|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Российские операторы сотовой связи завершили 2011 г. на подъеме – услуга мобильного интернет-доступа, которая стоит в России едва ли не дешевле, чем в США, набрала критическую массу пользователей и стала приносить прибыль, возвращая инвестиции в построенные 3G-сети. Тем не менее дальновидные аналитики предупреждают операторов, что рост доходов от мобильной передачи данных не бесконечен и нужно искать другие источники денег.
По данным РАЭК, треть рунетчиков использует для выхода в Сеть мобильные устройства: услуга мобильной передачи данных ежедневно задействуется у 11 млн человек (через "провод" в интернет выходит 43 млн человек). Эти оценки подтверждают и социологические исследования: так, по данным фонда "Общественное мнение", летом 2011 г. в Сеть вышло около 60 млн человек, треть из которых (21,2 млн человек) использовали мобильное подключение. Совокупное же количество подключений по беспроводным технологиям в 2011 г. увеличилось на 44%. По статистике ФОМ, доля мобильных устройств с расширенным функционалом (смартфонов, КПК, планшетов) в августе 2011 г. составила 11%. По данным TNS, проникновение смартфонов среди жителей Москвы и Петербурга достигло 22%.
Не в последнюю очередь этому поспособствовала тарифная политика операторов, которые активно предлагают своим абонентам пакеты безлимитного мобильного интернета, которые те расхватывают как "горячие пирожки". К примеру, по оценкам "Мегафона", армия пользователей с подключенной "безлимиткой" увеличилась на четверть – с 16 до 20 млн человек. При этом в планах оператора дальнейшее увеличение показателя до 22–25 млн.
Похожая картина наблюдается и у "Вымпелкома", который констатирует почти 60%-ный прирост пользователей одних только USB-модемов. О пятикратном приросте интернет-трафика (про абонентов история умалчивает) и о повышении продаж модемов и тарифных планов в 2 раза до $1,5 млн говорят и МТС. По словам оператора, объемы мобильного трафика в его сетях увеличились в 2011 г. примерно в 5 раз.
Операторы едины во мнении, что рост использования данной услуги происходит за счет регионов, а если быть точнее, – за счет территорий в сельской местности, где прокладка кабелей для традиционного доступа экономически нецелесообразна. РАЭК подтверждает их данные: наибольшее распространение модемы беспроводной связи получили в селах и небольших городах, где возможность подключения высокоскоростного проводного интернета зачастую отсутствует.
Аналитики J'son & Partners Consulting пришли к выводу, что свыше половины потребляемого цифрового контента в стране в 2011 г. пришлось на различные формы мобильных приложений, услуг и видео. По их мнению, в отличие от стран Западной Европы и Азии, где ключевой частью рынка является видеоконтент, в России 57% всего цифрового контента приходится на мобильный контент, тогда как на видео – лишь 21%. В качестве примера они приводят США, где видеоданные занимают долю в 82%, в то время как мобильная передача данных составляет всего 5% от общего объема. В первую очередь, этот факт объясняется традиционно цифровым характером дистрибуции контента для мобильных устройств и сравнительно недолгой историей монетизации других видов контента, уверены в J'Son & Partners Consulting.
Операторы в определенной мере солидарны с аналитиками. Так, по мнению представителей "Мегафона", в будущем рынок будут определять два основных тренда в структуре российского цифрового контента: рост долей видео (с постепенной легализацией такого рода контента) и онлайн-игр. Таким образом, постепенно структура рынка цифрового контента будет становиться похожей на структуру США, Великобритании, Японии, уверены в пресс-службе оператора.
Сейчас же в мобильном контенте России самую большую долю занимает видео, чуть меньше – услуги на базе аудиоконтента (например, покупка музыки, кастомизированные гудки) и информационно-развлекательные сервисы (новости, погода, тесты, викторины, услуги определения местоположения и др.). "Мегафон" не одинок в своем понимании рынка – подобных взглядов придерживается и "Вымпелкомом". "В части потребляемого трафика с мобильных устройств мы видим превалирующее значение видео и web", – уверены в компании и считают, что эта тенденция усилится в будущем – с развитием сети, способной поддерживать все более высокие скорости, а также интеграцией видео и мультимедийного контента с соцсетями.
Вторым по значимости фактором роста потребления мобильного контента, по мнению экспертов J'Son & Partners Consulting, является эволюция пользовательских терминалов в России: параллельно с появлением новых технологических решений растет количество таких устройств и одновременно снижается их стоимость для потребителей. "Взрывной рост проникновения смартфонов и планшетов способствует всеобщей "мобилизации" рынка", – констатируют аналитики. Тем не менее, они считают, что в настоящее время мобильный терминал не рассматривается как уникальный канал потребления контента, потому что основным транспортом для получения мультимедиа становятся не технологические каналы сотовой связи, а интернет. "Фактически аудитория потребителей мобильного контента вливается в большую аудиторию потребителей цифрового интернет-контента", – говорят эксперты.
В мире же, согласно проведенному J'Son & Partners Consulting исследованию, последние несколько лет рынок цифрового контента показывает стабильный рост при общем сохранении структуры распределения доходов по видам контента. По данным аналитиков, очевидное лидерство на рынке цифрового контента принадлежит сегменту видео, в который входит онлайн-видео, цифровое телевидение и услуги видео по запросу. Его суммарная доля в общей структуре доходов в 2011 г. составила 72%, тогда как следующие по значимости сегменты мобильного контента и онлайн-игр составляют всего 14% и 10% рынка соответственно. Доходы от аудио (3%) и электронных книг (1%) на сегодняшний день совсем незначительны.
Очевидно, что в 2011 г. рынок мобильного интернета в России подошел к точке кипения и скоро не будет иметь перспектив роста – окончательно исчерпаются пропускные возможности каналов связи и существующей инфраструктуры сетей 3G и строящегося 4G. Полумеры, связанные с попытками разгрузить сеть, которые предпринимают операторы "большой тройки", продавая фемтосоты для частных пользователей, смогут оттянуть наступление коллапса ориентировочно на полгода и то только в том случае, если операторы найдут взаимопонимание с частными клиентами, которые будут платить на массовом рынке за улучшающее качество связи оборудование. Пока же фемтосоты покупают худо-бедно только в Москве и Петербурге корпоративные пользователи операторов, а на самом рынке есть оборудование только Alcatel-Lucent и Huawei Technologies, тогда как во всем остальном мире уже больше сотни вендоров.
Пока преуспеть в этом направлении смогли МТС, которые запустили в коммерческую эксплуатацию услугу "Уверенный прием" по созданию или улучшению с помощью фемтосот 3G-покрытия для корпоративных клиентов в помещениях, конструкция которых затрудняет прохождение сигнала от базовых станций. В итоге сервисом пользуются несколько сотен абонентов – юридических лиц в Москве. Другие же операторы – "Мегафон", предлагающий уже год фемтосоты в Санкт-Петербурге и Ленобласти, и готовящийся выпускать продукт на рынок "Вымпелком", находятся на низкой стартовой позиции с этим проектом.
Все инициативы вокруг трафика в мобильных сетях есть ни что иное, как попытка найти "золотую жилу", которая обеспечит органический рост доходов оператора. В силу особенностей развития отечественного телекома, пока его ключевые игроки не сталкивались с проблемой, "откуда взять деньги": сначала "большая тройка" боролась за проникновение сотовой связи на всю территорию страны, а также за то, чтобы у каждого ее жителя были sim-карты практически всех трех компаний и даже не в одном экземпляре каждая. Лидеры рынка фиксированной связи "качали" доходы от дальней связи.
И первых, и вторых "подорвал" интернет, который стал дешевле голосовой связи и тем более МГ/МН-услуг. В таких реалиях сложно заработать сколько-нибудь вменяемые деньги: абонентская база растет только за счет прироста населения и мигрантов (реже – путешественников), а для улучшения инфраструктуры требуются серьезные капитальные затраты. В подобной ловушке оказались все топ-5 операторов рынка – у "большой тройки", несмотря на ее высокие ожидания, не так быстро прирастала выручка от услуг мобильного интернета, поскольку количество пользователей растет непропорционально использованию самих каналов связи. Иными словами, тех, кто может платить, оказалось меньше прогнозируемого, но они качают трафика больше запланированного. Проводным операторам пришлось бороться за пользователя с помощью конвергентных услуг связи, поскольку в абсолютном выражении их средняя выручка из-за конкурентных войн с той же "большой тройкой" и другими операторами связи упала ниже маржинальности самих услуг в ряде регионов.
В итоге телеком-компании начали искать новые точки приложения сил. Международная экспансия и скупка активов уже не дают такого ощутимого эффекта роста и затруднены из-за коллизий с акционерами и качеством оставшихся свободных активов на рынке. Приобретение компаний из смежных сегментов бизнеса (когда "сотовики" скупают ШПД-провайдеров, а ШПД-провайдеры – операторов спутниковой связи и так далее) и наращивание собственной инфраструктуры тоже не есть бесконечный процесс, скорее это работа на перспективу. Ставка на VAS-услуги, которая сделана частью игроков, становится "передышкой" перед дальнейшим боем за каждый новый рубль, выиграть в котором сможет оператор, инвестировавший в развитие новых технологий.
Аналитики прогнозируют, что интерес крупных игроков в ближайшее время начнет смещаться в сторону спутниковой связи. С этими решениями уже работают и ШПД-операторы, и сотовики, когда занимаются региональной экспансией в российские "глухомани" нефтегазоносных районов. Пока сотовые операторы используют эти технологии для внутренних нужд, когда подключают собственные базовые станции. Тем не менее, спутниковые операторы сообщают о росте приобретаемых объемов трафика, что может свидетельствовать о том, что рынок ожидает новое предложение услуг, условно называемое "спутниковый ШПД". Также вполне вероятно и возникновение "спутникового телевидения" – это типично массовые сервисы, которые будут востребованы абонентами и вход на которые для телекомщиков достаточно прост и понятен – путем активного поглощения существующих игроков и наращивания собственной инфраструктуры для экономии времени. Пока единственное ограничение "наземных" операторов в спутниковой сфере – отсутствие в последней технологии IP и единых стандартов (каждый производитель космических аппаратов и оператор имеет свои) – будет решен в ту или иную сторону, что позволит включать спутниковые каналы в состав интегрированной сети так же просто, как подключаются оптические линии или радиорелейные каналы.
Александр Семенов, Михаил Демидов