|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
В течение последних нескольких лет мир неумолимо перемещается в Сеть, и 2011 год не стал нарушать устоявшуюся тенденцию. В топ-10 главных трендов рынка большую часть занимают тенденции, связанные с интернетом и соцсетями, – прежде всего, вызванные действиями со стороны госсектора и в части госинициатив.
Вклад интернета в развитие ВВП России может достичь 2,6% к 2015 г. (3,5% при исключении нефтегазовой отрасли) по базовому сценарию или 3,7% и 5% соответственно по оптимистичному сценарию, уверены аналитики The Boston Consulting Group. По доле интернет-экономики в ВВП Россия сейчас находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%).
Приблизительно две трети ($12,6 млрд) от объема российской интернет-экономики составляет доля потребления населением: электронная коммерция ($7,5 млрд) и затраты пользователей на доступ в интернет и соответствующие устройства ($5,1 млрд).
Российские власти планируют контролировать крупные интернет-компании, деятельность которых приравнена к стратегической. Под это определение подходят все интернет-ресурсы с числом пользователей выше 20 млн в месяц, при этом не менее половины из них должно приходится на Россию. В данный момент инвестиции в эти компании не регулируются какими-то специальными законами. Сейчас, согласно закону об иностранных инвестициях, существует специальная процедура для инвестиций в стратегические компании, согласно которой покупка более чем 10% их голосующих акций возможна лишь с разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
По оценкам игроков российского телекома, пользователи интернета в течение всего 2011 г. и первого полугодия 2012 г. активно использовали Сеть для просмотра видео. Так, 4 и 5 марта 2012 г. видео в Рунете смотрели 3,2 млн уникальных пользователей, что было связано с активным интересом СМИ к выборам президента. В обычные дни пользователей интересуют телеканалы о путешествиях (25,5 минут непрерывного просмотра), специализированные телеканалы для национальных диаспор, проживающих в России, музыкальные и спортивные каналы (16,5 и 15 минут, соответственно) и новости (13,5 минут), а также региональные каналы, просмотр которых длится в среднем по 11 минут.
Более половины зрителей находятся в Москве и Санкт-Петербурге (42% и 10%, соответственно), они в большинстве своем (91%) смотрят интернет-видео на ПК и ноутбуках. Среди планшетов лидирует iPad (4%), а среди смартфонов – iPhone (2%).
В Минкомсвязи начали контролировать рекламные предложения операторов связи. Первой задачей стало наблюдение и контроль неоправданного завышения скоростей доступа в Сеть у интернет-провайдеров для конечных пользователей. Речь идет о том, что в предложениях большинства компаний указывается максимально возможная скорость. Это предполагает, что провайдер может предоставлять более низкие скорости. В министерстве предлагают изменить эту схему, введя новые метрики оценки услуг. В частности, минимально гарантированную скорость подключения. Пока нет определенности, кто будет обеспечивать само измерение и контроль за скоростями, а также на основании каких критериев будет производиться сам замер, поскольку реальные значения слишком сильно зависят от условий того, что за данные передаются, на какое расстояние и пр.
По данным исследовательских компаний, ведущих учет интернет-аудитории, в России в 2011 г. образ web-пользователя стал непредставим без социальных сетей. Эксперты определили топ-10 сайтов по посещаемости, которые интересны россиянам – список возглавляет Mail.Ru (в Европе у него 8 место, аудитория 72 млн человек), следом идет "Яндекс" (19 место в европейском масштабе, аудитория 54 млн человек), соцсеть "В Контакте" (23 место и 46 млн человек из европейского сектора интернета). В конце 2010 г., согласно отчету comScore лидирующим сайтом в стране являлся "Яндекс", а наибольшее время российские пользователи проводили в социальных сетях (34,5 млн человек, что составляет 74,5% всей российской интернет-аудитории, примерно 9,8 часов в месяц).
Самой крупной и популярной соцсетью в Рунете являлся сайт "В Контакте", имеющий 27,8 млн уникальных посетителей в месяц. На втором месте были "Одноклассники" с валовой месячной посещаемостью 16,7 млн человек. Западные игроки имели и имеют в Рунете гораздо более слабые позиции – Facebook, лидирующий на большинстве европейских интернет-рынков, в России в августе 2010 г. собирал 4,5 млн посетителей в месяц, а в марте 2011 г. их количество достигло 5 млн. Однако в относительных цифрах зарубежная соцсеть росла быстрее всех из аналогичных ресурсов.
Согласно информации, прозвучавшей в докладе экс-президента России Дмитрия Медведева по теме "Открытое правительство", в России будет практиковаться проведение в обязательном порядке широкополосного доступа к Сети в новостройках. Наличие ШПД может стать обязательным требованием при приемке в эксплуатацию жилых домов. Это станет одной из мер по предоставлению электронных государственных и социально значимых услуг для граждан. Чиновники ожидают, что к 2014 г. 60% российских домохозяйств должны быть обеспечены доступом к Сети на скорости не ниже 10 Мбит/с (20 Мбит/с в городах), а к 2017 г. это требование должно исполняться для 95% домохозяйств.
Один из крупнейших российских телеком-операторов "Ростелеком" в 2011 г. активно занимался информатизацией госсектора и объявил о скорой готовности очередного проекта – так называемой национальной "облачной" платформы. В ней будут развернуты несколько приложений, обеспечивающих работу медицинских центров, экстренных служб, предприятий ЖКХ, образовательных учреждений от отечественных вендоров. Они разделяются на приложения для госорганов, коммерческих структур, частных лиц.
Известно, что подключение сервисов продолжится и дальше – данный список не конечен, поскольку "Ростелеком" получил на развитие проекта финансирование на 3 года в размере 476 млн руб. помимо собственных средств телеком-оператора. Они будут потрачены на приобретение исключительных прав на включение продукта для национальной облачной платформы, доработку решения и дальнейшее развитие программно-аппаратной части сервиса. Далеко не все сервисы будут предоставляться на эксклюзивной основе. В "Ростелекоме" отмечают, что конкурирующие компании смогут также предоставлять свои продукты через это "облако", используя открытое API и инструменты статистики и биллинга, получая проценты с продаж.
11 ноября 2011 г. исполнился год со дня старта открытой регистрации доменных имен в российском национальном кириллическом домене ".РФ". По данным исследования, проведенного регистраторами доменных имен, 23% респондентов зарегистрировали домен ".РФ" для личного использования, 21% – для решения бизнес-задач своих компаний. Около 20% опрошенных приобретали кириллический домен на будущее и сейчас не планируют его использовать. Другие 10% опрошенных зарегистрировали доменное имя для защиты от захвата конкурентами или киберсквоттерами, а еще 12% – с целью перепродажи.
Опрос показал, что основным преимуществом домена .РФ является его запоминаемость (25%), удобство и простота набора URL ресурса (13%), русский язык вместо латиницы (12%), однозначность написания адреса (10%), красота и благозвучность имени (3%). 38% же респондентов не видят различий между доменом на кириллице и латинице, а 54% предпочтут пользоваться набором "по старинке". 35% опрошенных уже могут набирать сайты как на кириллице, так и на латинице, а полностью перешли на русскоязычный набор 11%.
С коммерческой точки зрения .РФ-домены выгодны для продвижения бизнеса в интернете (62%), повышения запоминаемости сайта (27%), соответствия названия сайта бренду (16%) или ключевому поисковому запросу (6%). Разнообразие слов в русском языке, которые могут расширить список доменов и аудиторию посетителей, видят всего 3% респондентов. 10% опрошенных подтвердили эффективность использования доменов .РФ в рекламных и маркетинговых кампаниях.
Будущее домена .РФ, которое теперь могут зарегистрировать граждане других стран, видится положительным. 45% опрошенных уверены, что его ждет судьба .RU, 13% видят в нем основу доменов Рунета, 33% сомневаются в этом, а 6% не смогли ответить на этот вопрос.
В Рунете весь 2011 г. и начало 2012 г. активно педалировалась тема защиты детей от возникающих угроз Сети. Речь шла о публичной борьбе с распространением детской порнографии на крупнейших интернет-ресурсах страны, о необходимости фильтрации контента для школьников и о введении повсеместной культуры использования интернета ребенком. В рамках этих начинаний в Рунете открывались спецпроекты и планируется создание "детского" сегмента Сети на домене .дети к 2013 г.
Министерство связи рассчитывает, что тарифы на внутризоновые соединения и местную связь будут ежегодно снижаться в среднем на 10%. За последние два года тарифы на сотовую связь снизились также на 10%.
Татьяна Бакажинская