|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
Сегмент широкополосного доступа в интернет в Петербурге растет как на дрожжах — количество пользователей сегодня составляет около 450 тыс., а проникновение услуг — около 30%. В настоящее время доля домовых сетей достигает 35-40% от всего городского рынка ШПДИ (для физических лиц). Однако эксперты считают, что большого будущего у питерских локалок нет: "пиратские" аудио и видеоархивы со временем закроются, а сами сети будут проданы крупным компаниям, которым понадобятся новые базы абонентов.
В конце 2007 г. в Санкт-Петербурге работало более 100 домовых сетей, соединяющих от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Самый большой охват был у "Корбины" — 12 районов, далее шла сеть "Транскейно", к которой подключены 8 районов города. Активно стали строить домашние сети и универсальные операторы связи, в первую очередь, те, кто предоставлял услуги коммутируемого доступа в интернет — в условиях сокращения спроса это был одним из немногих возможных вариантов сохранения бизнеса.
Тем не менее, крупнейшим игроком рынка является сегодня InterZet — компания, изначально занимавшаяся только домашними сетями. На данный момент в сети почти 50 тыс. абонентов. Около 30 тыс. клиентов обслуживает "Корбина", около 20 тыс. — "Цифра" (Северен-Хоум). У "Антхилл" и "Матрикс" по 15 тыс. абонентов, у "Элтел" (он же "Транскейно") — 14 тыс.
В конце 2006 года домашними сетями пользовались всего 100 тыс. человек, а по итогам 2007 г. рост абонентских баз достиг 250%. Годом ранее показатель был еще более впечатляющим — по данным ТКТ, рынок ШПДИ в Петербурге вырос за 2006 год на 425%.
Сегодня здесь отмечается явный уклон в сторону консолидации: крупные сети покупают более мелкие. Как правило, приобретаются сети, расположенные в районах с высоким уровнем проникновения этих услуг, таким образом осуществляется выход в уже "освоенные" сегменты рынка.
Между тем, несмотря на наличие крупных общегородских игроков (InterZet, EnterNet, "Цифра" и т.д.), продолжают свое существование и компании районного масштаба. Они "ставят" на близость к абоненту, в продвижении делая упор на "местечковые" порталы (например, посвященный жителям Ржевки) и, разумеется, на локальные ресурсы. При этом на карте города имеются сектора с высокой (охватывают более 90% домов) и низкой (20-30% домов и меньше) плотностью сетей. К наиболее конкурентным районам можно отнести Красногвардейский, Выборгский, Приморский, Фрунзенский, Невский (правый берег), а к наименее конкурентным — Адмиралтейский, Московский, Петроградский, Пушкинский и Центральный.
При этом в последнее время домашние сети начали организовывать пиринг локальных ресурсов — для этого арендуется или прокладывается отдельный оптоволоконный канал, либо, если сети работают на одной и той же территории, просто соединяются друг с другом их узловые точки. В Петербурге обменом трафика занимаются практически все крупные сети — например, "Антхилл" и "Цифра" или "Ниеншанц" и TiERA, а "Корбина" и вовсе вынашивала планы организации пиринга со своей московской сетью, правда, пока это труднореализуемо, ввиду того, что междугородный канал компания арендует.
Как признаются сами провайдеры, пиринг для них — способ поддерживать и укреплять свое единственное конкурентное преимущество, которое и заключается в наличии этих самых локальных ресурсов. В остальном же они проигрывают ADSL- и КТВ-операторам в плане надежности связи из-за большого количества воздушных линий и размещения оборудования в жилых домах.
"Прежде всего, техническая сторона домашних сетей интересна пользователю на уровне файлового обмена. DC++ — один из популярнейших файловых сервисов, привлекательность которого напрямую зависит от числа вовлеченных пользователей и количества информации у них. Объединяя DC-хабы, мы увеличиваем эти параметры. Но DC — это частность общей идеи единой сети, которая, безусловно, интересна пользователям. Широта и уровень реализации пиринга зависит от коммерческой политики компании, ее конкурентоспособности", — отмечает руководитель службы внутренних ресурсов компании "Цифра" Даниил Воронов.
"Развитие пиринга, на мой взгляд, не может служить предметом гордости для операторов. С одной стороны, такие файлообменные ресурсы базируются на нелицензионном контенте. С другой - провайдеры, поддерживающие пиринг, создают препятствия — в том числе и себе — для развития платных мультимедийных допуслуг. По большому счету, наращивание файлообменных ресурсов свидетельствует о маркетинговой и технологической импотенции, которой страдают, в первую очередь, домашние сети. Не имея сил и ресурсов для внедрения современных допуслуг (таких, как IPTV, VoD), они подменяют их "бесплатными" сервисами типа пиринга", — говорит директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
В районах с высоким уровнем конкуренции регулярно возникают скандалы: провайдеры обвиняют друг друга (причем, небезосновательно) в умышленном повреждении чужого оборудования и срезанию кабелей. Так, например, в июле в СМИ широко освещался конфликт между "Антхиллом" и "Ниеншанцем". Свидетели утверждали, что именно монтажники "Ниеншанца" таким образом пытались создать своей компании конкурентное преимущество. Речь шла о пяти муниципальных домах в Невском районе (Искровский пр., ул. Дыбенко, ул. Евдокима Огнева). Кабели срезались якобы по требованию Жилкомсервиса, — однако в "Антхилле" отмечают, что без связи оставались при этом абоненты "Антхилла" и "Цифры", но не самого "Ниеншанца". По инициативе "Антхилла" по факту регулярного намеренного повреждения проводов было возбуждено уголовное дело. Виноватыми же оказались в итоге вандалы, постоянно занимавшиеся кражами оборудования домашних сетей и сдававшими кабели в пункты приема металла.
Эксперты уверены, что, несмотря на консолидацию рынка и появление крупных сетей, охватывающих почти весь город, большого будущего у домовых сетей в их нынешнем виде нет. "Варезные" архивы в "локалках" в рамках борьбы с пиратством постепенно будут закрываться, лишая провайдеров основного конкурентного преимущества. С технологической точки зрения сети строятся на дешевом оборудовании, а обилие воздушных линий делает их еще менее надежными.
В перспективе возможен приход крупных инвесторов, которые скупят существующих игроков, причем интересовать их будет не сколько инфраструктура (ее все равно придется строить заново), а абонентские базы. При покупке домашних сетей в декабре 2007 г. фигурировали суммы в размере 300-500 долл. за абонента. На конец 2007 г. выручка на одного абонента (ARPU) по широкополосному доступу в городе составляла у домовых сетей 330 рублей в месяц, что почти вдвое меньше, чем выручка у операторов КТВ и ADSL(540 рублей ).
Илья Шатилин / CNews. Северо-Запад
CNews: Какие тенденции доминировали на телеком-рынке Северо-Запада в 2007 году? Как они повлияли на бизнес вашей компании в этом регионе?
Родион Сулькин: Тенденции телеком-рынка в части развития инфраструктуры операторских сетей на Северо-Западе в целом соответствуют тем, что характерны для всего российского рынка . Отличиия наблюдаются разве что в деталях. В этом регионе в инфраструктуре операторских сетей, как и везде, сосуществуют пакетная коммутация и технологии коммутации каналов, а при развитии сетей операторы также выбирают современные пакетные технологии, опирающиеся на использование протокола IP. Мы наблюдаем интерес к развитию широкополосных услуг в регионе и, как следствие, к созданию соответствующей инфраструктуры. Для ее построения выбор в 2007 году делался, в основном, в пользу технологии доступа по медной паре DSL. В ядре сети при этом реализовывалась технология IP/MPLS.