|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Современный бизнес характеризуется ростом интенсивности процессов. Это привело к повышению спроса на комплексные решения для управления корпоративными коммуникациями. Однако их внедрение, как правило, требует серьезных финансовых и временных инвестиций. Способны ли облачные решения стать альтернативой тем, которые клиент разворачивает самостоятельно?
Более половины российских компаний сегмента малого и среднего бизнеса в 2012 г. увеличат расходы на ИТ и телекоммуникационные услуги. Особенно спрос на них вырастет на Дальнем Востоке (66% компаний), в Сибири и на Урале (51%), в Москве (47%) и Поволжье (46%). К таким выводам пришли аналитики финской консалтинговой компании Marketvisio и французского поставщика телекоммуникационных решений Orange Business Services. Исследование проводилось в 14-ти российских городах среди 712-ти компаний из банковской и финансовой отраслей, производителей товаров повседневного спроса, компаний, занимающихся ритейлом, логистикой и транспортом, энергетикой.
Согласно результатам опроса, наибольший интерес у малого и среднего бизнеса вызывают облачные сервисы, унифицированные коммуникации и видеосервисы. 46% опрошенных компаний, которые еще не используют облачные решения, планируют начать делать это в ближайшем будущем.
Данные аналитиков агентства J’son & Partners Consulting несколько отличаются от исследования Marketvisio. В последнем отчете, посвященном рынку IaaS (инфраструктура как услуга), эксперты J’son & Partners отмечают, что большинство компаний пока не готовы переходить на использование облачных сервисов. "В течение следующих лет ситуация может измениться: объем рынка IaaS увеличится, сказавшись на уменьшении объема рынка вторичных услуг центров обработки данных, к примеру вторичного хостинга", – говорится в исследовании. При этом, как выясняется, основной интерес у заказчиков вызывают решения унифицированных коммуникаций (УК) потому, что они в явной степени сокращают в ряде случаев расходы на связь и повышают эффективность процессов.
Унифицированные коммуникации станут основным двигателем для многих рынков, в том числе и для видеосвязи. К 2015 г. размер рынка корпоративной персональной видеоконференцсвязи достигнет $168 млн, что почти в 4,5 раза выше прошлогоднего показателя в $38 млн, считают аналитики агентства Wainhouse Research. К этому времени в мире будет продано более 4,5 млн устройств. По мнению аналитиков, абонентские и облачные сервисы станут более важным двигателем рынка приблизительно к 2012 г.
Среди основных продуктов персональной и программной видеоконференцсвязи, существующих на рынке, аналитики Wainhouse Research (WR) называют программные приложения для связи между клиентами, приложения видеофонов, а также клиент-серверные системы. Сейчас средняя цена продажи видеофонов составляет $380, для приложений на базе унифицированных коммуникаций – $20, для других программных решений – $40. При этом, по мнению аналитиков WR, к 2015 г. средняя цена продажи для видеофонов и других программных решений снизится на 5,9% и 12,2% соответственно, а для программных приложений не изменится.
Рынок видеофонов в среднем растет на 27,5% в год, что позволит ему в течение пяти лет достичь показателя в $74 млн. Среднегодовой рост для приложений на базе унифицированных коммуникаций составляет 65,9%. По другим программным приложениям, наоборот, прогнозируется падение на 24,2% в год. Конвергенция голоса, видео и данных ведет в последнее время к росту продаж все более мобильных и интерактивных устройств. Специалисты Wainhouse Research допускают, что только 10% продаж решений УК будут включать лицензию на видеосвязь. В результате в общем размере рынка унифицированных коммуникаций в 2015 г., оцениваемом агентством в 30 млн лицензий, объем видеолицензий может составить 3 млн.
Эксперты считают, что одним из основных препятствий на пути внедрения унифицированных коммуникаций является проблема совместимости оборудования и протоколов от различных производителей. Для ее решения было принято совместное решение о создании форума по объединенным коммуникациям UCIF, предназначенного для обеспечения кроссвендорной стандартизированной совместимости аппаратного и программного обеспечения таких решений с тем, чтобы в последующие несколько лет унифицированные коммуникации станут признанной частью корпоративных технологий и инвестиций.
Вендоры решений отмечают, что организация корпоративной связи для каждого коммерческого предприятия требует индивидуального подхода. Тем более что заказчикам обычно требуется не конкретный продукт, а решение, адаптированное под их потребности, даже если оно кажется исполнителю неудобным. Так, на современных IP-телефонах есть кнопка перевода звонка. Но некоторые клиенты при этом все равно настаивают, чтобы эта функция была настроена классическим образом – путем набора дополнительного номера и нажатия на клавишу "решетка", просто потому, что они к этому привыкли, утверждают поставщики унифицированных коммуникаций.
Несмотря на подобные консервативные настроения, в коммерческом сегменте российского рынка растет интерес к унифицированным коммуникациям в комплексе с другими телеком-продуктами, например видеоконференц-связью. Однако предложение существенно превышает спрос, решения внедряются гораздо медленнее, чем того хотелось бы их поставщикам. Одним из стимулов для дальнейшей популяризации унифицированных коммуникаций может стать рост количества сотрудников, которые большую часть времени проводят за пределами офиса.
УК позволяют объединить в единое целое как внутренние, так и внешние коммуникации компании. Они эффективны для снижения издержек, повышения эффективности работы и скорости реагирования на запросы клиентов.
Как любой проект подобного рода, внедрение корпоративных коммуникаций требует комплексного подхода. Эффект от новых технологий тем выше, чем больше они проникают в различные бизнес-процессы компании, поскольку функции, которыми не умеют или не хотят пользоваться сотрудники, также бесполезны, как персональный компьютер, который используется только для набора текста.
В этой связи целесообразно применять решения, арендуемые у провайдеров услуг, то есть облачные сервисы. С их помощью компания приобретает пространство для маневра – она не привязана к покупке и дальнейшему обслуживанию оборудования, ПО и к необходимости постоянного обучения обслуживающего персонала. Помимо этого, что немаловажно, платить придется только за реально потребленный объем услуг.
Преимущества облачных корпоративных коммуникаций:
уменьшение стоимости рабочего места при расширении,
более простая в управлении и поддержке система администрирования офисной АТС,
возможность работы из дома и, как следствие, экономия на аренде офисных помещений, транспорте и мобильной связи,
оптимизация использования сетей связи и интернет-решений (чатов, web-конференций, IP-телефонов),
новые функции на базе IP-технологий – сервис единого номера (ONS), который при правильном исполнении способен минимизировать затраты на мобильную связь для сотрудников.
Источник: Orange Business Services
Подобные решения на основе облачных платформ вызывают огромный интерес со стороны заказчиков, в том числе со стороны СМБ, поскольку позволяют конвертировать свои капитальные затраты в операционные и снизить налоговую нагрузку на бизнес при предоставлении этих услуг оператором, уверены аналитики. Тем не менее их использование пока проблематично в силу несовершенства законодательной базы, проблем биллинга и стандартизации услуг такого рода, что является сдерживающими факторами для скачкообразного роста рынка облачных услуг в России.
Екатерина Немерич