|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Отечественный рынок мобильных устройств взорвался в начале 2011 г. от "планшетной лихорадки". Стимулом к его росту послужили не массовые продажи iPad, а огромное количество Android-устройств от разных вендоров и цены, позволяющие предпочесть планшет покупке нетбуку или ридеру. Тенденция сохранится и в 2012 г., уверены все без исключения игроки рынка.
Объем российского рынка планшетных компьютеров в 2011 г. составил 1 млн устройств. Тогда как в 2010 г. в стране было реализовано около 450 тыс. планшетов, что меньше, чем электронных ридеров, такая информация озвучена компанией PocketBook Rus. Фактически объемы рынка увеличились в два раза и, по прогнозам компании, по итогам 2012 г. рынок вырастет еще больше, достигнув отметки в 2 млн экземпляров. Несколько менее оптимистичные цифры приводит другой игрок российского рынка, компания Prestigio. В 2011 г., по ее данным, было продано 600–700 тыс. планшетных компьютеров. Прогноз роста в 2012 г. составляет от 1200 тыс. до 1400 тыс. штук.
По оценке ГК "Связной", за первый квартал 2012 г. в России было продано примерно 330 тыс., а за пять месяцев, по предварительным данным, около 550 тыс. планшетов. Все они оснащены Wi-Fi, но около 37% не поддерживало 3G. В "Евросети" подсчитали, что за первое полугодие будет продано около 670 тыс. планшетов на сумму 11 млрд руб.
Российский рынок значительно отличается от рынка западного. Если в США и Европе Apple по-прежнему доминирует с большим отрывом (единственное существенное изменение рыночных сил было под силу Amazon с их планшетником на Android Kindle Fire – эта модель стала второй по популярности после iPad), то в России из-за усиления позиций Samsung доля компании из Купертино снизилась с 60% до 35–40%. Тем не менее лидером остается Apple, Samsung – на втором месте, а дальше следует большой массив брендов, где сложно выделить одного лидера ридера. По мнению Юрия Антошкина, исполнительного директора Prestigio в странах СНГ и Европы, топ-5 поставщиков по объемам продаж состоит (в порядке убывания) из Apple, Samsung, Acer, Asus, Prestigio. Причем у двух последних игроков, по его мнению, примерно одинаковая доля – по 5%. Так происходит потому, что россияне по-прежнему воспринимают планшет как имиджевое устройство, поэтому отдают предпочтение дорогостоящим моделям из премиум-сегмента.
Поставки смартфонов в Россию
Источник: IDC, 2012
Главная задача для любого производителя – создать качественный сбалансированный продукт, который можно будет выпускать в массовых объемах. "Хороший экран, процессор и другие комплектующие высокого уровня, дизайн, надежность устройства – за все нужно платить. Естественно, что у большинства нишевых игроков такой возможности нет – их устройства, как правило, производятся из недорогих комплектующих. Зато в продаже уже есть планшеты, которые продаются по 3-4 тыс. руб. Со временем, возможно, планка опустится еще ниже", – прогнозирует Евгений Милица, генеральный директор PocketBook Rus. Другие опрошенные CNews эксперты уверены, что крупные фирмы, которые сами занимаются разработкой продукции и заботятся о ее качестве, будут играть в среднем ценовом сегменте, а в высшем ценовом сегменте останутся только Apple и Samsung.
Смартфоны на Android уже обогнали по объемам продаж продукцию Apple и заняли первое место на мировом рынке. Вероятно, аналогичная ситуация сложится в скором времени и в сегменте планшетных компьютеров, уверены продавцы устройств из крупных ритейлеров. Вносит свои коррективы и смежный рынок ридеров, часть из которых имеет характеристики, схожие с планшетами. Так, например, в актуальной линейке PocketBook есть 4 мультимедийных ридера под управлением Android, являющихся по сути полноценными планшетами: PocketBook A 10'', PocketBook A 7'', PocketBook A 10'' 3G и PocketBook A 7'' 3G.
Windows 8, по мнению аналитиков, достаточно своеобразная и интересная платформа, как минимум, за счет своей интеграции с обычными настольными ПК. Если планшеты с Windows 8 на борту продемонстрируют хорошее энергосбережение, а Microsoft продолжит развивать и поддерживать эту систему, то Windows 8 наверняка займет свою нишу. Однако судить о том, насколько сектор будет емким, пока сложно, полагают они.
Новый планшет Surface заинтересует в первую очередь тех, кто позитивно относится к продуктам Microsoft, а также интересуется Windows 8. Однако серьезным конкурентом для планшетов Apple и Samsung Surface от Microsoft вряд ли станет. Производство гаджетов – не их профиль, и им приходится создавать сбытовую систему для планшета с нуля. Кроме того, в характеристиках у Surface нет ничего экстраординарного.
Главная деталь любого планшета – это экран, через который пользователь взаимодействует с интерфейсом (вводит текст, нажимает на элементы меню и так далее). Формально разделение устройств на рынке можно провести именно по критерию исполнения дисплея – по тому, какого он размера и на основе какой матрицы изготовлен.
Топовые устройства обычно построены на IPS-матрице, используемой в iPad и iPad 2. Главное их различие – в яркости. У дисплеев iPad 1 этот показатель составляет 300 кД/кв.м., а у iPad 2 – 400 кД/кв.м. Преимущества IPS-матрицы перед обычным TFT – большая яркость, контрастность, четкость, улучшенная цветопередача, большие углы обзора. За такие возможности пользователь готов голосовать рублем. Помимо коммерческого успеха iPad, у производителей альтернативных планшетов также наблюдается высокий спрос на модели с IPS-экранами. Например, в Prestigio MultiPad 9.7" PRO стоит именно такая матрица и, по словам Юрия Антошкина, она пользуется большой популярностью в Европе и поставляется в Россию ограниченными партиями: спрос на эти модели превышает предложение, их покупают быстрее, чем успевает выпускать вендор.
Среди других важнейших характеристик планшета, помимо качества дисплея и производительности процессора, значится его энергопотребление, а также емкость аккумулятора. Кроме того, пользователю важен качественный Wi-Fi-адаптер и наличие модуля 3G. Модели с возможностью работы в сетях третьего поколения пользуются в России высокой популярностью. Их доля, по усредненным оценкам аналитических компаний Gfk и SmartMarketing, составляет 60–65% от всего рынка.
Большое значение имеет возможность и умение производителем осуществлять обновление системы через сервис OTA "по воздуху", что гарантирует удобное для пользователя обновление систем в соответствии с выходом последних прошивок.
Обращают свое внимание покупатели и на дополнительные возможности планшета. Например, в PocketBook A 10'' и PocketBook A7'' это был предустановленный софт для чтения книг, доступ к интернет-магазину контента Obreey Store и аппаратные кнопки для перелистывания страниц. Также ставка делается на оптимальную для пользователя совокупность эксплуатационных характеристик.
Новшеством для отечественного потребителя будет появление планшетов с 4G-модулями связи. Они не поставлялись в Россию из-за малого количества операторов (по сути дела, одного "Скай Линка", позже добавилась Yota) и невозможности "отбить" затраты на продажу. Первым LTE-планшетом, сделанным для российского рынка, стал Samsung Galaxy Tab 8.9 LTE MegaFon Edition, продажи которого стартовали в июне 2012 г. До конца года ожидается выход еще нескольких моделей LTE-планшетов премиум-марок, а также среднего класса, предположительно на базе продукции китайских Huawei или ZTE. Возможно, что одним из них станет недавно анонсированный планшет от "Ростелекома", о котором известно только то, что он будет работать с сетями 2G/3G/4G.
Производители планшетов уверены, что в 2012 г. ожидается смещение рынка в сторону двухъядерных процессоров. Если большинство двухъядерных моделей, продающихся сегодня, нельзя назвать полноценными и отработанными, то уже через 2–3 месяца есть основания ожидать выхода большого количества качественных планшетных компьютеров с повышенной производительностью. "Покупка среднестатистического планшета на Android 4.0 с 9,7-дюймовым IPS-дисплеем с хорошим качеством и 1 ГГц процессором обойдется сегодня примерно в 8990 руб. Нормальное снижение цены обычно составляет примерно 15-20% в год, так что уже к концу года цена данного будет в районе 7990 руб., а за 8990 руб. можно будет приобрести аналогичную модель, но с двухъядерным процессором", – приводит пример расчета стоимости представитель одной из крупных ритейловых сетей.
Александр Семенов, Михаил Демидов