|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Отечественный рынок телеком-оборудования, получавший в прошлые годы частичную господдержку, де-факто перестал быть химерой – объемы продукции начали расти. Тем не менее качественного перелома не произошло. Более того, ближайшие годы не сулят этому сегменту никаких перспектив. Эксперты винят в этом отсутствие реальных экономических стимулов для массового производства на территории России.
В ближайшее время доля отечественных вендоров в общем производстве продукции для операторов связи не превысит 10%, то есть они не составят конкуренции западным игрокам. Таковы выводы компании Zelax, которая провела собственное исследование рынка телеком-оборудования в России. Примечательно, что подобная картина наблюдается, несмотря на достаточно бурный рост рынка именно на стороне локальных игроков – телеком-отрасль России за 2011 г. выросла на 40–70%, ее динамика выше зарубежных показателей на 15%. Драйверами роста были и остаются беспроводные решения и волоконно-оптические линии связи, а будущие доходы вендоров будут зависеть от того, насколько успешными станут проекты по развертыванию LTE-сетей. Основными зарубежными участниками российского рынка аналитики Zelax считают Cisco, Siemens, Alcatel-Lucent, Huawei, ZTE, D-Link, ZyXEL.
По мнению Zelax, скромные результаты отечественного рынка телеком-оборудования связаны с отсутствием грамотно выстроенной комплексной государственной программы поддержки производителей. "Сейчас большинство сетей построено на зарубежном оборудовании, и при возникновении сложных ситуаций мы можем мгновенно лишиться связи. Если не будет долгосрочной стратегически сформулированной задачи развития отечественных разработок, то мы всегда будем находиться в роли заложников", – уверен генеральный директор Zelax Владимир Пашкевич. "Сегодня уже все страны, имеющие на территории микроэлектронные производства, поняли, что для эффективного развития этой отрасли необходимо создавать особые условия. Все страны, кроме России", – подтверждает Алексей Таболкин, президент ГК "Ангстрем".
По данным экспертов, тот факт, что для производства отечественных микросхем используются исключительно импортные материалы, компоненты и оборудование, является реальностью сегодняшнего дня не только для России, но и для всего мира – ни одно крупное производство в силу глобальных экономических процессов не может избавиться от импорта. Тем не менее, "корень зла" они видят в отнюдь не подходящих для здорового развития отрасли мерах протекционизма, что в целом устраивает государство. Так, стоимость материалов при закупке и после растаможивания в России различается на 30-50%, а готового оборудования – на 100–200%. Подобные цены не могут не влиять на конечную стоимость реализации телеком-проектов и на инвестиционную активность операторов связи, вынужденных с опозданием переходить на новые технологии или искать способы удешевления проектов. Сделать они это могут в основном за счет заключения долгосрочных контрактов с уже существующими партнерами, которые, в свою очередь, из года в год увеличивают долю импорта своей продукции.
Так, в феврале 2012 г. в рамках Mobile World Congress в Барселоне заместитель гендиректора китайского производителя Huawei Device по России и СНГ Намир Аль-Машта анонсировал, что компания планирует поставить российским операторам (МТС, "Вымпелкому", "Мегафону", "Ростелекому", "Скартелу") 200-250 тыс. единиц пользовательского LTE-оборудования в течение 2012 г. Другой пример: Nokia Siemens Networks в партнерстве с "Микран" открыла в Томске завод по производству универсальных базовых станций, работающих, в том числе, в сетях LTE. Согласно прогнозам компании, до 2015 г. спрос на станции LTE в России составит 50-60 тыс. единиц, из которых NSN рассчитывает на долю в 30%.
Торстен Фрайтаг, старший вице-президент F5 Networks (крупного мирового поставщика телеком-оборудования) по продажам в регионе EMEA, в интервью CNews заметил, что российский рынок представляет для его компании очень большой интерес, не меньший, чем основной в Германии, поскольку в России очень большая аудитория местных интернет-пользователей и очень крупная абонентская база сотовых операторов. "Мы не работали раньше с российскими компаниями, но готовы предложить им свои интегрированные решения, поскольку плотно взаимодействуем с Nokia-Siemens Networks и Ericsson – на их оборудовании работает и "большая тройка, – рассказал он. – Теперь мы готовы работать напрямую, чтобы операторы не тратили много денег на наращивание своей инфраструктуры, а оптимизировали существующую для лучшего оказания услуг связи. В частности, тот же Vimpelcom как международный холдинг уже использует наши решения в Европе. Поэтому я считаю, что материнская компания может легко распространить опыт своей "дочки" на остальные компании в группе".
В определенной мере решением данной проблемы мог бы стать перевод телеком-заводов в статус субъектов инновационной деятельности, например в роли резидентов "Сколково" или других технопарков. Там они будут иметь нулевые таможенные пошлины и не облагаться транспортным налогом и налогом на прибыль, а также получат льготы по уплате социального и земельного налогов. Тем не менее МЭРТ до сих пор по формальным причинам не дает такой статус ни одному крупному российскому производителю микроэлектронных компонентов.
Поддержку российского телеком-рынка могли бы также оказать и общеобразовательные учреждения, которые готовят инженеров. Но из-за активного процесса "утечки мозгов" в 1990-х годах в России осталось крайне мало специалистов, способных запустить технологический бизнес и получить для него значимые инвестиции. Восстанавливать существующие заводы также некому, считают эксперты, поскольку российская микроэлектроника получила серьезный удар именно из-за массового закрытия производства конечных изделий, теперь ввозимых из Азии.
Негативно в профсреде относятся и к активности иностранных вендоров, открывающих в России филиалы своих заводов или производственные линии. Причина скепсиса состоит в том, что Россия, наряду со всеми странами СНГ и арабской частью Ближнего Востока, входит в список стран, на которые распространяются ограничения по трансферу технологий. Соответственно, мировые телеком-концерны не могут фактически демонстрировать у нас свои новейшие достижения в обмен на льготы по строительству их заводов.
Кроме того, как отмечают эксперты, российские предприятия чаще всего используют устаревшие технологии, мало актуальные для мировой индустрии. Так, по данным источников РБК daily, оборудование для производства чипов на 130 и 110 нанометров, которое в 2008 г. компания "Ангстрем" купила у AMD за $356 млн, должно, наконец, поступить в Россию к концу 2012 г., если, конечно, сохранится существующее финансирование "Внешэкономбанком" строительства завода в Зеленограде. "На момент, когда закупалась эта производственная линия, AMD был вторым на рынке производителем микропроцессоров для компьютеров. Насколько сейчас актуально пытаться выйти на этот рынок, сказать сложно. Доминирует на нем Intel, а нормы ушли со 130 на 32 нанометров. Это производительная, но очень энергоемкая по нынешним меркам технология. Также на технологических размерах 130 нанометров можно делать радиочастотные метки (RFID), которые применяются в логистике и транспорте, и смарт-чипы (в том числе для банковских карт и SIM-карт), однако в этом случае придется привлечь очень значительные дополнительные инвестиции в приобретение технологий, оборудования и в дизайн", – отметила директор по маркетингу "Ситроникс Микроэлектроника" Карина Абагян. В "Ангстреме", тем не менее, уверены, что с помощью такого оборудования они смогут выпускать стандартные чипы SoC для ГЛОНАСС, системных плат бытовой электроники, карт памяти и другого телеком-оборудования. В компании не уточняют примерные рыночные цены на SoC отечественного производства, но, по мнению опрошенных CNews потенциальных покупателей такого оборудования, им, очевидно, будет дешевле приобретать их в Китае, где стоимость, например, чипа для изготовления простейшего прибора для управления "умным домом" сейчас не превышает $35, а чипа для системы видеонаблюдения – $30.
Аналитики сходятся во мнении, что если в перспективе следующих 2-3-х лет в России не появится и не будет претворена в жизнь программа поддержки национальной микроэлектроники, Россия перестанет быть участником "закрытого клуба" мировых производителей микроэлектронных компонентов, несмотря на членство в ВТО.
Михаил Демидов