|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
По ряду причин мобильная спутниковая связь не может соперничать с сотовой по популярности и уровню проникновения. Во-первых, о ней попросту мало информации, особенно среди абонентов-физлиц. Во-вторых, высокая стоимость абонентских терминалов также не способствует распространению это вида коммуникаций на потребительском рынке. Тем не менее, сегмент демонстрирует положительную динамику развития. Перспективы частного сектора связываются здесь с появлением спутниковых смартфонов. Корпоративная же составляющая этого рынка на Северо-Западе традиционно опирается на сегмент морских и речных перевозок.
По сравнению с уровнем проникновения технологий сотовой связи, который давно перевалил за рубеж в 100%, спутниковые мобильные телефоны, предоставляющие возможность связи практически в любой точке земного шара, у нас в стране пока не получают широкого распространения. Более того, можно сказать, что в повседневности само существование этого вида услуг связи остается практически незаметным.
Общее количество пользователей по стране сейчас колеблется в районе 120 тыс. абонентов, из них около 25% приходится на Северо-Запад. Рынок демонстрирует небольшой, по привычным сотовым меркам, но все же прирост абонентской базы. По данным ведущих ритейлеров в этой области, в среднем продажи мобильных терминалов спутниковой связи растут ежегодно на 20%.
В основном клиентами ритейлеров являются частные лица, постоянно посещающие такие регионы, в которых покрытие сотовыми базовыми станциями отсутствует, а наличие связи при этом необходимо. Отметим, что покупки аппаратов и их аренда составляют примерно равные доли в прибыли компаний, работающих в этом сегменте. Заметную часть их доходов обеспечивают крупные корпоративные клиенты — компании, связанные с морским бизнесом, добывающей отраслью и имеющие производства в удаленных регионах (Кольский полуостров, Сибирь, Дальний Восток). Другая клиентская «прослойка» — это охотники, рыболовы, реже — туристы, которые осваивают удаленные территории, в частности, карельское направление. Одним словом, труднооступные и при этом экономически важные районы страны обеспечивают львиную долю спроса на спутниковые трубки.
Одним из основных факторов сравнительно скромного роста рынка услуг мобильной спутниковой связи называют низкую рекламную активность компаний, работающих на рынке, и пока эту тенденцию переломить не удается. Еще год назад ожидалось, что один из ведущих участников рынка сотового ритейла — федеральная сеть — собирается начать работу в сегменте спутниковой мобильной связи, и связывал это с появлением новых удобных моделей терминалов, предлагающих возросшую функциональность и конкурентные габариты. Однако развитие ситуации в 2007 году эту информацию пока не подтвердило. Эксперты сходятся во мнении, что рост рынка начнется только после появления на нем крупных игроков.
В целом, петербургский сегмент спутниковой связи оценивается самим игроками как достаточно стабильный. В виду ограниченности предлагаемого оборудования и слабой конкуренции между операторами сетей мобильной спутниковой связи насыщенным его пока что назвать нельзя. Небольшой стабильный рост оживляют сезонные колебания. Рост происходит за счет большей доступности мобильных терминалов для широкого сегмента клиентов в силу общего увеличения покупательской способности, а также возможностей путешествовать, проводить досуг и осваивать новые регионы в рамках бизнес-задач.
Будущее рынка связано с обновлением парка терминалов связи, снижением стоимости трафика, что повысит доступность услуг для массового покупателя. Свою роль должно сыграть и привлечение сопутствующих услуг: определения местоположения, скоростного интернета через спутниковую связь. Конкуренция на региональном рынке будет продолжаться, но вряд ли станет агрессивной. Поскольку есть ограничения в используемом оборудовании, то все дилеры практически предлагают одни и те же условия для клиентов. Самым популярным терминалом мобильной спутниковой связи в регионе оказался «GlobalStar Telit SAT 600», показавший наилучшие продажи по итогам года.
Исторически на Северо-Западе, в инфраструктуре и статусе которого мореходная составляющая играет не последнюю роль, всегда была и потребность в средствах судовой навигации, и соответствующий рынок. В городе есть крупный порт и около 40 зарегистрированных судовых компаний, все суда которых должны обеспечиваться навигационным оборудованием и связью «судно-берег», согласно международным морским конвенциям.
По оценке экспертов, 85% такой связи обеспечено спутниковыми средствами телекоммуникаций — преимущественно через оператора Inmarsat. Также посредством спутниковых каналов частично организована связь в рамках ГМССБ (глобальная морская система связи при бедствиях). Единственным и незаменимым решением для организации коммерческой связи «судно-берег», которое почти полностью вытеснило коротковолновую и УКВ-связь, участники рынка называют спутниковые технологии.
Характерной особенностью последних лет является сокращение морских активов компаний, ввиду того, что многие суда уходят под иностранные «дешевые» флаги и расширение речного флота. Речные пароходства усилились, что привело к росту спроса на навигационное спутниковое оборудование и обеспечение связи с их стороны. Ранее со стороны речного и морского судоходного рынка наблюдалась определенная инерция — судовладельцы старались избегать лишних расходов и не тратились на оборудование, не предусмотренное специальными договоренностями. Теперь компании стали богаче и начали больше внимания обращать на связь, которая раньше финансировалась по остаточному принципу. Например, на речных судах раньше не устанавливались радары. Однако судно, оснащенное ими, может осуществлять перевозки и в темное время суток, что увеличивает грузооборот компаний. Многие владельцы поняли это и потратились на оборудование, затраты на которое, по оценкам экспертов, окупаются в течение нескольких месяцев.
По оценкам участников рынка по итогам года в лидеры продаж в регионе вырвались терминалы Inmarsat M и C (mini C). Именно посредством этих систем суда чаще всего обеспечивают себя коммерческой связью, не имеющей непосредственного отношения к обеспечению безопасности корабля. В целом по региону львиная доля трафика приходится именно на коммерческую связь с использованием инмарсатовского оборудования, в меньшей степени задействованы терминалы Iridium. Последнюю систему в основном используют суда, ходящие под иностранными флагами.
Обе составляющие рынка услуг спутниковой мобильной связи — мореходная и «сухопутная» — во многом оказываются привлекательными и в ценовом отношении. Впрочем, речь пока не идет о доступности терминалов: даже самый дешевый спутниковый мобильник стоит дороже подавляющего большинства многих сотовых новинок, не говоря уже о мореходном оборудовании, цены на которое варьируется по самым скромным оценкам от $2500 до $7000. А вот собственно услуги связи, предоставляемые через них, по мнению экспертов, можно назвать вполне бюджетным вариантом.
Исходящие звонки с помощью спутниковых мобильников у некоторых операторов обходятся в $1,19 за минуту из любого района. Стоимость передачи 256 бит информации посредством систем Inmarsat составляет $0,18–0,19, что дешевле, чем отправление телеграммы с тем же объемом информации. Особые ожидания специалистов связаны с новинкой Inmarsat — терминалом BGAN, способным осуществлять передачу данных со скоростью до 492 Кб/с.
Григорий Васюков / CNews. Северо-Запад