|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Российский рынок цифрового телевидения в 2011 г. приобрел наконец-то законченные черты: соответствующий контент стал доступен большей части населения страны, а операторы начали вести по-настоящему серьезные конкурентные войны.
По итогам 2011 г. цифровое телевидение, государственная программа поддержки которого подогревала интерес к отрасли на протяжении последних нескольких лет, стало доступным для жителей Дальнего Востока и Тверской области, а также населения еще 41-го российского региона. Таким образом новое поколение телевещания успешно шествовало по стране – люди оставались довольны качеством сигнала. Тем не менее ситуация далека от безоблачности, которую рисуют в профильном ведомстве.
Цифровизация телевещания была затеяна не только ради технической модернизации отечественных вещателей и обновления телеаппаратуры на руках у населения с очевидной выгодой от этого производителей оборудования. Но и для более рационального распределения ресурса. В качестве примера эксперты приводят аргумент, что техническое перевооружение действующих сетей DVB-T не потребует дополнительных затрат федерального бюджета. Кроме того, в отличие от альтернативных способов доставки цифрового сигнала, сети цифрового ТВ доставляют сигнал абсолютно во все домохозяйства независимо от коммерческой привлекательности.
Для приема цифрового сигнала потребуется приобретать приставку к телевизору, а они после старта вещания в новом формате оказались в дефиците. Когда в марте трансляции начались в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, часть жителей этих городов не смогли принимать новый сигнал из-за отсутствия совместимого оборудования. По оценке аналитиков iKS-Consulting, в Москве и Санкт-Петербурге подавляющее число телезрителей – абоненты кабельных и спутниковых операторов, которых не коснется смена стандарта. Эфирное ТВ здесь принимают единицы, но в Казани это уже 37% населения, а в целом по стране – около 44%.
В качестве альтернативы приставке можно было купить новый телевизор, правда, стоимость таких моделей относится к премиум-сегменту (от 50 тыс. руб. и выше, более доступная модель одного из телевизоров от Toshiba за 33 тыс. руб. отсутствовала у большинства ритейлеров, а другие "дешевых" моделей в принципе не было на прилавках) при стоимости приставки меньшей примерно в 12 раз. Именно столько стоила ТВ-приставка от корпорации "Дженерал Сателайт", доступная на момент старта цифрового вещания в ограниченном количестве фирменных магазинов электроники NoLimit Electronics (3 магазина на Москву, 1 в Петербурге и 1 в Казани).
Ситуация шла вразрез с декларируемой чиновниками идеей предоставления населению исчерпывающей информации о переходе на "цифру" и создании комфортных условий для покупки оборудования даже для малоимущих слоев. На эти цели в бюджете ФЦП "Развитие цифрового телерадиовещания на 2009–2015 годы" было заложено 127 млрд руб. и власти были готовы к субсидированию из расчета стоимости приставки около 1500 руб.
Кроме производства ТВ-приставок, которые создавались предприятием, имеющим уже опыт взаимодействия с Минкомсвязи по реализации проекта цифрового ТВ в прошлые годы, в России запустилось коммерческое производство телевизоров Samsung и LG на заводах в Подмосковье, а также TPV Technology (в 2010 г. приобрела бизнес Philips по производству LCD-телевизоров, владеет заводом в Ленинградской области). Но производители не успели выпустить новинки на рынок, так как полный перечень технических требований к телевизорам и приставкам Минкомсвязи утвердило лишь 30 декабря 2011 г. и всю весну вендоры занимались работой по сертификации новых моделей с поддержкой DVB-T2.
Тот факт, что людям приходится за свой счет покупать приставки к телевизорам, никак не тормозит внедрение цифрового телевидения в России, уверены в Минкомсвязи. Свой оптимизм чиновники подкрепляют тезисом, что даже с учетом планируемого перехода на стандарт вещания DVB-T2 себестоимость технически простых цифровых телевизионных приемных устройств не превышает цены "простых" мобильных телефонов. Вдобавок местные власти субсидируют приобретение приставок для малоимущих.
Цифровое вещание уже данность, с которой стоит смириться в административном и техническом плане. Зато к контенту вопросов больше, чем по теме доступности оборудования. Известно, что первый мультиплекс в стандарте DVB-T2 ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" имеет недостаточное для взыскательной даже в сельской местности аудитории зрителей количество каналов (их девять: "Первый", "Россия 1", "Россия 2", "Россия 24", НТВ, "Пятый канал", "Культура", "Карусель" (детский) и один региональный плюс запускаемое с 2013 г. "Общественное телевидение").
Тем самым эфирное цифровое телевидение ставит абонентов в невыгодное положение по сравнению с IPTV или спутниковым ТВ. По этой причине многие компании не видят в этом секторе сколько-нибудь интересного для себя рынка и не верят в монетизацию цифрового ТВ в России. Кроме того, чтобы делать что-то более-менее приличное на этом рынке и не в городах-миллионниках с зашкаливающим уровнем конкуренции от кабельщиков, а в сельской местности, от оператора потребуются огромные капитальные затраты на построение опорной сети, схожей с построением мобильных сетей. Притом что и эта территория уже давно покрыта бюджетными предложениями спутниковых операторов-дискаунтеров.
Как говорил тогдашний министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров во время проведения официального запуска цифрового телевещания на территории Казанского телецентра (филиал ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть"), зона вещания в стандарте DVB-T2 в радиусе 40-60 км вокруг Казани для 1,4 млн человек, проживающих в населенных пунктах Зеленодольского, Пестречинского, Лаишевского, Высокогорского и Верхнеуслонского районов Татарстана, попадающих в зону охвата Казанского телецентра, обошлась бюджету республики в 2012 г. в 100 млн руб.
Пессимистичное восприятие перспектив цифрового ТВ в России еще раньше высказывал вице-премьер Якутии Александр Борисов на пресс-конференции в якутском пресс-центре агентства "Интерфакс – Дальний Восток" зимой 2011 г. Внедрение цифрового телевидения в России через несколько лет уничтожит региональные телеканалы, заявил он. По его словам, попасть в пакет вещания цифрового телевидения будет намного сложнее, чем получить частоту аналогового вещания. Поэтому у региональных, городских и районных компаний уже практически не будет возможности "занимать" частоты другого канала под свои передачи, например на два часа ежедневно, как это делают сейчас многие компании, вещающие в аналоговом режиме. Он считает, что даже в теории, чтобы "занять" два часа вещания, потребуется демультиплексировать имеющийся пакет, вставить свои два часа, и мультиплексировать обратно. Это дорого и технически сложно. Такая практика, характерная для нынешнего аналогового телевидения, будет практически недоступна при переходе на цифровое вещание и может поставить под угрозу дальнейшее существование многих региональных компаний и компаний уровня районов и городов.
В сухом остатке подобная инициатива чревата усилением цифрового неравенства на рынке, поскольку крупные операторы не видят особой рентабельности в покрытии средних и малых городов России – эксперты открыто заявляют, что для 40% жителей страны (оценочное количество аудитории условного "замкадья") ничего не изменится и в 2015 г. Они так и не узнают, в чем преимущества HD, что такое телевидение в формате 3D и многого другого. Под последним понимается, например, вещание со стереозвуком или другая социально важная функция, доступная в "цифре", – сопровождение видеоизображения звуковыми дорожками на разных языках, субтитрами и сурдопереводом.
В этом отношении в России пока существует только один канал, который худо-бедно реализует десятую часть этих возможностей – "Первый канал" с 2006 г. вещает в стерео. Но, как отмечают эксперты, подобная технологическая продвинутость де-факто является лишней – оно необязательно для общедоступных каналов, что, в принципе, ставит под сомнение практический смысл от всей затеи по цифровизации ТВ.
Татьяна Бакажинская, Михаил Демидов