|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Операторы "большой тройки", с которыми в основном ассоциируется мобильный интернет в стране, пока далеки от того, чтобы в интересах своих абонентов выжать хотя бы половину заложенных в 3G возможностей. По этой причине модная аббревиатура LTE, обозначающая технологию четвертого поколения, оказывает на рынок символическое, а никак не практическое воздействие. Единственная вероятная неожиданность в России в связи с LTE связана с неопределенностью в доступности LTE для региональных операторов, у которых нет альтернативы в виде 3G.
Сейчас в мире запущено 457 3G-сетей, по данным Global mobile Suppliers Association (GSA) на 4 июня 2012 г. В то же время, к началу лета в 38 странах мира было запущено 80 LTE-сетей с прогнозом увеличения до 144 сетей и 59 стран к концу года. GSA, ссылаясь на данные исследовательской компании Informa Telecom & Media на конец прошлого года, сообщает, что к началу 2012 г. по всему миру 3G-сетями пользовалось почти 891 млн человек. Количество абонентов LTE-сетей к лету достигло примерно 17 млн при 6,4 млн в конце прошлого года: LTE стремительно наступает и рано или поздно станет мэйнстримом. Ведь более 300 операторов по всему миру инвестируют в эту технологию.
Однако подавляющую часть выручки за мобильный трафик приносят сети третьего поколения и будут приносить еще долго. Число таких пользователей, по прогнозу Informa Telecom & Media, достигнет 2,5 млрд в 2015 году. Исследовательская компания Global Information предполагает, что LTE-сети будут обслуживать вчетверо меньшее количество человек к концу того же года.
По данным J'son & Partners, три федеральные 3G-сети МТС, "Мегафона" и "Вымпелкома" обслуживали на конец 2011 года 27,3 млн абонентов с прогнозом роста до 100 млн к концу 2015 года. Показатель вполне соответствует мировой динамике. Из анализа опубликованных на сайтах операторов годовых отчетов следует, что выручка от услуг мобильной передачи данных за прошлый год выросла на десятки процентов (полуторакратный рост у "МТС" и "Мегафона", 35% – у "Вымпелкома"), все вместе компании заработали $72,26 млрд.
При этом российские абоненты отдали свои деньги вовсе не за те скорости, на которые 3G-сети способны. Из исследований аналитического агентства Telecomdaily, проведенных в разных городах России в 2011 году, следует, что "большая тройка" дает своим абонентам в среднем менее 3 Мбит/c, хотя у всех троих сети рассчитаны на пиковые скорости 14,4 или 21,6 Мбит/c.
Несмотря на регулярные сообщения операторов о развертывании и модернизации 3G-сетей, они не справляются с потребляемым трафиком данных, который растет быстрее доходов. К примеру, МТС сообщала, что в минувшем году мобильный интернет-трафик в ее сетях вырос втрое. Этот тренд отмечается не первый год и сулит постоянную головную боль не только отечественной телекоммуникационной отрасли.
Директор по коммуникациям компании "Гарс Телеком" Михаил Сергеев знаком с позицией многих экспертов о том, что драйверами роста беспроводного ШПД, какая бы технология не лежал в их основе, будет мобильное видео, но не вполне согласен с этим тезисом. "Если разговаривать, слушать музыку, осуществлять web-серфинг в движении комфортно и естественно, то для того, чтобы смотреть видео, нужно больше времени и более спокойная обстановка. К тому же, свои ограничения накладывает оборудование – не все телефоны поддерживают flash-player, к примеру", – поясняет он. По его мнению, поможет росту популярность планшетов: учитывая все большую мобильность сотрудников, доля мобильного трафика, приходящаяся на рабочие нужды, будет расти.
Приход LTE не изменил бы ситуацию в корне, даже если бы эта технология стала доступна нашим крупнейшим операторам прямо сейчас, а не месяцы спустя. Не ограничения мобильной технологии тормозят открытие очередного ролика в YouTube на планшете или смартфоне, а пропускная способность имеющихся сетей: перегруженные базовые станции и подведенные к ним каналы связи, зачастую даже не оптоволоконные, а радиорелейные.
Если эти недостатки не воспринимать как существенные, то способ получения LTE сейчас, а не после запланированных на 12 июля 2012 г. федеральных конкурсов, у "большой тройки" действительно есть. Причудливые правила игры российского регулятора в области связи, который, должен бы ратовать за справедливость и конкуренцию, привели к тому, что к началу 2012 г. в России был только один оператор с рабочей, а не гипотетической технологией LTE на руках. Еще в декабре в тестовую эксплуатацию свою новосибирскую LTE-сеть запустил "Скартел", а теперь сети Yota работают также в Москве, Сочи, Краснодаре и Самаре.
Обладающий федеральной лицензией на LTE "Скартел" стал партнером для больших операторов при заключении партнерских соглашений в рамках бизнес-модели виртуального оператора (MVNO). Быстрее всех оказались "Ростелеком" и "Мегафон", а последний даже успел запустить 4G-сети в нескольких городах – тех самых, где "Скартел" уже работает.
"Ростелеком" аналогичный пуск в Москве осуществит в июле, МТС близка к соглашению со "Скартелом", да и "Вымпелком" заявляет о том, что не исключает такого партнерства. Руководство оператора, тем не менее, не торопится его заключать, аргументируя это в том числе тем, что потенциал 3G-сетей не исчерпан. В самом деле, искусственный порог 20 Мбит/c, установленный "Скартелом" в собственных LTE-сетях, и техническое ограничение в 21,6 Мбит/c у типичной российской 3G-базовой станции выглядят как величины сопоставимые.
"Дружба" крупных операторов со "Скартелом" не может не быть временной хотя бы в силу того, что, будучи предоставленной только собственным абонентам, сеть Yota еще на технологии WiMAX местами едва справлялась с нагрузкой. Ставка на LTE ситуацию пусть и улучшит, но вряд ли радикально изменит. Сейчас у оператора около 350 тысяч абонентов в столице. Если к ней подключатся московские абоненты МТС, "Билайна" и "Мегафона", сеть ждет коллапс. По мнению главы Telecomdaily Дениса Кускова, такое сообщество виртуальных операторов может не противоречить интересам абонентам год-полтора, а потом сети Yota просто не хватит.
В этом контексте кажется понятным, зачем "Мегафон" сделал "свое" 4G таким дорогим в сравнении со своим же 3G: минимальная месячная плата 950 руб. оградит от массового наплыва желающих вкусить современные технологии. Вместе с тем, с маркетинговой точки зрения, "Мегафон" сделал качественное промо: бесплатный доступ 4G до 14 июля 2012 года, скорости до 50 Мбит/c, первый в России LTE-планшет за 30 тыс. руб. (LTE-версия Samsung Galaxy Tab). Тем не менее эксперты считают, что новые абоненты "Мегафона" выберут не 4G, а более бюджетный 3G.
Четыре федеральные лицензии на LTE должны найти своих обладателей в следующем месяце, и, скорее всего, "большая тройка" и "Ростелеком" получат желаемое. С этим особо не спорят даже региональные операторы, в частности СМАРТС и Tele2. Опрошенные CNews аналитики уверены, что на рынке разгорится конкурентная война, когда Yota утратит свой эксклюзив на LTE. Большие сотовые операторы обладают страховкой в виде 3G и позволят своим абонентам пользоваться этой сетью там, где новая LTE-сеть не будет обладать должным покрытием. Аналогичное правило работает сейчас в отношении медленного 2.5G или EDGE-интернета, когда пропадает 3G.
Но у "Скартела" нет даже EDGE. Сейчас оператор договорился с "Мегафоном" о том, что в будущем будет использовать его 3G-сеть по модели MVNO, тем самым, партнерство этих операторов станет обоюдовыгодным. Но оно может перестать быть таковым, когда "Мегафону" перестанет быть нужным LTE "Скартела".
Слухи о покупке "Скартела" кем-то в одиночку или вскладчину идут давно, но весенняя попытка "Мегафона" приблизиться к заветному частотному ресурсу "Скартела" натолкнулась на опасения ФАС, которые были основаны на предпосылке, что сделка обеспечит в будущем появление монополиста на рынке беспроводного ШПД. Рассмотрев данный вопрос по существу, регулятор тем не менее свои опасения снял и разрешил де-факто возможность покупки.
Региональные операторы вряд ли войдут в число обладателей разыгрываемых федеральных лицензий из-за особенностей конкурсных условий. Однако, возможно, уже в этом году Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) рассмотрит результаты исследований, проведенных весной Tele2 и СМАРТС.
Эти два оператора не получили несколько лет назад лицензий на 3G и, с учетом предсказуемых результатов 12 июля, не смогут на общих условиях бороться за LTE. Единственная их надежда – LTE на частотах 1,8 ГГц, на которых сейчас развернуты GSM-сети. Проведенные операторами испытания показали, что за счет современных алгоритмов оптимизации сети можно уменьшить полосу частот, отведенных под голосовую связь, а на освободившемся ресурсе развернуть LTE-сети. Тесты свидетельствуют о том, что сосуществование сетей в указанном диапазоне не влияет на качество услуг. Но окончательное решение все равно за регулятором.
Если ГКРЧ даст добро, то к 2013 г. в России может появиться не один, как сейчас, а около десятка LTE-операторов, уверены связисты. Это будут "большая тройка", "Ростелеком", который получит LTE к своим разрозненным региональным активам сотовых операторов и 3G "Скайлинка", Tele2 и СМАРТС. "Скартел" продолжит занимать свою нишу или будет поглощен кем-то более сильным.
Еще труднее предсказать будущее компании "Антарес", уже обладающей федеральными частотами по LTE, но, очевидно, не имеющей сравнимых с крупными операторами ресурсов. Ряд экспертов видит перспективы продажи компании или ее части владельцами – в качестве претендента называют, в частности, "Ростелеком". Наконец, еще одной "темной лошадкой" остается близкий к Министерству обороны оператор "Основа телеком", тоже собирающийся в ближайшие месяцы запускать сети LTE.
Сегодня очевидно, что LTE в Россию не придет в одночасье. Для запуска сети нужны абоненты, а абонентам нужны пользовательские устройства с поддержкой новой технологии. Убедить человека купить что-то еще вместо того, что уже есть, или в дополнение – непросто. Многие на продолжающейся волне популярности смартфонов и 3G-модемов уже потратились на более современную связь и могут захотеть взять паузу.
Получив LTE-частоты, таймаут берут и сами операторы: в строительство 3G-сетей вложено много средств, которые еще не успели окупиться. А потому форсированное развитие сетей четвертого поколения для них под вопросом. Потому, даже после выхода на рынок новой технологии, длительное доминирование сетей третьего поколения в России выглядит вполне предсказуемо.
Александр Смертенков