аналитиков "ВТБ Капитала" по итогам встречи с менеджментом АФК заявлял, что корпорация готова обменять свой пакет МТС на долю в крупной международной телекоммуникационной компании. В январе 2012 г. появилась информация, что МТС начали переговоры о создании альянса с рядом ведущих телекоммуникационных компаний, чтобы войти в "топ-5" крупнейших мировых телекомов, заплатив при этом справедливую цену.
Тем не менее уже в феврале топ-менеджмент МТС определился с тем, что активов, слияние с которыми однозначно приводило бы к созданию стоимости для акционеров, для группы нет, хотя МТС активно изучает рынки Европы, Азии и Африки. В СМИ Михаил Шамолин, на тот момент президент МТС, а позже – президент АФК "Система", придерживался еще более радикальной точки зрения, отмечая, что телекоммуникационный рынок СНГ МТС в целом неинтересен, поскольку он остановил рост и достаточно сильно зависит от нестабильности местных валют. В Европе же и Африке МТС пока не знают, как будут зарабатывать деньги на глобализации активов, поскольку новых для себя направлений для рыночного роста, на взгляд компании, в этой области нет.
Очевидно, что такие оценки инвестпривлекательности регионов МТС давали из расчета влияния на своих акционеров, которые видели развитие в 2011 г. прямого конкурента – Vimpelcom. У этой телеком-компании произошла крупнейшая сделка на сумму 20 млрд долл. с египетским миллиардером Нагибом Савирисом, владельцем Wind Telecom. Сделка открыла доступ к телеком-активам холдинга и вывела Vimpelcom на шестое место по величине абонентской базы в мире. МТС общались с Савирисом до "Вымпелкома", но переговоры не увенчались успехом из-за расхождений сторон. Уже после покупки Vimpelcom топ-менеджмент АФК и МТС заявили, что синергетический эффект (на котором уже второй раз в своей истории сделал акцент "Вымпелком" (в первый раз при приобретении операторов связи в России и СНГ в 2008–2010 годах) на уровне слияния активов будет неощутим, поскольку, имея сети сотовой связи в России и где-нибудь в Африке, получить эффект экономии на масштабе вряд ли удастся.
В конце концов уже в 2012 г. Sistema Shyam TeleServices Limited объявила о получении кредита на развитие своей операционной деятельности в Индии в индийских рупиях в объеме, эквивалентном 200 млн долл. Первая половина суммы предоставлена ICICI Bank, а вторая – Barclays Bank. Трехлетний кредит, выбранный единым траншем, обеспечен пропорционально аккредитивом и банковской гарантией "Газпромбанка", который подписал соответствующие кредитные поручения.
Помимо расширения абонентских баз российские операторы в 2011 г. делали ставку на партнерство по предоставлению услуг дальней связи и транзита трафика. Подобная тенденция связана с решением операторских задач по пропуску постоянно кратно увеличивающихся объемов данных в сетях. Так, "Мегафон" рассчитывает на партнерство с другими государствами Европы и Азии в реализации инфраструктурного проекта Dream, который поможет ему выйти на новый уровень межоператорского взаимодействия и дополнит портфель оператора по услугам для корпоративных клиентов по всему миру.
Конкурент "Мегафона" – "Ростелеком" – в свою очередь тоже заинтересован в дальнейшем развитии наземных маршрутов в Азию в сотрудничестве с другими государствами (Китай, Япония, Казахстан) в рамках транзитного проекта TEA. Бизнес-ценность и Dream, и TEA заключается в том, что для их владельцев появляется возможность подзаработать на сдаче в аренду сети дальней связи, пытаясь быстро окупить капитальные затраты на ее строительство.
Однако если "Мегафон" еще только присматривался к возможным партнерствам в области транзита трафика и не делал "резких движений" в плане поглощения перспективных активов, то "Ростелеком" последовательно шел от анализа возможностей рынка к активным действиям. Так, в феврале 2011 г. "Ростелеком" занимала только идея завершить консолидацию региональных активов "Связьинвеста". Оператор не планировал международную экспансию на горизонте ближайших нескольких лет из-за невозможности получить конкурентные преимущества после покупки других компаний. Почти год спустя он провел сделку, открывшую его серию слияний на рынке международной дальней связи (планируется поглощение порядка десятка компаний в течение года).
Топ-менеджмент "Ростелекома" избрал стратегию инвестирования в близкие по менталитету рынки, заявил глава компании, взял за образец опыт Telefonica, поглотившей испанских и латиноамериканских провайдеров. Результатом этой стратегии в корреляции на реалии России стало приобретение "Ростелекомом" 75% минус одной акции армянского магистрального интернет-оператора GNC-Alfa. Сумма сделки составила 22,5 млн долл. (682 млн руб.). GNC-Alfa обладает магистральной сетью передачи данных протяженностью 1,5 тыс. км., которая охватывает 70% территории Армении. Также оператор имеет стыки с сетями Грузии и Ирана. Данная сделка стала первой для "Ростелекома" покупкой за пределами России, хотя ранее оператор интересовался телекоммуникационными операторами в Грузии, Киргизии и той же Армении, но безрезультатно.
Экспансия сотовиков на иностранные рынки, активно разворачивающаяся в середине 2000-х годов, привела в 2011 г. и к негативным последствиям, связанным с рискованным положением иностранных бизнесов-операторов. На острие атаки попали снова МТС и Vimpelcom. У первой компании произошел экстраординарный случай полной потери активов в Туркменистане, у второго телеком-гиганта возникли серьезные трудности в Алжире.
Применительно к МТС обострение ситуации в Туркмении послужило поводом для обращения оператора к публичным "анти-пиар" заявлениям. Оператор накануне проводившейся в Сингапуре конференции "Turkmenistan Oil & Gas Road Show 2011" распространил среди ее участников (в их числе ConocoPhillips, ExxonMobil, Credit Suisse, Deutsche Bank и другие – всего 95 компаний) письмо, в котором описал свой опыт инвестирования в страну и дал оценку благонадежности туркменских партнеров, считая свою позицию репрезентативной.
Речь шла об истории проблемы актива МТС – туркменского оператора Barash Communications Technologies (BCTI), занимавшего лидирующую позицию на рынке подвижной связи с долей 83%, после истечения трехстороннего договора между МТС, ее "дочкой" и регулятором рынка в лице минсвязи Туркмении. Он не был продлен вовремя, и местные власти потребовали МТС расторгнуть все контракты с абонентами (2,4 млн) и провести с ними взаиморасчеты, а с 1 января 2011 г. у компании фактически отозвали частоты. По оценкам МТС, ущерб от потери бизнеса составил около 585 млн долл. (из расчета на срок на 5 лет без дисконтирования чистой прибыли), а в годовой отчетности МТС этот убыток выражен в 160 млн долл., что практически сопоставимо с доходами "дочки" за девять месяцев 2010 г. (157,7 млн долл.).
В письме МТС рассказали участникам конференции, что на рассмотрении международного арбитража при Международной торговой палате находятся совместный иск МТС и BCTI к министерству связи Туркмении, а также иски BCTI к государственным операторам "Туркментелеком" и "Алтын Асыр". Кроме того, в январе 2011 г. МТС также отправляли в адрес правительства Туркмении письмо с предложением урегулировать разногласия путем переговоров, поскольку оно является необходимым условием для возможной подачи иска по защите инвестиций в международный центр по урегулированию инвестиционных споров, входящий в группу Всемирного банка.
Примечательно, что вместо конструктивного диалога в туркменских СМИ, выдержки из которых указаны в письме МТС, официальные лица Туркменистана заявили, что предполагают использовать инфраструктуру, созданную МТС (в нее было вложено 188,4 млн долл. с 2005 г.), для дальнейшего развития телекомсектора, но уже без участия МТС.
Эксперты объясняют подобную ситуацию тем, что изменившийся в 2006 г. политический истеблишмент пересмотрел практику ведения дел с иностранными инвесторами в пользу более осторожных шагов, но при этом не повысил прозрачность ведения бизнеса. Российским же компаниям, выходящим на рынки Средней Азии, теперь придется учитывать подобные риски и иметь условный план альтернативного развития событий – так, Михаил Шамолин отметил готовность как перезапуска BCTI, так и перепродажи актива по справедливой для оператора стоимости в 600 млн долл., на которую уже есть интересующиеся покупатели.
У Vimpelcom ситуация была более драматичной, но менее негативной – отечественный телеком-гигант подавал жалобу на власти Алжира в международный арбитраж из-за раздела крупнейшего в стране сотового оператора Orascom Telecom Algeria (Djezzy), 98% акций которого владеет Vimpelcom, но преимущественным правом на покупку владеет при этом правительство страны.
Проблема состояла в том, что власти предъявили Vimpelcom штраф в размере 1,3 млрд долл. из-за того, что ее "дочка" нарушила валютное законодательство (на Djezzy длительное время были наложены ограничения по переводу за рубеж денежных средств), и потребовали учесть эту сумму при разделе актива по оценочной стоимости. Предполагалось, что из общей оценки в 7 млрд долл. министерство финансов Алжира получит 51%, а остальные 49% останутся в собственности отечественной телеком-компании. При этом для Djezzy будут сняты ограничения на перевод денег за рубеж, ввоз инфраструктуры и у оператора появится лицензия на 3G-связь. Vimpelcom не согласился с таким поворотом событий и подал апелляцию на решение суда.
Михаил Демидов, Екатерина Немерич