|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Законодательство в области цифрового ТВ-вещания в мире неразрывно связано с существованием самих стандартов таких трансляций. Без юридической базы невозможно развитие бизнеса на рынке – к осознанию этого факта уже пришли за рубежом, и, по всей видимости, готовы прийти в России. Но через некоторое время.
В конце 2011 г. на первом международном саммите "Будущее телевидения" (Future of Broadcast Television Summit, FoBTV), проходившем в китайском Шанхае, состоялось подписание документа, который должен стать поворотной точкой в развитии цифрового ТВ-вещания во всем мире. Декларация, которую подписали главы крупнейших вещательных ассоциаций и корпораций, ставит целью создание единого для всего мира стандарта цифрового эфирного телевещания.
Документ под названием "О гармонизации в области эфирного телевидения" имеет своей целью объединение вещателей в контексте создания будущих систем цифрового эфирного телевидения в мире так, чтобы достичь единого мирового стандарта, отраслевого единства и интеграции технологий. Для этого ее разработчики предлагают выработать и закрепить три основных принципа: определить требования к будущей системе эфирного вещания; изучить возможности создания единого стандарта наземного ТВ-вещания; содействовать глобальному обмену технологиями. В декларации указывалось, что ТВ-стандарты, разработанные в различных регионах в период господства аналогового телевещания, слишком "разношерстны". Но и цифровизация ТВ-рынка не сняла эту проблему полностью.
Авторы концепции замечают, что современные технологии позволяют снизить различия при движении вперед, и на протяжении почти двух страниц текста приводят многочисленные преимущества этого шага. Риторика создателей сводится к Основному аргументу, который базируется на тезисе о необходимости повышения экономической эффективности: "Мировые ресурсы ограничены, и мы должны избежать избыточного использования спектра и потребления ресурсов, подпитываемого конкуренцией между различными секторами и платформами. Мы должны искать оптимальный баланс между экономическим процветанием, технологическим прогрессом и устойчивым развитием, и мы надеемся найти возможность кросс-секторального, приграничного и межрегионального сотрудничества. Модель, основанная на низком энергопотреблении, низкой стоимости экологически чистых технологий и промышленного развития, должна быть нашей общей целью".
Подписи под документом в ноябре поставили главы вещательных организаций и органов по стандартизации стран Европы, Азии и Америки, в частности Advanced Television Systems Committee, IEEE Broadcast Technology Society, National Association of Broadcasters, компания Public Broadcasting Service из США, CBC/Radio-Canada из Канады, SET из Бразилии, NHK из Японии, Electronics and Telecommunications Research Institute из Южной Кореи, а также европейские European Broadcasting Union и Digital Video Broadcast Project (DVB) и другие.
Декларация призывает к прекращению раздела между цифровыми технологиями, что применимо и к глобальному телевидению. Подписанты соглашаются с такими тезисами, как: "Мы понимаем, что от прогресса в технологиях вещания должны выиграть как развитые, так и развивающиеся страны. Технологии глобального обмена должны стать неотъемлемой частью системы стандартизации будущего вещания" и "Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество в создании графика будущего развития телевизионной отрасли как единого целого, что даст выгоды зрителям, вещателям и производителям техники во всем мире".
Примечательно, что России не было ни в числе разработчиков документа, ни в списке подписантов, хотя на мероприятии присутствовали замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Малинин, руководитель информационно-аналитического центра РТРС Александр Калин и советник департамента международного сотрудничества Минкомсвязи Антон Колдин. Эксперты считают, что так вышло потому, что Россия не располагает ни структурами, разрабатывающими новые стандарты эфирного полноразмерного вещания, ни научными организациями с такой специализацией.
Тем не менее, цивилизованная Европа ждет от российских связистов поддержку при внедрении цифрового эфирного стандарта DVB-T2 (в силу значимости размеров территории страны), а также в лоббировании важных решений на международной сцене.
В то время как телевещатели посещали крупные отраслевые мероприятия и пытались договориться о принципах дальнейшего сотрудничества и партнерства, в России, на которую часть из них возложила ответственность за развитие цифрового ТВ в мире, фактически только-только начались внятные и осязаемые шаги по массовизации IPTV.
В конце сентября 2011 г. страна решилась на создание сетей эфирного ТВ в цифровом стандарте DVB-T2. Как минимум до конца 2015 г. сети этого стандарта будут активно возводиться по всей территории, причем в нескольких десятках российских регионов придется заменять на DVB-T2 уже построенные сети предыдущего стандарта DVB-T, которые стали никому не нужны. В этой связи поддержка нового или старого стандарта носит для России весьма политический характер. Или связистам придется снова говорить об особом пути развития телекома в стране, или начинать масштабные проекты по популяризации очередного технологического стандарта.
Прогноз доходов рынка IPTV, 1H 2011-2016
Источник: J'son & Partners Consulting, 2011
Между тем в стране не все очевидно с организационной стороной существующей схемы телерадиовещания. Так, Минкомсвязи разработало проект постановления правительства "Об утверждении положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания", где в роли лицензирующего органа выступает Роскомнадзор. Авторы документа подчеркивают, что он составлен с учетом закона о введении универсальных лицензий для СМИ, подписанного тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым 14 июня 2011 г. Закон предусматривает введение универсальных лицензий на телерадиовещание, а также закрепляет порядок лицензирования телерадиовещания.
Помимо этого, в проекте постановления обозначены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и к лицензиату, установлен порядок оформления и переоформления лицензий, что делает, согласно мнению участников рынка, предлагаемый порядок лицензирования телерадиовещания более простым по сравнению с действующим. В частности, в нем появляется понятие правового института "универсальной лицензии" для федеральных СМИ.
Связистам он понравился тем, что предусматривает еще одно упрощение – уведомительный характер сообщения сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию теле-/радиоканала по договору с вещателем. Подобная инициатива проходила в рамках намеченной на 2011 г. стратегии Минкомсвязи по упрощению процедуры лицензирования телеканалов: предполагалось отменить необходимость подтверждения технической возможности вещания.
Вместе с тем, к концу 2011 г. на рынке телевещания все-таки повеяло либеральными ветрами. Во-первых, в декабре 2011 г. вместе с выходом постановления "О лицензировании теле- и радиовещания" был отменен запрет на выдачу одной компании более двух лицензий на телевещание. Вместе с этим стало неактуальным требование жестко привязывать каналы в кабельных сетях к определенным частотам. Это требовалось для того, чтобы не допустить монополизации эфирного вещания в России. Но на практике серьезно осложняло работу медиахолдингам, имеющим несколько ТВ-каналов, и кабельщикам, которые вынуждены были обрастать множеством дочерних компаний с вещательными лицензиями, чтобы иметь возможность транслировать несколько десятков каналов.
Кроме того, в том же 2011 г. Роскомнадзор потребовал немедленного отключения всех телеканалов, которые не прошли процедуру лицензирования в соответствии с условиями, сформулированными два года назад, что привело к реальным отключениям. Все телеканалы, которые транслируются в кабельных сетях, должны быть зарегистрированы как СМИ и иметь кабельные лицензии на вещание. Именно такими драконовскими мерами Роскомнадзор проводил последовательную работу по созданию условий, при которых лицензии на вещание получили бы те телеканалы, которые уже распространялись в кабельных сетях.
Формально повода для паники не было – Минкомсвязи имеет опыт эффективного осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении российских вещателей и операторов связи, распространяющих отечественные телеканалы без соответствующих разрешительных документов или с документами, в которые не внесены все необходимые изменения, на публичном уровне и в сотрудничестве с ведущими отраслевыми общественными институтами – НАТ и АКТР. Так, подавляющая часть вещателей получила лицензии на вещание, а иностранные правообладатели создали российские юридические лица, которые смогли оформить все требуемые разрешения.
Тем не менее некоторые вещатели были несколько шокированы подобным поведением регулятора: несмотря на принятие закона, четких разъяснений по его исполнению не было предоставлено. По новому закону, всем вещателям следовало бы переоформлять все СМИ, так как по новым правилам в данном документе должно быть указано "телеканал" (ранее было "телепрограмма"). Но сам процесс переоформления не был запущен, равно как и не было объяснено, что такое универсальная лицензия и как ее получить.
Татьяна Бакажинская