|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Ушедший год стал для трех сотовых российских операторов – "Вымпелкома", "Мегафона", МТС – периодом серьезного давления со стороны государства. Вполне может показаться, что доминирование трех игроков, аккумулировавших более четырех пятых рынка сотовой связи в России, перестало устраивать регулятора, и происходящие события можно считать предвестниками серьезного передела сфер влияния в отрасли. Но так ли это?
Регулярно звучат обвинения российских операторов в попустительстве мобильному мошенничеству. Роскомнадзор и Минкомсвязи стали обращать внимание на проблему, хотя до глобальных разоблачений пока не дошло. В то же время все три оператора внешне стали заметно активнее в борьбе с теми злоумышленниками, с которыми делили доходы (больше половины комиссии за аренду короткого номера для премиум-SMS или звонков берет оператор). Сотовики оправдывались невозможностью контроля использования выданных ими же номеров и указывали на то, что бороться с преступностью нужно правоохранительным органам, а не телекоммуникационным компаниям.
Тем не менее, "большая тройка" ужесточила отношения с партнерами, сократила их число. Доходы от дополнительных услуг, связанных с короткими номерами, после принятых мер в 2010 г. упали на 10–15% по сравнению с 2009 г. В частности, компании ввели пусть и не всегда удобные, но работающие механизмы по контролю стоимости предлагаемых сторонними провайдерами услуг. В итоге абонентам возвращаются похищенные деньги, а операторы разбираются с партнерами самостоятельно.
Глава аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков отмечает, что претензии государства к большой тройке по роумингу и мошенничеству – популистские меры. "Это очень удобный объект для таких дел, якобы демонстрирующих заботу правительства о гражданах", – считает он.
Еще один пример государственного вмешательства в отрасль сотовой связи – принудительное привлечение "большой тройки" к телефонизации в 2011 г. федеральной трассы "Амур" после известной поездки по дороге Владимира Путина. Операторы при поддержке правительства, в том числе и финансовой, оперативно развернули связь на проблемной магистрали.
Теперь у Минкомсвязи есть поручение правительства о покрытии сетями сотовой связи всех федеральных трасс, независимо от того, что довольно протяженные участки дорог проходят в почти незаселенной местности. Среди обоснований проекта – необходимость сотовой связи для функционирования разворачиваемой системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Понятно, что решить эту задачу никто, кроме "большой тройки", обладающей федеральными лицензиями, не может. А потому вовлечение именно этих компаний в проект просто не имеет альтернативы, полагают аналитики.
В том, что операторы не хотят обеспечивать связью отдаленные районы страны, заложен принцип экономической целесообразности – компании избегают вложений в сотни миллионов долларов без реальной перспективы их возврата. В некоторых развитых странах лицензии предоставляются при условии обеспечения связью "глубинки". Но в выданных отечественным операторам лицензиях на голосовую связь таких пунктов нет. Кроме того, географические масштабы, к примеру, немецкой и сибирской удаленной территории отличаются на порядки. Другое дело, если государство признает проект социально значимым и согласится компенсировать компаниям затраты на строительство и поддержку инфраструктуры. Регламент такого взаимодействия и бюджеты пока не определены. Вполне возможно, что условия устроят операторов.
Ситуация с внедрением в России правила переносимости мобильного номера (mobile number portability, MNP), на первый взгляд, гораздо больше подходит для доказательства возросшего давления на больших операторов. Некоторые эксперты уверены, что после ввода MNP миллионы абонентов начнут переходить на операторов-дискаунтеров. Однако некоторые захотят вернуться обратно: кто-то привык к 3G, который есть лишь у "большой тройки", кто-то – к тому, что МТС, "Мегафон" и "Вымпелком" работают по всей стране, а кто-то поймет, что качество связи дискаунтера оставляет желать лучшего.
Опрос российских операторов, проведенный CNews, подтвердил, что они боятся не оттока абонентов и концентрации базы у одного сотового оператора, а нежелательных затрат на обслуживание той части абонентов, которые захотят менять номер часто – на эмоциях, акциях конкурентов, из-за аварийных сбоев. "Большая тройка" предлагает сделать смену оператора платной. Это заставило бы клиента задуматься о том, стоит ли ее заказывать, и компании получили бы компенсацию. Экс-президент России Дмитрий Медведев говорил о бесплатном сервисе. MNP обеспечивается бесплатно во многих странах, включая европейские (США, Канада, Австралия, Франция, Италия). Но есть и такие, где за это берется плата (в Германии - 25 евро, в Нидерландах до 9 евро, в Словении – 5 евро).
MNP должна мобилизовать всех без исключения операторов: придется думать о качестве, а не только о заманчивых предложениях и красивых словах в пресс-релизах, уверены аналитики. Тем самым, MNP в России может обернуться призывом государства ко всем операторам стать лучше. Кроме того, принципиально новые сервисы всегда проявляют непроработанные юридические и технические проблемы, отчего страдают и операторы, и абоненты.
Главный аспект влияния государства на сотовиков, касающийся базового принципа их работы – лицензий на деятельность, – также не мог остаться без внимания. Эксперты отметили, что подходы к распределению частотного ресурса, которые использует государство, делают очевидным тот факт, что самые важные стратегические решения "наверху" принимаются с учетом интересов МТС, "Мегафона" и "Вымпелкома".
"Был только один момент, когда в 2010 году возникла вероятность того, что частоты на LTE не достанутся "большой тройке". Компании, входящие в нее, сильно забеспокоились, стали писать письма президенту и премьеру. Но в итоге все решилось как обычно: частоты разыгрываются на конкурсах, в которых победит "большая тройка" и государственный "Ростелеком". До введения в России технологической нейтральности, которая бы дала возможность всем операторам выбирать технологию связи по своему усмотрению, до прихода к справедливому и прозрачному распределению частот говорить о серьезных осложнениях для "тройки" со стороны государства не приходится", - заключает Денис Кусков.
В самом деле, история с LTE-частотами не привнесла ничего принципиально нового. Только операторы три лидера обзавелись федеральными лицензиями на 3G, новых игроков на горизонте нет. Ни один другой GSM-оператор так и не получил права работать в Москве, хотя Tele2 и СМАРТС высказывали желание выйти на столичный рынок еще до того, как это чудесным образом сумел сделать "Мегафон". Конкурсы на LTE-частоты напоминают фарс из-за предсказуемости: и решение о конкурсах, и их условия полностью подстроены под интересы крупнейших российских операторов без реальных шансов для всех остальных.
"Нам кажется вопиюще несправедливым, что Министерство связи так откровенно подыграло с условиями по конкурсу на LTE большим операторам. О какой конкуренции можно вообще говорить?! К примеру, требование о наличии собственных транспортных сетей в каждом регионе практически вычеркивает из числа соискателей всех не федеральных операторов. Годы идут, а лоббирование интересов небольшого числа монополистов продолжается", – сокрушается источник, близкий к Ассоциации региональных операторов связи.
Тлеет самая громкая история для большинства клиентов ведущих операторов, связанная с роуминговыми расценками. Зимой 2010–2011 гг. ФАС завела на "большую тройку" дело из-за завышенных, по мнению антимонопольного ведомства, цен на услуги в международном роуминге. ФАС не смогла найти оправданий для чрезмерно высоких расценок при поездках российских абонентов в страны СНГ. Операторы объясняли цены непомерными запросами местных операторов-партнеров. Хотя зачастую в качестве партнеров выступают "дочки" или родственные отечественным операторам компании. Никто из "большой тройки" не вступил в прения с ФАС и решение ведомства не оспорил.
Все три оператора были оштрафованы и в итоге снизили цены, и не только на звонки в СНГ. Операторов принудили информировать абонентов об изменении тарифов при выезде за границу. Хотя оповещения не всегда приходят вовремя, люди все же получают необходимую информацию, а также номер службы поддержки, на который можно бесплатно позвонить, чтобы выяснить детали.
"Побочным эффектом" инициативы стало то, что входящие в "большую тройку" компании в последнее время ведут агрессивный маркетинг в области пропаганды разговоров в роуминге. С точки зрения абонентов, испытавших шок от счетов за роуминг, ситуация вовсе не выглядит как попытка "обидеть" операторов. Напротив, многие посчитали наказание ФАС слишком мягким. Расценки на голосовую связь во многих странах стали вполне доступными. Примечательно, что от принятых мер не пострадали и сами операторы: никто из них не пожаловался на катастрофическое падение выручки из-за навязанных государством мер по снижению цен.
Представители российского правительства не раз за последние месяцы сообщали о ведении диалога по роумингу с европейскими странами. В этом смысле государство проявляет хотя бы видимость последовательности, не только упрекая "большую тройку", но и поддерживая ее в переговорах с зарубежными операторами, считают аналитики.
Подводя итог, можно заключить, что претензии государства к "большой тройке" выглядят как своего рода взимание налога за лояльность – они работают вместе долгие годы, и принципиально ничего не меняется. Назначенный в мае министр связи Николай Никифоров на питерском экономическом форуме заявил о важности усиления конкуренции между российскими операторами. Но будет ли что-то действительно сделано – судить пока рано, да и вряд ли именно он будет принимать ключевые решения по этому вопросу.
Александр Смертенков