|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
Северо-Запад повторяет основные тренды развития рынка мобильной розницы на остальной территории России. Здесь доминируют крупные федеральные игроки, с которыми на равных конкурирует единственная из оставшихся местных сетей — «Телефорум». Питерская компания «Ультра», приобретенная летом 2006 года «Евросетью», похоже, постепенно прекращает самостоятельное функционирование, а созданная год назад «Питерфон» вряд ли сможет претендовать на серьезные позиции в регионе.
Времена, когда питерские сети розничной торговли мобильными телефонами в романтическом порыве объединялись в альянс для организованного противостояния выходу на местный рынок московских игроков, безвозвратно ушли. Сейчас стало окончательно ясно, что Северо-Запад смог вырастить лишь две компании с федеральным потенциалом — «Ультру» и «Телефорум». Одной из которых реализовать свой уже не суждено. Речь идет о сети «Ультра», приобретение которой летом 2006 года «Евросетью» стало главным событием на местном рынке мобильного ритейла.
Напомним, что 100% акций «Ультра» перешли к «Евросети» за $25–30 млн. Сделка оценивалась для компании Евгения Чичваркина, как выгодное вложение: только в Петербурге и Ленобласти «Ультра» владела 83-мя салонами. При этом по количеству подключений на один салон компания стабильно удерживала первое место в регионе. В результате поглощения «Евросеть» значительно опередила ближайших преследователей по количеству салонов.
Одним из первых шагов новых владельцев стал роспуск регионального менеджмента сети. В мае 2007 года в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Уфе магазины сети «Ультра» были закрыты, производился переучет товара и передача его на склады «Евросети». Затем появилась информация о том, что салоны «Ультры» во всех российских регионах вскоре должны перейти под управление менеджмента «Евросети». Собственный менеджмент ритейлера должен был остаться только в Петербурге.
Этим летом стало известно о том, что и питерский офис «Ультры» стал жертвой политики оптимизации расходов новых хозяев и также будет сокращен. Новый президент «Евросети» Алексей Чуйкин оговорил, что в рамках этой политики проходят мероприятия по реструктуризации бэк-офиса «Ультры» — «что вовсе не означает его закрытия», — по его словам. Однако тогда сразу несколько не связанных между собой источников на рынке сотового ритейла подтверждали информацию о ликвидации офиса «Ультры» в Петербурге. Эту же информацию на условиях анонимности сообщали и некоторые сотрудники компании. Несмотря на то, что питерский офис до сих пор функционирует, источники CNews утверждают, что увольнения ведущих специалистов компании происходят регулярно, а на их места новые управленцы не набираются — «обезглавленные» департаменты переводятся в ведомство «Евросети». Можно предположить, что дальнейшее самостоятельное развитие сети прекращено.
Крупнейшие сотовые ритейлеры в СЗФО
Торговая сеть | Выручка 2006, млн руб. | Выручка 2005, млн руб. |
«Евросеть» | 9990 | 5775 |
«Связной» | 5300 | н/д |
«Диксис» | 5369 | 4219 |
«Телефорум» | 3900 | 3300 |
«Телефон.ру» | 1066 | 312 |
Источник: СNews Analytics, 2007
Освободившееся место «Ультры» как независимого от федерального центра участника рынка попыталась занять новая питерская компания — «Питерфонъ». Несмотря на смелые планы развития и четко обозначенную в названии региональную принадлежность, эта сеть пока не может претендовать на роль серьезного игрока на питерском рынке.
Появившись осенью 2006 года и открыв на первом этапе семь своих салонов, компания заявила о том, что через три месяца ее сеть увеличится до тридцати точек. По истечении года их насчитывается всего двадцать четыре. «Питерфонъ» принадлежит бывшему генеральному директору петербургского филиала сети магазинов «Телефон.ру» Светлане Дьяковой. На момент появления сети эксперты были уверены, что она создана для фиксации минимальной прибыли и вскоре после этого будет продана. Однако до сих пор этого не произошло.
Как рассказала CNews г-жа Дьякова, за пределы Петербурга и Ленобласти «Питерфонъ» выходить не собирается, так как уверена в том, что сможет найти «хорошие места» для своих салонов в этих границах. «Ситуация с местами ровно такая же, как и год назад. Их всегда можно найти — ведь какие-то точки закрываются, открываются новые торговые комплексы», — сообщила она. Кроме того, г-жа Дьякова рассчитывает на то, что в скором времени освободятся залы игровых автоматов, «которые часто имеют хорошее месторасположение».
Компания не имеет прямых договоров с производителями телефонов, однако, по словам руководителя, это и не нужно — телефоны «Питерфонъ» закупает у оптовиков. Другие салоны связи компания покупать не собирается. «Это не та вещь, в которую имеет смысл вкладывать средства. В таких случаях можно говорить только о возможности переуступки права аренды. Наша торговая стратегия — широкий ассортимент и гибкая ценовая политика. Мы не собираемся бороться за какую-то долю рынка, а сосредоточимся на эффективности каждого салона и увеличении дохода с них», — пояснила CNews Светлана Дьякова.
Тем временем, федеральные гиганты продолжают расширение бизнеса в Северо-Западном федеральном округе. Так, сеть «Связной», на момент написания материала сообщавшая о 174 салонах в пределах региона, заявила о том, что до конца 2007 года их количество будет доведено до 200. Основной акцент при этом компания делает на Петербург и Ленобласть, в которых сосредоточена большая часть ее торговых точек — 134.
Также приоритетным регионом развития видят Северо-Запад и в «Цифрограде». «Северо-Западный регион всегда был интересен, — говорит директор федеральной розничной сети «Цифроград» Анжела Рябова. — На нем исторически сильно выступают местные сети, так что для нас этот регион — стратегически важный». На данный момент всего компания имеет 53 салона в Петербурге и еще 18 в Ленобласти, планируя до конца года открыть еще как минимум 14 точек, доведя их общее количество по СЗФО до 230. «Несмотря на то, что рынок северной столицы достаточно насыщен, нам он интересен с точки зрение реплейсмента», — поясняют в компании.
В сети «Диксис» подчеркивают, что последний год стал периодом активного регионального развития петербургского филиала, благодаря чему он стал называться Северо-Западным. Компания особенно сосредоточилась на своем присутствии в Архангельской, Мурманской и Калининградской областях. «Благодаря этому, в настоящее время наши магазины работают практически во всех областях СЗФО», — говорит Наталия Шорина, PR-директор ГК "Диксис". Отметим, что Северо-Западный филиал развивался в рамках общей региональной политики, когда за год количество магазинов «Диксис» увеличилось более чем вдвое — с 700 (в начале года) до 1500 магазинов по всей России (к концу года), из них в Северо-Западном регионе в настоящее время работают свыше 220 магазинов. «Усиливая свое влияние непосредственно в Петербурге, мы произвели ротацию торговых мест, в результате чего на рынке остались только эффективные магазины. При этом наша сеть в Северной столице выросла до 120 магазинов», — добавляет г-жа Шорина.
Крупнейшая компания на рынке — «Евросеть» — на данный момент представлена на Северо-Западе 376 салонами, из них 165 находятся в Петербурге и Ленобласти. В планах компании увеличение своего присутствия на региональном рынке и активное развитие сети. До конца 2007 года в регионе предполагается открыть до 40 новых торговых точек. Таким образом, количество салонов «Евросеть» на Северо-Западе достигнет 415. В эту программу входит и развитие «Ультры», имеющей сейчас 95 салонов — к концу года их станет ровно 100, а в 2008 году этот показатель должен достичь 120 точек. Предполагается активное развитие магазинов в регионах России по системе франчайзинга и, возможно, бренд «Ультра» будет выводиться «Евросетью» на рынок Индии.
Что касается сети «Телефон.ру», то сейчас в Санкт-Петербурге работает 31 магазин под этим брендом. Ни в Ленобласти, ни в СЗФО на сегодняшний день сеть магазинов не имеет. «За последние месяцы в Санкт-Петербурге было закрыто несколько неэффективных торговых точек», — сообщили CNews в компании. В ближайшех планах — открытие магазинов во Пскове, Новгороде, Великих Луках и ряде других городов Северо-Запада.
Единственный «коренной» участник Северо-Западного рынка, сохранивший независимость и оперирующий в регионе на равных с федеральными сетями — компания «Телефорум». Если по количеству салонов сеть не может на равных сразиться с федералами, то по количеству подключений на один салон «Телефорум» в течение всего года удерживает первое место в Петербурге.
Стоит отметить, что «Телефорум» по праву может считаться игроком федерального уровня. Несмотря на то, что в СЗФО сеть имеет 98 салонов (из них 82 в Петербурге), уступая по этому показателю крупнейшим игрокам рынка, в целом по стране у питерской сети насчитывается еще 59 точек.
Кроме того, компания намеревается активно расширять географию своего присутствия на рынке. «В следующем году компания мы планируем расширить своё присутствие в регионах, уделив особенное внимание Северо-Западу. В ближайших планах — совместное с оператором сотовой связи «Билайн» открытие в Нарьян-Маре двух центров обслуживания абонентов», — рассказывают в «Телефоруме».
Григорий Васюков / CNews. Северо-Запад