|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Современный уровень проникновения технологий на базе спутниковой навигации позволяет сделать вывод, что этот сервис стал достаточно тривиальной вещью, как некогда мобильный интернет или IP-телефония. Тем не менее, в силу своей концептуальной основы для коммодитизации (массового распространения и восприятия на обыденном уровне без отличительных свойств) навигационных решений должно пройти еще некоторое время как в мире, так и в России.
По усредненным оценкам аналитиков, в США и странах Европы уровень проникновения навигационных технологий находится в районе 60–70% (именно такой процент населения так или иначе пользуется спутниковой навигацией), а в развитых странах Азии – около 90%. В то же время в России, по состоянию на конец 2011 г., этот показатель не превышает 15%. Эксперты связывают наличие "пропасти" с тем, что в США рынок пользовательской навигации стартовал 12 лет назад, в 2000 г., а в России – только в 2006 г. По формальным признакам – таким как количество игроков, развитость инфраструктуры, проработанность законодательства – отечественная индустрия отстает от развитых стран примерно на 5–6 лет.
В глобальном масштабе популярность смартфонов (как альтернативы портативным навигаторам) и встраиваемых в автомобиль систем уже привели рынок портативных автомобильных навигаторов к "усыханию". Подобное положение дел ожидает в обозримом будущем и Россию, но пока рынок продолжает расти. По итогам 2011 г. объем российского рынка портативных автомобильных навигаторов составил 1515 тыс. устройств, он вырос на 22% по сравнению с 2010 г. (данные аналитической группы Smartmarketing). Прогноз роста на 2012 г. – еще около 20–30%.
Аналитики склонны считать, что динамика продержится еще 2–3 года, а потом рынок достигнет своего пресыщения и также, как на Западе, перейдет к стагнации.
По оценкам основных игроков рынка навигационных решений в России, емкость этого сегмента телеком-отрасли в 2011 г. составила около 10 млрд руб., прогноз роста к 2015 г. – 120 млрд руб. Для достижения подобных амбициозных задач, естественно, необходимо соблюдение нескольких условий, причем желательно последовательно реализуемых.
Эксперты выделяют три основные составляющие успеха: наличие четкой и внятной государственной политики использования технологий; заинтересованность бизнеса в новых технологиях, имеющая естественный рыночный, а не административный ресурс; наличие успешных кейсов применения технологий в разных отраслях экономики. Производители, в свою очередь, активно работают "на другой стороне" – они делают устройства конкурентноспособными и готовыми к массовой эксплуатации, приближая их характеристики к параметрам GPS-приемников. Как следствие, в 2010–2011 гг. на рынке профессиональной навигационной аппаратуры зафиксирован резкий рост производства с использованием двухсистемных приемников. В целом на российском рынке уже более 50% продаж навигационно-связного оборудования для систем мониторинга и управления транспортом приходится на оборудование ГЛОНАСС/GPS, а у ведущих компаний, работающих с крупными заказчиками, этот показатель достигает 75–80%. По существу, именно в 2011–2012 гг. любой более-менее крупный контракт (ГМК "Норильский никель", "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", "Газпром Бурение", "НефАЗ", "Газпром трансгаз Екатеринбург", НК "Роснефть", "Газпром добыча Астрахань", Новокуйбышевский НПЗ, АК "Транснефть", "Угольный разрез "Степановский", Weatherford, Белдорстрой, "Агро-Белогорье", "Новатэк-Юрхаровнефтегаз", Казанская Теплосетевая Компания (входит в ОАО "Татэнерго"), "Русский автобус", "НараАвтоТранс", ПСО "Казань", L&T и другие) на создание навигационно-информационной системы предусматривал использование ГЛОНАСС/GPS-оборудования.
Причиной интереса бизнеса к таким решениям являлся тот факт, что двухстандартные приемники могут принимать сигналы одновременно от двух спутниковых систем, что повышает точность определения координат объектов: так, ГЛОНАСС, в силу особенностей своей группировки, хорошо покрывает полярные области, Северный и Южный полюсы, территорию России в целом за вычетом ряда непокрытых территорий, а система GPS (по той же специфике) хорошо покрывает экваториальные и среднеширотные аудитории, однако и у нее существует несколько белых пятен, где качество навигации заметно хуже. Пятна немного "плавают" за счет того, что орбита спутников изменяется по отношению к оси, но, тем не менее, в северных широтах навигация по сигналу GPS существенно затруднена, отмечают специалисты.
В 2011 г. был заложен тренд к выводу ГЛОНАСС-технологий в массовый сегмент навигационного рынка, и сейчас линейка ГЛОНАСС/GPS-приемников от ведущих мировых производителей практически ежемесячно пополняется новыми моделями автомобильных навигаторов ГЛОНАСС/GPS и в ближайшее время вырастет за счет смартфонов с такими модулями. Емкость российского рынка, по приблизительной оценке его игроков, сейчас составляет 140 млн потенциальных потребителей и 40 млн автомобилей.
Наиболее очевидным и понятным кейсом применения коммодитизированной (обезличенной в силу массового распространения) навигации в России является автонавигация для объезда заторов в крупных городах. Это актуально как для частных пользователей, проводящих в пробках до 15 суток своей жизни, так и для компаний любого размера – пассажирские и грузовые перевозки по России занимают достаточно большой объем рынка (с января по ноябрь 2011 г. объем перевозок грузов автотранспортом составил 0,5 млрд тонн, что на 108% больше аналогичного показателя прошлого года и на 207,7% превышает показатель 2009 г.). В связи с этим навигация, в частности, ГЛОНАСС, играет одну из ключевых ролей в деле модернизации транспортного комплекса России и повышении культуры частных пользователей.
По предварительным прогнозам аналитиков, активный процесс коммерциализации создаваемых сейчас сервисов для мониторинга транспорта и состояния дорожной обстановки начнется к 2015 г. В целом Россия двигается в общемировом тренде внедрения инновационных разработок в транспортный комплекс. Так, отмечает Александр Смятских, исполнительный директор ГК "M2M Телематика", в стране разработана концепция идентификации и мониторинга объектов дорожного движения, основанная на совмещении технологий RFID-меток и спутниковой навигации, а также существуют решения, позволяющие считывать информацию о транспортном средстве и дорожном объекте вплоть до разметки дорожного полотна и отображения на автомобильном навигаторе информации о дорожных знаках. Он отмечает, что сейчас отдельные элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) реализованы в ряде городов России, а в 2013 г. планируется запуск систем в Москве.
В будущем мы сможем наблюдать за дальнейшей эволюцией архитектуры построения ИТС, которая будет базироваться как на спутниковой навигации, информационных технологиях и системе управления дорожным комплексом, так и на использовании ряда других перспективных систем.
Другие игроки рынка частично согласны с оптимизмом коллеги. Так, Александр Буянов, руководитель проекта "Прогород", убежден, что многие жители крупных городов используют навигационные приложения для смартфонов и планшетов именно из-за наличия в них пробочных сервисов. "Информация о пробках является квинтэссенцией анализа различных источников данных о дорожной ситуации. Традиционно это пользователи самой навигационной системы, предоставляющие информацию о своем положении и скорости, определяемых с помощью GPS/ГЛОНАСС. Также может анализироваться информация от коммерческих транспортных флотов и таксопарков, оборудованных GPS/ГЛОНАСС системами мониторинга. Кроме этого, существует инфраструктура мониторинга транспортных потоков на основе фиксированных дорожных датчиков и дорожных камер с автоматическим замером скорости потока. Вся эта информация агрегируется в единой системе и анализируется интеллектуальными алгоритмами для обеспечения максимальной степени соответствия действительности, после чего публикуется в навигационной системе", – объясняет он, добавляя, что в самом "Прогороде" задействуется и информация о загруженности сотовой сети "Мегафон" для анализа дорожной ситуации в силу высокой степени актуальности и масштаба покрытия, поскольку сотовая сеть присутствует практически везде.
Михаил Фадеев, независимый эксперт рынка GPS/ГЛОНАСС, считает, что на пути у роста популярности навигации для смартфонов есть несколько препятствий. По его словам, большинству приложений для смартфонов для нормального функционирования необходимо стабильное, непрерывное и широкое покрытие высокоскоростными интернет-каналами, то есть сетями 3G или 4G, а также наличие у операторов сотовой связи дешевых безлимитных тарифов. "И если с безлимитными тарифами ситуация в последнее время улучшается, то с покрытием проблем по-прежнему слишком много: если в Москве и самых крупных городах 3G работает, то уже на расстоянии 200–300 км от мегаполисов наблюдается слабое или неполное даже EDGE-покрытие. В США и Европе ситуация с мобильным высокоскоростным интернетом на порядок лучше".
Еще один коммодитизированный кейс применения спутниковой навигации связан с работой экстренных служб. Так, в России уже выпущены специальное мобильное приложение для популярных моделей смартфонов "Мобильный спасатель", созданное по заказу МЧС России, а также "Мобильная полиция" от МВД.
Основой работы всех этих приложений является определение местоположения с помощью технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС, а главной целью установки и использования – повышение безопасности граждан. Аналитики уверены, что при должной организации реагирования на тревожные сигналы с мобильных устройств граждан соответствующими службами это будет реально действующая мера по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, отмечая, что все технические возможности для этого есть.
Например, в ГУВД Москвы развернута система управления мобильными нарядами, которая позволяет в кратчайшие сроки направить к месту происшествия ближайший патрульный автомобиль, также оснащенный современным навигационным оборудованием. Это еще раз подтверждает: сегодня можно говорить, что навигационный сигнал доходит до рядового потребителя и может помочь буквально каждому.
Александр Семенов, Михаил Демидов