|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
2011 год большинство экспертов называют прорывным для ГЛОНАСС, ставшей второй полноценной глобальной спутниковой системой навигации. Этому способствовали завершение формирования спутниковой группировки, активное лоббирование и продвижение системы со стороны государства, как внутри страны, так и за ее пределами, а также расширение использования ГЛОНАСС-технологий в потребительской электронике.
Объем мирового навигационного рынка в прошлом году составлял $90 млрд, однако Россия занимает на нем менее 1%. По словам генерального директора НИС ГЛОНАСС Александра Гурко, рост внутреннего навигационного рынка в 2011 г. продолжился как за счет региональных целевых программам внедрения ГЛОНАСС в субъектах РФ, так и по причине начала создания системы "ЭРА-ГЛОНАСС". На сегодня программы приняты в 15 регионах страны.
Федеральная целевая программа ГЛОНАСС завершилась в 2011 г. Ряд неудачных запусков спутников стал причиной того, что Счетная палата по поручению президента России провела проверку использования ресурсов на ФЦП. По ее результатам выяснилось, что программа в 2002–2010 гг. получила финансирование 116,9 млрд руб.: "Из внешних источников было привлечено всего лишь несколько млрд рублей. Существенный рост объемов финансирования расходов во многом обусловлен затратным механизмом формирования цены на космические аппараты и средства их выведения".
На реализацию программных мероприятий в 2002–2010 гг. было выделено из федерального бюджета 98,7 млрд руб., или 101,2% предусмотренных программой объемов, за счет внебюджетных источников привлечено 3,3 млрд руб., или 20,6%. В 2006, 2008 и 2010 годах в программу были внесены корректировки, увеличившие плановые объемы финансирования в 5,9 раз, в том числе за счет бюджетных средств – в 9,6 раз и за счет внебюджетных источников – в 2 раза.
В целом проверка Счетной палаты показала, что, несмотря на своевременное и полное финансирование из федерального бюджета расходов по программе, к 2011 г. требуемые значения были достигнуты по 18 из 28 показателей эффективности реализации. Уровень оснащения объектов транспортной инфраструктуры корпоративных пользователей средствами спутниковой навигации в рамках государственного сегмента на воздушном транспорте при плане 75% составил только 22,6%.
Безусловно, проект будет и в дальнейшем поддерживаться государством. Однако уже неоднократно подчеркивалось, что от ГЛОНАСС ожидают более серьезной экономической отдачи. Ключевым направлением новой программы станет продвижение навигационной системы в гражданском секторе. На утвержденную в марте 2012 г. ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012–2020 годы" из бюджета выделено 330 млрд руб., в том числе 20,55 млрд руб. – на 2012 год. Основной задачей ФЦП является дальнейшее улучшение характеристик системы ГЛОНАСС и увеличение ее функциональных возможностей. Остается только предполагать грядущее соотношение эффекта и реального бюджета.
По итогам 2011 г. по точности и качеству позиционирования ГЛОНАСС вполне готов составить конкуренцию зарубежным системам GPS, Galileo и Compas. Сейчас на орбиту выведен 31 космический аппарат. Таким образом, штатная группировка ГЛОНАСС обеспечивает без ограничений 100%-ное покрытие всего земного шара. Однако работы по улучшению точностных характеристик будут продолжаться. По словам Юрия Урличича, генерального директора – генерального конструктора компании "Российские космические системы", в результате выполнения ФЦП ГЛОНАСС на 2012–2020 гг. будут развиваться все сегменты системы, не только космический, а также средства фундаментального обеспечения, комплекс функциональных дополнений системы, в том числе система высокоточного определения эфемерид, а также комплекс навигационной аппаратуры потребителей.
Так, "Российские космические системы" планируют запуск нескольких группировок спутников: на геостационарной, низкой круговой, а также высокоэллиптической и геосинхронной орбитах. Будет развертываться ретрансляционная сеть из спутников "Луч". Первый "Луч" запущен в 2011 г., а следующий отправится в космос в течение 2012 г. Кроме того, станции дифференциальной коррекции будут развернуты на территории всей планеты. Три из них уже работают в Антарктиде. Будет модернизироваться и группировка – к 2019 г. спутники второго поколения "M" будут постепенно заменены на аппараты следующих поколений.
Госзаказ пока остается основным локомотивом, обеспечивающим около 80% доходов игроков рынка. Благодаря ему и в сочетании с мощным государственным лоббированием российская спутниковая система активно продвигается в различных отраслях экономики, в том числе и относительно новых, например ТЭК.
Что касается транспортной отрасли, то в период 2005–2010 гг. отечественным навигационным оборудованием ГЛОНАСС было оснащено примерно 500 тыс. единиц транспорта. При этом драйверами роста снова становятся госпроекты, такие, как, система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", которая будет введена в промышленную эксплуатацию в 2014 г. В трех пилотных зонах (Московской, Ленинградской областях и в Курске) уже прошли успешные испытания образцов автомобильных терминалов "ЭРА-ГЛОНАСС". С октября 2014 г. начнется оснащение терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" автомобилей массой более 2,5 тонн, используемых для коммерческой перевозки пассажиров и опасных грузов. В 2015 г. они будут устанавливаться на все новые модели автомобилей (допустимой массой не более 2,5 тонн), производимые и ввозимые на территорию России, а также транспортные средства государств Таможенного союза. На 2016 г. запланировано оснащение всех новых транспортных средств (массой более 2,5 тонн), используемых для коммерческой перевозки пассажиров. В 2017 г. терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС" планируется оборудовать все новые транспортные средства.
Рынок активно растет, однако при этом эксперты отмечают, что внедрение технологий ГЛОНАСС для мониторинга транспорта тормозится из-за отсутствия единого заказчика для федеральной системы мониторинга, слабого развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и т. п.
Игроки рынка получили дополнительное время для подготовки к использованию ГЛОНАСС. Запланированный на начало 2012 г. переход для пассажирского и грузового транспорта был перенесен на 1 января 2013 г. Легковые такси будут переоборудованы только с 2014 г.
Важной тенденций на рынке систем мониторинга транспорта стала активизация азиатских производителей. По данным CNews, по итогам 2011 г. азиатские вендоры уже захватили около 14–17% рынка. В 2012 г. представители азиатских компаний ожидают увеличения спроса на свою продукцию.
Двухсистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS в потребительской электронике де-факто стало рыночным стандартом, поскольку обеспечивает более надежное держание трека, чем любая отдельно взятая система. Поэтому можно говорить о создании нового сегмента рынка потребительской электроники на базе технологий ГЛОНАСС. В 2011 г. ГЛОНАСС появился в спецификациях смартфонов Samsung, Apple, Motorola и Sony Ericsson.
Первые массовые двухсистемные (то есть с поддержкой GPS и ГЛОНАСС) навигаторы появились на российском рынке в мае 2011 г. Ими стали модели Lexand SG-555 и Explay GN-510. Стоит отметить, что Explay анонсировала свой ГЛОНАСС/GPS-навигатор в апреле 2011 г. под названием GN-410, однако в продажу он поступил месяцем позже как GN-510 одновременно с Lexand SG-555. Позже – в течение года – аналогичные модели с поддержкой двух спутниковых навигационных систем выпустили торговые марки Digma, Prestigio, Prology, Treelogic.
В конце 2011 г. марка Lexand выпустила первый на рынке ГЛОНАСС/GPS-навигатор нового поколения – SG-615 HD. Он оснащен процессором с частотой 500 МГц и экраном с разрешением 480 х 800 точек – как у смартфонов. Для сравнения: все предыдущие модели с поддержкой ГЛОНАСС и GPS были оснащены чипами с частотой 400 МГц и экранами с разрешением 272 х 480 точек. Среди прочих выделяется модель Treelogic TL-5018BGF AV Glonass 4Gb, которая стала первым ГЛОНАСС/GPS-навигатором с поддержкой Bluetooth и, следовательно, возможностью загрузки данных о пробках из интернета. Напоследок добавим, что в обозримом будущем ожидается выпуск ГЛОНАСС/GPS-модели от бренда teXet.
По данным компании "Евросеть", в 2011 г. России было продано порядка 1,3 млн навигаторов. Функция навигации также содержится в сотовых телефонах: в прошлом году в Россию было импортировано порядка 7,5 млн таких устройств (данные IDC). Сотовые телефоны сейчас облагаются 5% пошлиной, которая к 2015 году уменьшится до нуля. В прошлом году в Россию было импортировано также около 900 тыс. планшетных компьютеров, более половины которых также содержит чип GPS. В частности, в четвертой версии IPhone и iPad 3 даже появился модуль ГЛОНАСС/GPS.
Согласно поручению президента РФ Дмитрия Медведева от 24 июня 2010 г., Россия должна расширить коммерческое использование системы ГЛОНАСС за рубежом, в том числе за счет развития сети совместных предприятий с участием иностранных партнеров. При этом наиболее перспективными считается рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сегодня партнерами России по развитию и внедрению ГЛОНАСС уже являются Индия, Бразилия, Белоруссия, Казахстан и ряд других стран, где открыты дочерние предприятия российских компаний. Например, в Бразилии "Русские навигационные технологии" (РНТ) продвигают системы Fleet management. К 2017 г. компания планирует занять не менее 25% бразильского рынка мониторинга транспорта. Компания "Навигационно-информационные системы" планирует в сентябре 2012 г. начать серийную сборку оборудования GPS/ГЛОНАСС в Индии.
По итогам 2011 г. можно прогнозировать, что государство будет стремиться стимулировать развитие рынка за счет вовлечения в него новых заинтересованных игроков. Показательным в связи с этим можно назвать создание некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий".
Напомним, что в июле 2011 г. вышло правительственное распоряжение №1309-р, в котором единственным исполнителем таких работ назначается федеральный оператор системы ГЛОНАСС "НИС", подконтрольная АФК "Система", что вызвало критику со стороны других игроков рынка аппаратуры ГЛОНАСС. 10 производителей аппаратуры ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, которые, по собственным оценкам, занимают более 50% отечественного рынка ГЛОНАСС оборудования, распространили открытое письмо, в котором жестко критикуется правительственный план внедрения аппаратуры ГЛОНАСС на транспортных средствах, "используемых для федеральных государственных нужд".
Спустя год вышло постановление правительства о координации работ и оказании услуг в сфере навигационной деятельности, согласно которому функции федерального сетевого оператора в этой сфере будет выполнять некоммерческое партнерство "Содействие развитию и использованию навигационных технологий". Таким образом, монополия была сломана, а в партнерство, помимо НИС, вошли "Яндекс", "Мегафон", "РТКомм.РУ", "Сумма Телеком" и Ассоциация "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум". Президентом стал гендиректор НИС Александр Гурко. На втором международном конгрессе "ЭРА-ГЛОНАСС" было также заявлено, что к партнерству могут подключиться и мобильные операторы связи МТС и "Вымпелком".
Алексей Писарев