|
|
Обзор
Обзор: Телеком 2012Обзор подготовлен
Заместитель генерального директора телекоммуникационной компании "Караван" Андрей Касьяненко обрисовал перспективы развития коммерческих ЦОДов, сделав акцент на возможностях, которые предоставляют облачные технологии как в сфере проектирования и обслуживания ЦОДов, так и для формирования новых бизнес-направлений.
CNews: Как развивается ситуация на рынке в основных сферах вашего присутствия?
Андрей Касьяненко: Мы оказываем услуги фиксированной связи и физического хостинга корпоративным клиентам из разных секторов бизнеса. Очевидно, что рынок фиксированной связи находится в состоянии стагнации. По различным оценкам, его рост в 2011 году составил 2–6%, что свидетельствует о его небольших перспективах, если говорить об инвестициях оператора в инфраструктуру. Они будут больше доходов.
Российский рынок услуг дата-центров - небольшой по сравнению с остальными направлениями деятельности телекомов, но очень динамичный. За прошлый год он вырос на 19% и составил более 18 млрд рублей.
CNews: Как финансовые результаты "Каравана" коррелируются с динамикой рынков присутствия?
Андрей Касьяненко: Выручка нашей компании в сегменте услуг фиксированной связи выросла на 8%. Мы не допускаем снижения уровня рентабельности, для этого постоянно оптимизируем бизнес-процессы и четко контролируем расходы. Например, мы внедрили комплекс мер для контроля за расходами на обслуживание опорной сети "Караван", которые позволяют управлять нежелательными инцидентами – не только фиксировать их, но и прогнозировать.
Доход нашей компании в сегменте физического хостинга вырос на 21,4% в сравнении с показателями 2010 года и в дальнейшем продолжит увеличиваться. Такова общая тенденция.
CNews: Как меняются условия договоров с клиентами, заинтересованными в услугах по размещению ИТ-инфраструктуры?
Андрей Касьяненко: Происходит постепенное развитие рынка. Корпоративный сектор следует за требованиями рынка, оптимизируя свои бизнес-процессы, контролируя издержки. Те, у кого не было корпоративных информационных систем, вынуждены их внедрять, и вместе с этим у них растет потребность в услугах по размещению ИТ-инфраструктуры.
Ужесточаются сами требования к месту размещения серверов. Поскольку работоспособность многих приложений становится критичной для бизнеса, компании занимаются модернизацией своих ИТ-инфраструктур. В ответ на спрос появляются более надежные центры обработки данных и новые сервисы.
CNews: Рост требовательности клиентов отражается на ценовой политике операторов ЦОДов?
Андрей Касьяненко: Сегодня на российском рынке нет дефицита, достаточно предложений от операторов ЦОДов разных категорий надежности. Если говорить о нашем комплексе дата-центров Telehouse Caravan – он проектировался как ЦОД высокой категории надежности, и ценовая политика предусмотрена нами соответствующая. Иными словами, уровень цен заложен в самой бизнес-модели.
Стоит отметить, что клиенты стали запрашивать подтверждение надежности площадки, расширенное SLA. Но не каждый оператор ЦОДа готов нести финансовую ответственность, потому что не все площадки соответствуют заявленным уровням надежности.
Мы исследуем удовлетворенность клиентов нашими услугами по разным направлениям, и только сейчас заключение расширенного SLA поднялось на третье место среди критериев выбора оператора.
CNews: Компании каких отраслей являются вашими клиентами?
Андрей Касьяненко: Это ИТ-компании, представители финансового сектора и онлайн-бизнеса и многие другие. У финансистов всегда были специфические требования к размещению оборудования, так как они профессионально считают издержки и четко знают, сколько стоит минута их времени. Представители онлайн-бизнеса также всегда могут точно высчитать стоимость одной транзакции. Остальные клиенты предъявляют почти одинаковые требования к надежности площадки.
CNews: Какое направление вашей деятельности является самым быстроразвивающимся?
Андрей Касьяненко: Быстрее всего растет выручка компании от оказания услуг физического хостинга. Оценив перспективы данного направления, мы повышаем уровень сервиса. Если несколько лет назад потребителю было достаточно разместить оборудование на надежной площадке и получить доступ в сеть, то сегодня клиент хочет, чтобы оператор сам поставил и подключил его оборудование, выдал все необходимые логины и пароли и регулярно присылал бы отчеты по результатам мониторинга. Да еще ремонтировал бы оборудование.
Услуги оператора, направленные на мониторинг и предупреждение аварийного состояния оборудования, всегда будут востребованы. Мы, например, в прошлом году ввели расширенную диагностику оборудования по всем интересующим клиентов параметрам.
Андрей Касьяненко
CNews: Меняется ли сам рынок коммерческих ЦОДов?
Андрей Касьяненко: Рынок взрослеет, становится прозрачным. Несколько лет назад не было четкого понимания, как должен быть устроен ЦОД, каким критериям соответствовать, на какую нишу должен быть нацелен, и самое главное – как клиент может заранее оценить предложение оператора ЦОДа.
Сегодня клиент делает выбор осознанно. Я говорю о том, что раньше операторы подтверждали свои заявления сложными техническими параметрами, сопоставить которые с действительностью мог только специалист. Сегодня же можно ориентироваться на сертификаты от Uptime Institute.
CNews: Сертификация – дорогое удовольствие. Когда оправданы эти затраты?
Андрей Касьяненко: Безусловно, сертификация имеет две стороны. Во-первых, это дополнительные затраты для оператора на процесс сертификации и на устранение несоответствий. Чем больше несоответствий, тем выше расходы во второй части. На другой чаше весов – стоимость услуг сертифицированных площадок.
В среднем услуги сертифицированного ЦОДа на 20% дороже сопоставимого объекта, но без сертификата. Мы, например, пока не сертифицировали Telehouse Caravan. Когда наличие сертификата на площадку появится в первой тройке критериев, влияющих на выбор заказчика, это станет для нас отправной точкой.
CNews: Цены операторов ЦОДов одинаковой категории надежности перешли в одну ценовую плоскость вне региональной зависимости?
Андрей Касьяненко: Тут зависимость, безусловно, есть. В регионах процесс становления рынка коммерческих ЦОДов находится на начальном этапе. Многим клиентам до сих пор важно, где физически размещено их оборудование, потому что его нужно обслуживать. Некоторые клиенты только приходят к тому, что можно перенести комплекс оборудования на аутсорсинговую площадку. Облачные вычисления и виртуализация могут сильно изменить наш рынок как по числу клиентов, так и в области ценовой политики.
В целом активное использование облачных технологий сильно повлияет на проектирование центров обработки данных. Высокая концентрация вычислительных мощностей в "облаке", высокая степень виртуализации приводят к тому, что ЦОД должен обеспечивать высокую энергетическую плотность размещаемого оборудования.
Услуги, которые предоставляются из "облака", не нуждаются в физическом присутствии клиента. В результате запуска "облачных" проектов ЦОДы получат возможность переместиться за пределы мегаполисов, ближе к генерирующим энергетическим центрам с целью сокращения издержек.
CNews: Насколько реализуемы в России проекты "зеленых" ЦОДов?
Андрей Касьяненко: Дискуссии по этому вопросу в основном касаются потребления ЦОДами "грязной" электроэнергии. У российских операторов, как правило, нет альтернативы – ископаемые источники или возобновляемые источники энергии.
Сейчас роль российских операторов в "озеленении" своих ЦОДов сводится к оптимизации потребления электроэнергии посредством применения энергосберегающих технологий. Используются энергоэффективные ИБП, чиллеры и другие элементы инженерной инфраструктуры.
В развитие "зеленых" ЦОДов вносят вклад производители вычислительного оборудования. Появляется все более совершенная техника, которая обладает повышенной мощностью при сниженном потреблении электроэнергии. Разработчики виртуальных платформ, которые позволяют увеличить утилизацию вычислительных ресурсов, также способствуют повышению энергоэффективности ЦОДов.
CNews: Отличается ли уровень российской экспертизы в области ЦОДостроения от международной?
Андрей Касьяненко: У международных корпораций уровень проектирования выше. В 2007 году, когда мы приступили к строительству нашего Telehouse Caravan, то столкнулись с проблемой выбора генерального подрядчика.
Российские интеграторы не смогли предложить услуги необходимого нам уровня, а зарубежных мы не привлекли, поскольку им интересны проекты очень большого масштаба. В результате компания "Караван" сама выступила в роли генерального подрядчика. Сегодня, возможно, мы бы сами разработали концепцию дата-центра, а строительную компанию все же постарались привлечь со стороны.
CNews: Компания "Караван" намерена стать провайдером облачных услуг?
Андрей Касьяненко: Да, потому что темпы роста рынка облачных сервисов будут ошеломляющими. Мы намерены создать собственное "облако" для оказания сервисов и ждем, когда государство подготовит соответствующую законодательную базу для защиты данного вида услуг.
CNews: Спасибо.