|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
Сегодня 3G-сети в Петербурге существуют в двух стандартах — EV-DO у "Скай Линка" и UMTS/HSDPA у "Мегафона". До октября 2007 г. CDMA-оператор был единственным, кто предоставлял в России беспроводной интернет в мобильных сетях. А осенью 2007г. Петербург стал первым российским городом, где появилась в коммерческой эксплуатации 3G-cеть стандарта GSM.
Все значимые события в области российской мобильной связи впервые происходили в Петербурге. Так, в сентябре 1991 года там заработал первый в стране оператор сотовой связи "Дельта телеком" (стандарт NMT-450i). В декабре 1994 года — первый российский GSM-оператор "Северо-Западный GSM" (позднее вошел в состав "Мегафона"). В декабре 2005 года Петербург вместе с Москвой стали первыми городами, где в сетях мобильной связи стал функционировать быстрый беспроводной интернет — это был Sky Turbo от "Скай Линк" (в его состав влился "Дельта телеком"). В октябре 2007 года Петербург стал первым российским городом, где GSM-оператор "Мегафон" ввел в коммерческую эксплуатацию 3G-сеть.
С точки зрения потребителя, не вдающегося в подробности технической реализации стандартов, единственное отличие сетей третьего поколения (3G) от сетей 2G/2,5G — значительно более быстрая передача данных. А вот она уже, в свою очередь, позволяет внедрять такие услуги, как высокоскоростной доступ в интернет, видеозвонки, мобильное телевидение и радио, загрузка в телефон "тяжелого" контента. Между тем, в сложившейся практике, когда говорят о 3G в России, почти всегда почему-то имеют в виду GSM-операторов, в то время как ключевая составляющая 3G-сети — высокая скорость передачи данных — была обеспечена еще два года назад "Скай Линком" — оператором стандарта CDMA-450.
В Петербурге "Скай Линк" запустил высокоскоростной доступ в интернет под торговой маркой Sky Turbo в декабре 2005. Эта возможность реализована по технологии EV-DO (скорость передачи данных к абоненту до 2,4 Мбит/c, от абонента — до 153 Кбит/c). До октября 2007 г. CDMA-оператор был единственным в России, кто предоставлял беспроводной интернет в мобильных сетях на таких скоростях. У "Скай Линка" не очень большая абонентская база — около 190 тысяч по СЗФО — однако самый большой ARPU среди сотовых операторов — 46,53 долл. Пользователей Sky Turbo на Северо-Западе у оператора на данный момент насчитывается около 70 тысяч.
Расценки на мобильный интернет "Скай Линка" — 1500 руб. за 1Гб входящего и исходящего трафика в месяц и 2,9 р. за каждый мегабайт сверх лимита. Это значительно дороже, чем фиксированный безлимитный интернет, но при этом заметно дешевле, чем GPRS. Активность использования беспроводного интернета у "Скай Линка" постоянно растет - показатель MbOU (Megabyte On User) в течение первого полугодия 2007 года вырос с 63 Мб до 102 Мб в месяц (в сентябре 2007г. — до 125 Мб).
Среди операторов "большой тройки" первым в коммерческую эксплуатацию 3G-сеть из 30 базовых станций в октябре 2007г. сдал "Мегафон". На данный момент сеть третьего поколения "Мегафона" в Петербурге действует в центральном районе города, на части Васильевского острова, в аэропорту Пулково, а также в некоторых пригородах (Пушкин, Сертолово). Технические характеристики сети: скорость в прямом канале — до 3,6 Мбит/c, в обратном — до 384 Кбит/c. Теоретически стандарт HSDPA позволяет достигать скоростей 14,4 Мбит/c, однако тестирование оборудования показало, что пока реально достижимо только 3,6 Мбит/с.
В данный момент заявленные характеристики "Мегафона" лучше, чем у "Скай Линка", однако и CDMA-оператор не стоит на месте. В 2008 году одновременно в Москве и Санкт-Петербурге планируется запустить технологию EV-DO Rev.A, которая позволяет достигать скорости 3,1 Мбит/сек на прием и 1,8 Мбит/сек на отправку информации с абонентского терминала. Надо отметить, что скорость в обратном канале, на которую обычно мало обращает внимания, в некоторых случаях может играть существенную роль — например, при закачивании файлов большого объема с ноутбука абонента на ftp-сервер или при необходимости организации беспроводного доступа во внутреннюю корпоративную сеть.
Сразу же после ввода в коммерческую эксплуатацию 3G-сети "Мегафон" запустил услугу видеозвонка. Сейчас она стоит 5 рублей в минуту, исходящий и входящий трафик не учитывается. В качестве целевой аудитории данной услуги в компании видят молодежь и родителей, которые захотят контролировать своих детей — чтобы не только их слышать, но и видеть, где они находятся. У "Скай Линка" возможности совершать видеозвонки нет. Вызвано это двумя причинами. С одной стороны, 153 кбит/с в обратном канале - недостаточно для передачи качественного изображения, с другой — нет телефонов стандарта CDMA-450, которые бы поддерживали эту функцию. Первая проблема снимется в 2008 году после ввода EV-DO Rev.A, а со второй сложнее.
Мало кто знает, что телефоны для своей сети оператор производит на заказ. Это связано с тем, что в Европе и России сейчас доминирует стандарт GSM, а в Юго-Восточной Азии — CDMA-800. Таким образом, крупным вендорам невыгодно производить мелкосерийными партиями телефоны стандарта CDMA-450, компании приходится их заказывать специально под себя у менее известных производителей.
Стандарт CDMA-450 распространен на таком обширном рынке, как США, однако ситуация там кардинально отличается от российской, в Америке соответствующие телефоны работают без SIM-карт. Для России с ее доминированием GSM-связи традиционной моделью является наличие SIM-карты в телефоне, поэтому "Скай Линк" пошел на то, чтобы заказывать аппараты специально под себя. Как сообщили CNews источники в операторе, разработка телефона с возможностью видеозвонка предусмотрена в планах компании на 2008 год.
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что "Скай Линк" с появлением сетей UMTS/HSDPA больше выиграет, чем проиграет. "С одной стороны, оператор обретет в лице "большой тройки" мощнейших союзников в части популяризации сетей 3G и их наполнения соответствующими сервисами (оптимизированными под "быстрый" мобильный интернет), — говорит г-н Брюквин. — С другой — "Скай Линк" еще долгое время будет опережать новоиспеченных "соратников" по такому важному параметру, как зона покрытия сети".
В пресс-службе "Скай Линка" солидарны с г-ном Брюквиным и считают выход "Мегафона" на данный рынок положительным фактором. "Мы больше года на этом рынке присутствуем в одиночку, развиваем технологию третьего поколения EV-DO, работаем с контент-агрегаторами, экспериментируем с новыми услугами и тарифами, — отметили в "Скай Линке". — Сейчас большинство наших абонентов активно пользуются мобильным интернетом, технология EV-DO уже работает в 18 из 30 регионов присутствия компании". В Петербурге покрытие EV-DO составляет 100% территории города, в Ленинградской области — более 65%, аналогичная ситуация в Московском регионе.
Аналитик Денис Кусков уверен, что сети третьего поколения GSM-операторов составят значительную конкуренцию "Скай Линку" только тогда, когда будет покрывать не отдельные кварталы, а весь город и хотя бы ближайшие пригороды. "На популярность 3G будет влиять также число телефонов, поддерживающих соответствующую технологию, — отмечает он. — Необходимо, чтобы их число росло, а средняя цена падала. Только после этого можно будет говорить о реальной конкуренции между GSM-операторами, как поставщиками услуг мобильного интернета, и "Скай Линком"". Если же говорить о стоимости, то сейчас у "Мегафона" такие же цены, как у "Скай Линка".
"Билайн" и МТС 3G-сеть еще вообще не развернули (операторы планируют ее запуск до середины 2008 года), нет и реальной конкуренции в сфере быстрого мобильного интернета. Поэтому опускать цены ниже, чем у "Скай Линка" сейчас все равно не имеет смысла. Ценовых войн в данном сегменте следует ожидать не ранее первой половины 2009 года, когда "Мегафон" расширит покрытие, а запущенные к тому времени сети третьего поколения у "Билайн" и МТС также разовьются до приемлемого уровня.
Генеральный директор компании "Мегафон" Сергей Солдатенков отметил, что цена услуг на сотовую связь в России среднем в 4 раза меньше, чем в Европе, соответственно, и доходы меньше в 4 раза, поэтому оператор не может инвестировать миллиарды долларов в новые технологии, как это делают иностранные сотовые компании. "Это плохо. Но хорошо, что мы уже можем не делать ошибок, которые делали другие операторы. Ошибки были не только экономические, но и в том, что 3G-телефоны были дорогие, а сейчас их цена приближается к 300 долл., а это уже выход на массовый рынок. При этом мы строим сеть третьего поколения на той скорости, которая была недоступна несколько лет назад", — отметил г-н Солдатенков. По его словам, в ближайшие два года "Мегафон" вложит 100 млн долл. в развитие 3G-сети в Петербурге и Ленобласти — на эти деньги будет построено 1000 базовых станций, а по всей России в ближайшие 3 года — 1 млрд долл.
Согласно полученной лицензии, "Мегафон" должен в 2008 году построить 3G-сеть в 16 субъектах России. "Сегодня есть проблемы с частотами. Мы проводим работу с военными и частотными организациями по поводу расчистки частотного спектра. В Москве на сегодняшний день самая тяжелая ситуация. Получается, что там, где бизнес-модель может работать — нет частот, а там, где частоты есть — не работает бизнес-модель. В Бурятии мы можем хоть завтра запустить эти услуги, но там нет абонентской базы", — рассказал Сергей Солдатенков. По его словам, в Петербурге частотная ситуация лучше, чем в Москве, и в том числе и по этой причине северная столица стала первым регионом, где 3G ввели в коммерческую эксплуатацию.
Как заявили CNews в пресс-службе МТС, этот оператор также в течение трех лет планирует инвестировать в строительство 3G-сетей 1 млрд долл., однако в Петербурге 3G-сеть должна быть запущена МТС только в середине 2008 года. Коммерческий директор северо-западного макрорегиона оператора "Билайн" Евгений Пепеляев уверяет, что в компании были готовы к выходу "Мегафона" на рынок с 3G-предложением раньше других операторов. "Эта новость не стала большим сюрпризом. Не считаю, что это событие как-то повлияет на расстановку сил в сегменте 3G", — говорит г-н Пепеляев. Свою позицию он объясняет тем, что на привыкание к самому факту существования этой технологии уйдет определенное время. Также существует проблема смены телефона для большого числа потенциальных абонентов 3G-сети, напоминает г-н Пепеляев. Что же касается Tele2, то компания активно позиционирует себя на питерском рынке, как дискаунтера, ориентируясь на низкобюджетных абонентов. Поэтому получение лицензии на 3G для них актуально.
По данным коммерческого директора "Мегафон Северо-Запад" Елены Налобиной, на сегодняшний день сеть компании регистрирует 200 тыс 3G-терминалов на Северо-Западе, из них более половины в Санкт-Петербурге. Таким образом, при численности зарегистрированных SIM-карт оператора в Петербурге и Ленобласти в 3,2 млн шт. проникновение 3G-телефонов составляет 3,1% (на самом деле, учитывая, что SIM-карт уже давно больше, чем людей, этот показатель выше).
В "Евросети" оценивают количество продаваемых телефонов с поддержкой UMTS в 1,5-2% от общего объема реализации. По мнению представителя компании, это никак не связано с наличием сетей 3G. "Просто существуют люди, которым телефон с UMTS понравился именно по своему дизайну и функциональным характеристикам, при этом покупатель может и не подозревать о существовании 3G-сетей", — отметили в компании. По словам представителей "Евросети", в ближайшее время не стоит ожидать лавинообразного роста спроса на 3G-телефоны. "Однако через год-два спрос на них будет достаточно высок в связи со снижением их средней цены", — прогнозируют в компании.
Директор по рекламе сети "Телефорум" Сергей Дунаев также считает, что в 2008 году большого спроса на 3G-телефоны в России ожидать не следует. "Как показала статистика продажи GPRS- и WAP-телефонов в момент их появления, наш народ медленно привыкает к новым технологиям", — заявил г-н Дунаев.
В сети "Диксис" объем продаж 3G-телефонов намного выше, чем у конкурентов. "В общих объемах продаж мобильных устройств доля телефонов с поддержкой стандарта 3G составляет порядка 12% в количественном выражении и 19% — в денежном", — рассказали в пресс-службе компании. Причем, по словам представителя "Диксиса", наблюдается тенденция к росту спроса на такие аппараты. Лидирующие позиции по наличию в товарной линейке телефонов с поддержкой стандарта связи третьего поколения занимают Nokia (порядка 30%) и Sony Ericsson (около 15%). "Спрос потребителей на данные телефоны обусловлен, скорее, общим увеличением спроса на высокофункциональные мобильные телефоны, и пользователи часто не осознают, что покупают телефон, предназначенный для работы в сетях 3G", — отмечают в "Диксисе".
Пока не развернуты 3G-сети у "большой тройки" и неизвестны их маркетинговые шаги в данном направлении, невозможно сказать, как 3G повлияет на их рыночные доли. Однако есть основания опасаться за судьбу "Скай Линка" - несмотря на оптимистические заявления пресс-службы оператора, его будущее, после полномасштабного развертывания сетей операторами "большой тройки", выглядит туманным.
Сейчас CDMA-оператор привлекает пользователей тем, что предоставляет услугу быстрого мобильного доступа в интернет. Значительная часть абонентов "Скай Линка" также владеют SIM-картами GSM-операторов, а CDMA-оператора используют только для выхода в интернет. После развертывания 3G у "большой тройки" абонентам этих сетей, нуждающихся в быстром мобильном интернете, не будет никакого стимула подключаться к "Скай Линку", кроме ситуации, если тот сделает демпинговые цены на трафик. Правда, в этой ситуации ARPU оператора резко упадет, соответственно, упадут и доходы с рентабельностью. Более того, весьма вероятен отток уже существующих абонентов "Скай Линка" - ведь свою уже существующую GSM-SIM-карту они смогут использовать как для разговоров, так и для выхода в интернет.
В "Скай Линке" понимают эту ситуацию и поэтому начали участвовать в конкурсах на выдачу лицензий на GSM-связь. По утверждению гендиректора "Скай Линка" Гульнары Хасьяновой, оператор будет строить конвергентные сети GSM — CDMA, причем GSM будет использоваться для передачи голоса. Чтобы более четко позиционировать себя как поставщика услуг быстрого интернета, "Скай Линком" в октябре 2007 года был также проведен ребрендинг.
Аналитик AC&M Consulting Елена Саяпина поставила перспективы GSM-проекта оператора под сомнение. "К планам "Скай Линка" по построению двухстандартной сети мы относимся скептически. При существующем уровне проникновения сотовой связи неясно, где оператор собирается набирать абонентов, а решение проблемы роуминга для того небольшого числа абонентов, которые уже есть у него, не стоит сотен миллионов долларов, которые надо потратить на строительство сети. Также эти планы осложняет проблема отсутствия двухстандартных GSM/CDMA-телефонов", — уверена она. Утяжеляет ситуацию и многократная разница бюджетов операторов "большой тройки" и "Скай Линка".
Даниил Иванов / CNews. Северо-Запад