|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Технический директор АМТ-ГРУП Максим Мамаев рассказал, что, благодаря инновационным госпроектам, роль интегратора в совместной работе с телекоммуникационными операторами изменилась. Из подрядчика ИТ-компании превращаются в равноправного партнера.
CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка телекоммуникационных решений в 2011 году?
Максим Мамаев: В 2011 году телекоммуникационный рынок продолжал активное развитие. Рост нагрузки как по количеству абонентов, так и по объему трафика, в частности благодаря мобильному ШПД, заставляет операторов умощнять транспортные сети на всех уровнях – от абонента до ядра. Пропускная способность магистралей повышается с 10 Гбит/с на 100 Гбит/с. Поэтому наблюдалась положительная динамика соответствующего рынка решений и оборудования.
Если говорить о новых трендах, то 2011 год дал старт ряду интересных облачных проектов. Например, в области SaaS телеком-операторы начали предоставление облачных услуг на базе своих развитых сетей, собственных или арендованных ЦОДов. Освоение облачных технологий – это, в том числе, один из способов укрепления позиций операторов связи в корпоративном секторе. Обладая широкими возможностями доступа к абоненту, операторы, несомненно, имеют ощутимое преимущество в конкурентной борьбе за этот рынок.
CNews: Как меняются взаимоотношения операторов и интеграторов?
Максим Мамаев: Меняется модель взаимодействия. Общемировая тенденция такова, что каждый крупный оператор сравнительно простые проекты по строительству сетей и закупку оборудования выполняет самостоятельно. Единственным посредником между оператором и вендором остается дистрибьютор, который работает на маленькой марже и больших объемах поставок.
Тем не менее, работы на рынке проектов для телекоммуникаций у нас достаточно. Во-первых, это сложные проекты, для выполнения которых нужна основательная экспертиза, подчас достаточно нишевая. Во-вторых, сервисное обслуживание, аутсорсинг – это бизнес, который есть и будет.
И самое важное: сегодня оператор для нас больше партнер, нежели заказчик. В последнее время у нас все больше и больше проектов, в которых мы принимаем совместное с операторами участие. В пример можно привести инновационные госпроекты, такие как создание инфраструктуры для развития электронных госуслуг или проекты по общественной безопасности. В подобных проектах возможности оператора по созданию единого информационного пространства органично дополняет экспертиза системного интегратора.
CNews: Как вы оцениваете перспективы технологии IPv6?
Максим Мамаев: Сейчас вряд ли кто-то возьмет на себя смелость сказать, насколько активным окажется внедрение IPv6 в обозримом будущем. Ситуация быстро меняется. Всего год назад было организовано глобальное тестирование IPv6 операторами связи и контент-провайдерами в течение одного дня. А 6 июня 2012 года состоялся глобальный запуск IPv6 на постоянной основе, в котором наряду с операторами связи и контент-провайдерами приняли участие производители CPE.
Наша задача – помочь заказчикам решить оптимальным способом задачу нехватки IPv4-адресов и предоставить их абонентам возможность использования двух протоколов, обеспечивая плавный, максимально гибкий и удобный переход к IPv6. С этой целью мы предлагаем решения, которые, с одной стороны, позволяют абонентам оператора сохранить IPv4-доступность, а с другой – позволяют оператору минимизировать потери от трансляции и вместе с тем предоставить абонентам так называемый "нативный" (чистый) IPv6-доступ.
CNews: Уже есть конкретные проекты?
Максим Мамаев: В России уже есть опыт подобных внедрений, у многих операторов идут подготовительные процессы. Сейчас мы завершаем реализацию так называемой нулевой фазы внедрения IPv6 для одного из крупных операторов связи, которая в режиме тестовой эксплуатации позволит получить абонентам доступ к интернет-ресурсам по IPv6. Тестирование позволит абонентам оценить работоспособность приложений по IPv6 и доступность контента. В свою очередь, оператор сможет получить данные, которые позволят оптимально спланировать коммерческое внедрение IPv6, реализуемое в следующей фазе.
В России переход на IPv6 поддерживается и на государственном уровне. В первую очередь, в целях развития интернет-сервисов: предоставления госуслуг в электронном виде, технологий М2М и др.
CNews: Какие технологии доступа предпочитают отечественные операторы?
Максим Мамаев: Операторы, использующие DSL, как правило, выбирают GPON, что позволяет осуществить плавный переход с DSL на GPON. Дальнейшее увеличение скорости осуществляется за счет перехода на XGPON и, впоследствии, на WDM-PON. При внедрении данной технологии необходимо помнить об одном очень важном моменте. Специфика технологии требует крайне тщательного проектирования сети, это самый серьезный и важный момент. При допущенных ошибках в проектировании впоследствии невозможно будет ничего поменять. Именно поэтому операторы, задумавшиеся об использовании технологии xPON, обращаются к экспертам как минимум на этапе планирования сети.
В дальнесрочной перспективе WDM-PON в варианте "лямбда на абонента" представляется элегантным и эффективным разрешением давнего спора между PON и "точка-точка" Ethernet, сочетая в себе лучшие стороны обеих технологий.
Операторы, подключающие абонентов по медной Ethernet-линии или FTTB, очевидно, воспользуются возможностью перевода медной абонентской линии с Fast Ethernet на Gigabit Ethernet, сохранив оптическую и медную инфраструктуру. Вариант строительства оптической "точка-точка" Ethernet-сети является дорогостоящим, но в случае его использования сохраняется возможность перехода в будущем к WDM-PON.
DOCSIS в нашей стране распространен значительно меньше, чем, например, в Северной Америке. Операторы, владеющие кабельной инфраструктурой, будут стараться "выжать" из коаксиального кабеля максимум возможного, тем более что DOCSIS 3.0 предоставляет им скорости как минимум на ближайшую и среднесрочную перспективу.
CNews: Какова роль интегратора в процессе модернизации сетей?
Максим Мамаев: Мы принимаем самое разноплановое участие: от разработки стратегии и концепции развития сетей до помощи в интеграции сетей доступа в существующую мультисервисную сеть, создании новой сервисной архитектуры.
Как правило, оператор выбирает оборудование доступа от нескольких поставщиков, что еще более усложняет задачу интеграции в существующую сеть, прежде всего на уровне управления. В наиболее сложных ситуациях мы реализуем промежуточный уровень управления между сетями доступа от разных производителей и OSS/BSS системами заказчика, что позволяет минимизировать влияние на OSS/BSS любых изменений в сетях доступа по мере их роста и развития. Использование передовых технологий доступа, оптимально соответствующих особенностям заказчика, и нашего опыта интеграции позволяют нашим заказчикам повысить операционную эффективность и предоставить своим абонентам полный спектр современных телекоммуникационных услуг.
CNews: Чем рынок облачных технологий может быть интересен телекоммуникационным операторам?
Максим Мамаев: По прогнозам IDC, рынок облачных услуг в России достигнет к 2015 году отметки в $1,2 млрд, что означает взрывной (более чем 100% в год) рост этого рынка. О росте заинтересованности заказчиков в таком виде потребления услуг говорит участившийся выпуск облачных версий продуктов разработчиками бизнес-ПО. Увеличению доли этого рынка способствует рост количества предприятий SMB, как основных потребителей облачных услуг аренды приложений.
На стороне телекома в борьбе за рынок облачных услуг выступает сложившаяся клиентская база и ее потребность в услугах ЦОДов, а также развитая сетевая инфраструктура. Поэтому в наиболее выигрышном положении окажутся операторы, владеющие коммерческими дата-центрами.
В прошлом году мы завершили проект по развертыванию платформы для предоставления облачных услуг для одного из крупных российских операторов связи. Через единый интерфейс клиент оператора может получать как уже сложившиеся услуги – регистрацию доменных имен, хостинг, аренду виртуального сервера, — так и чистые услуги SaaS: системы управления взаимоотношения с клиентами (CRM), программы учета, селекторные совещания, видеоконференцсвязь, электронный документооборот и другие.
CNews: Какие новые требования к решениям OSS/BSS предъявляют заказчики? Каковы последние тенденции развития?
Максим Мамаев: Среди приоритетных бизнес требований и следующих из них задач, с которыми к нам обращаются заказчики, мы видим сокращение денежных потерь, связанных со временем выполнения бизнес-процессов телеком-операторов. К таким бизнес-процессам относятся, в частности, разработка и вывод на рынок новых услуг, их предоставление конечным потребителям, обеспечение работоспособности. Решение этих задач требует совместного с заказчиком анализа бизнес-процессов в целом, для выявления "узких мест" и расстановки приоритетов с целью получения реальной финансовой отдачи от внедряемых систем. Результатами работы зачастую становятся не только проекты по внедрению и модернизации программных решений, но и проекты, сопряженные с совершенствованием процессов, не связанных напрямую с техникой, например работы с поставщиками и партнерами.
Если говорить о конкретных классах решений, то мы наблюдаем повышенный интерес к средствам аналитики, активации услуг и управления клиентским оборудованием, как в мобильных, так и в фиксированных сетях. Стоящая перед операторами задача обеспечения готовности к IPv6 имеет также и OSS/BSS-контекст. Как следствие, среди заказчиков, проводящих работы по внедрению IPv6, мы видим интерес как к сопутствующей модернизации уже развернутых решений, так и к внедрению специализированных решений по управлению адресным пространством.
CNews: Какова доля телекоммуникационных решений в общем объеме заказов АМТ-ГРУП?
Максим Мамаев: По итогам 2011 года доля телекоммуникационного направления в общем бизнесе компании составила около 40% – это по-прежнему самый крупный отраслевой заказчик для АМТ-ГРУП. Хотя по сравнению с прошлым годом доля немного снизилась. В первую очередь перераспределение произошло за счет развития других направлений. Мы по-прежнему уделяем этому рынку особое внимание, профессиональные компетенции и опыт специалистов компании во всех секторах телекоммуникационной отрасли очень востребованы.
CNews: Какие проекты 2011–2012 годов в телекоммуникационной сфере вы можете назвать ключевыми, стратегически важными для вашего бизнеса?
Максим Мамаев: Одним из наиболее крупных проектов для нас, пожалуй, является работа с АО "Казахтелеком". Мы сотрудничаем с оператором в течение нескольких лет, наше партнерство включает создание первой в СНГ и одной из первых в мире транспортных IPoDWDM сетей с использованием функциональности виртуальных транспондеров. Сегодня, совместно со специалистами оператора, мы занимаемся развитием этой сети.
Не менее интересными проектами были уже упоминавшиеся развертывание облачной платформы и внедрение решения DPI (Deep Packet Inspection) на сети крупного московского оператора.
CNews: Какие направления деятельности АМТ-ГРУП в телекоме получат развитие в 2012-2013 году?
Максим Мамаев: Мы продолжаем развивать различные технологические направления: информационную безопасность и защиту телекоммуникационных сетей, решения IMS, EPC (Evolved Packet Core) и mobile backhaul для LTE, решения по внедрению дополнительных услуг у операторов связи. В частности, речь идет о защите от DDoS-атак, решениях "под ключ" для создания MVNO, управления абонентскими устройствами и картами и т.д. Телекоммуникационные компании постоянно совершенствуются, и мы помогаем им в этом.
CNews: Спасибо.