|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
После введения в марте 2005 года новых правил присоединения сетей электросвязи и внедрения в 2006 году принципа «платит звонящий» число операторов IP-телефонии в Петербурге сократилось в 5 раз, у оставшихся сильно сократилась рентабельность, а часть рынка значительно «посерела».
Наиболее бурный рост IP-телефония испытывала до 2006 года, когда на российском рынке было около 3000 компаний. В период 2002-2005 гг. емкость рынка выросла с $75 до $250 млн., а доля VoIP в общих доходах услуг связи возросла с 3,6% до 8,6%. Наибольшую долю на рынке IP-телефонии по доходу в 2005 году занимал рынок предоплаченной связи (телефонные карточки) — 55%.
Несмотря на название технологии, в случае если хотя бы один из абонентов пользуется обычным телефоном, то IP-трафик идёт до шлюза между IP-сетью и обычной, а шлюз уже совершает телефонный вызов по обычным телефонным каналам. Себестоимость услуг IP-телефонии складывается из следующих факторов — услуги розничных сетей, продающих карточки, доступ к интеллектуальной платформе, стоимость трафика, и прочие составляющие, такие как техническая поддержка, маркетинг, поддержка оборудования, печать карт.
В марте 2005 году вступили в силу «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». Согласно правилам, пропуск междугороднего трафика от оператора, обладающим лицензией только на местную связь, должен был осуществляться от оператора местной связи к зоновому оператору, а от него через оператора, имеющего лицензию на дальнюю связь. В регионе назначения трафик проходит по той же цепочке через зонового к местному оператору. Таким образом, если раньше оператор местной телефонной сети связи мог осуществлять пропуск трафика между абонентами собственных сетей, находящихся в разных географических зонах нумерации, напрямую, то с введением новых правил это стало невозможным.
Летом 2006 года был введён принцип «платит звонящий». Эти два нововведения не могли не сказаться на рынке — число игроков резко сократилось до 600, а прибыльность IP-телефонии значительно упала. Екатерина Козлова, специалист по маркетингу компании «Телфин» отметила, «Ростелеком», через который компания проводит зоновый и МГ/МН тарфик, «съедает» большую часть себестоимости минуты разговора. «Доля прибыли «Телфин» в результате изменений в законодательстве, минимальна», — отмечает г-жа Козлова. При этом на ценах для клиентов новые правила не отразились, так как операторы вынуждены не только сдерживать цены, но и постепенно их снижать из-за высокой конкуренции в данном секторе.
На данный момент выиграли от изменений в законодательстве только лицензиаты — крупные операторы, имеющие право на предоставление дальней связи. Получение небольшим провайдером-оператором собственной лицензии затруднительна: слишком высоки условия получения лицензии. В операторе IP-телефонии «Электросвязь» (дочке Евросети) отметили, что увеличение тарифов на местную связь краткосрочно увеличивает доходность операторов, но в долгосрочной перспективе может иметь обратный эффект — абоненту окажется дешевле пользоваться мобильной связью.
Новые правила породили способы обхода новых правил. Так, в интернете появилась информация, что «карточные» операторы обходят существующие ограничения достаточно простым способом. Они заключают агентский договор с «Ростелекомом», или другим МГ/МН оператором, и прокачивает через его сеть небольшую часть трафика, тем самым они демонстрируют контролирующим органом законность собственной деятельности. При этом весь остальной трафик идёт старым способом и проконтролировать его количество практически невозможно.
Так, одной из возможностей снизить стоимость МГ/МН вызова — это передавать IP-трафик до шлюза в Европе, который будет совершать телефонный звонок в Россию. Из-за особенностей ценообразования это может быть дешевле, чем прокачивать трафик через «Ростелеком». При этом не всегда можно сказать, что операторы IP-телефонии «воруют» этот трафик у операторов МГ/МН связи. Дело в том, что значительную часть пользователей карточной телефонии составляют гастарбайтеры, которые живут в съёмных квартирах с отключённым выходом на межгород. Таким образом, операторы IP-телефонии создают тот трафик, которого иначе бы просто не было.
Ещё одним выходом для IP-операторов стала их продажа МГ/МН операторам. Так, в 2006 году «Зебра телеком» была продана «Ростелекому» за $13,5 млн. В октябре 2006 года компания завершила в Петербурге сеть внутризоновой фиксированной связи. По словам генерального директора «Зебры телеком» Виктора Каледина, вложения в высокоскоростную мультисервисную ВОЛС с точками присоединения в каждом из муниципальных образований Санкт-Петербурга составили более $600 тыс.
Сеть планируется использовать только для пропуска телефонного трафика. Г-н Каледин рассказал CNews, что построенная сеть нужна компании, чтобы без проблем замкнуть трехуровневую схему пропуска голосового трафика: «В нашем распоряжении имеется местная связь, зоновая. И, так как мы являемся «дочкой» «Ростелекома», это позволяет нам полностью контролировать ценообразование».
По оценкам участников рынка, до 2004 года существенную часть «карточных» абонентов составляли юридические лица. Это было связано с тем, что проникновение альтернативных операторов фиксированной связи в корпоративный сектор было значительно меньше, чем сейчас, и поэтому «карточным» операторам было достаточно просто занять свою долю. Сейчас же традиционные операторы вытесняют их с рынка путем простого снижения цен.
«Альтернативный оператор предоставляет сразу комплекс услуг, и у него есть возможность сделать общий уровень цен таким, чтобы привлечь весь объём потребления клиента на себя», — отмечает технический директор компании «Вест Колл» Александр Фрейдкин. При этом, по его оценкам, среди абонентов-физических лиц потребление услуг карточной телефонии не снижается, так как она имеет свою постоянную аудиторию в виде гастарбайтеров и представителей национальных диаспор. Например, у компании «Телфин» на данный момент 70% пользователей составляют физические лица, 30% — корпоративные пользователи. При этом раньше, по словам Екатерины Козловой, их доли были приблизительно одинаковыми.
Основная проблема IP-телефонии в регионах связана с низким качеством интернета, что, в свою очередь, влияет на качество самой связи (наблюдаются искажение голоса, частое пропадание голосовых пакетов, увеличивается время задержки). По словам г-жи Козловой, все большее значение для пользователей играет качество, а не цена, и поэтому в регионах наблюдается значительная ротация пользователей IP-телефонии. При этом в СЗФО, в виду более приемлемой ситуации с интернет-каналами, такого явления не наблюдается.
Как рассказал CNews Александр Фрейдкин, активное продвижение корпоративных систем IP-телефонии в Петербурге началось только полтора-два года назад. Раньше оно тормозилось двумя факторами — недостаточной шириной интернет-каналов у клиентов и схемой расчёта по трафику. По словам руководителя направления по работе с коммерческими клиентами Северо-Западного филиала компании Cisco Алексея Перевязкина, за последний финансовый год объем продаж системы унифицированных коммуникаций Cisco по России вырос более чем на 25%, при этом СЗФО занимает около 10% бизнеса Cisco в России. В дальнейшем г-н Перевязкин прогнозирует рост рынка решений для корпоративной IP-телефонии также минимум на 25% в год. Росту рынка будет способствовать и возможность лизинга оборудования. Так, в Петербурге за последний год значительно увеличилось количество заказчиков Cisco, приобретающих оборудование по такой схеме.
Как рассказал Алексей Перевязкин, на Северо-Западе корпоративную IP-телефонию внедряют в первую очередь финансовый и ритейловый секторы, а во вторую — производственные предприятия. При этом уже появляются и такие схемы, когда в бизнес-центрах сдаются в аренду не только квадратные метры, но и коммуникационные сервисы на основе IP, начиная от безопасной LAN и подключения в интернет и заканчивая корпоративной IP-телефонией. Правда, такие случаи пока еще единичны.
Отличительной особенностью петербургских заказчиков является то, что многие просят установить у себя тестовую зону, которую они относительно долго тестируют. И убедившись что «кота в мешке нет», очень быстро принимают решение о покупке. «В Москве заказчики уже стали верить «на слово». А в регионах России даже после успешного тестирования решение о покупке может приниматься несколько месяцев», — отмечает Алексей Перевязкин.
Даниил Иванов / CNews. Северо-Запад