|
|
Обозрение
Телеком в Петербурге 2007Обозрение подготовлено
Популярность Wi-Fi в Петербурге продолжает набирать обороты. Число хот-спотов в городе постоянно растет, новые точки беспроводного доступа будут открываться не только в кафе, ресторанах, но и в автоцентрах, на вокзалах. По ожиданиям самих игроков, этот рынок окончательно сформируется в ближайшие 3 года.
Первый хот-спот (точка доступа) в Петербурге был организован в 2003 году ныне не существующим провайдером ComSet. Чуть позже свои сети начали строить "Петерстар" и Quantum (ныне "Простор Телеком"). Эти компании и сегодня являются одними из лидеров по количеству действующих хот-спотов: у "Простора" их 42, у "Петерстара" 20. Чуть позже интерес к Wi-Fi проявил и сотовый оператор "Мегафон", который в настоящее время имеет 15 точек доступа.
Ситуация на рынке Wi-Fi долгое время оставалась относительно стабильной: лидеры рынка охватили места наибольшей концентрации платежеспособного спроса (операторы используют платную модель предоставления услуг) — гостиницы, аэропорты, вокзалы. Под платежеспособным спросом понимали в первую очередь иностранных туристов — именно они имели опыт пользования Wi-Fi, а также собственно само оборудование — ноутбуки и КПК.
Между тем постепенно уровень проникновения совместимого оборудования среди жителей Петербурга продолжал расти, и в 2005 году начались первые попытки сделать доступ в интернет через Wi-Fi массовой услугой. Большинство из них остались лишь громкими рекламными заявлениями (как правило, все обещали построить бесплатную или очень дешевую общегородскую сеть), однако успеха тогда добился только "Яндекс" — долгое время компания довольствовалась одной бесплатной точкой доступа, а сегодня их уже 15 в разных районах города.
В 2006 году начался своего рода "бум Wi-Fi" — различные интернет-провайдеры начали открывать в имиджевых целях публичные бесплатные точки доступа. Как правило, это одно-два места, которые компания использует в целях самопиара. Ряд проектов подобного рода заслуживает отдельного внимания — например, провайдер домашних сетей TiERA объявлял о том, что полностью покрыл беспроводным интернетом Таврический сад, установив антенны на крышах близлежащих домов.
А "Вэб Плас" с его 46 точками можно назвать крупнейшей условно-бесплатной сетью: услуги клиентам провайдера предоставляются "в нагрузку" при покупке карт коммутируемого доступа либо за 135 рублей в месяц для абонентов домашней сети и ADSL, что на фоне чисто коммерческих провайдеров с их расценками около 100-200 рублей за час доступа является весьма привлекательным предложением.
Недавно сеть построил в Петербурге и Golden Telecom: она насчитывает 70 точек доступа и по праву может считаться крупнейшей в городе, правда, с точки зрения стоимости услуг (100 рублей в час) какой-либо особой привлекательности у нее нет.
Заинтересовался технологией Wi-Fi и еще один сотовый оператор — "Билайн". На сентябрь 2007 года услуги были доступны лишь в аэропортах "Пулково-1" и "Пулково-2". Особенный интерес представляет возможность для корпоративных клиентов пользоваться роумингом Wi-Fi по всему миру, при этом плата за доступ будет взиматься с персонального счета, что избавляет от необходимости приобретать карты оплаты.
"Сегодня "ВымпелКом" делает ставку именно на авиапассажиров, поэтому сеть разворачивается на территории аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации России. Такой выбор не случаен, ведь потенциальный объем рынка исчисляется миллионами пользователей, причем все больше и больше среди них наблюдается именно бизнес клиентов. Именно на представителей бизнеса мы будем ориентироваться в дальнейшем, и помимо аэропортов будем постепенно добавлять важнейшие железнодорожные вокзалы", — рассказали CNews в "Билайне" о своих дальнейших планах.
Организация бесплатного доступа Wi-Fi активно развивается в Петербурге в ресторанах и кафе. Регламентируется это соглашением между оператором, предоставляющим данную услугу, и заведением, где организуется Wi-Fi-zone. В том случае, когда руководство заведения стремится привлечь внимание посетителей, повысить лояльность к своему заведению и, в конечном счете, увеличить число клиентов, Wi-Fi-доступ предлагается на бесплатной основе в качестве дополнительной услуги, некоего бонуса. Расходы оператору покрывает заведение в надежде компенсировать их за счет притока новых клиентов.
Вполне закономерно, что многие компании опасаются ситуаций, когда клиенты приходят только с целью выхода в интернет. Однако, по словам директора по маркетингу компании RdNet Татьяны Бобровской, такая система все же приносит ощутимые доходы: "Затраты заведения, предоставляющего услугу бесплатного Wi-Fi-доступа своим посетителям, окупаются, а, согласно данным проведенных исследований, увеличение выручки у таких заведений составляет 10-20%".
Тем не менее, есть и противоположное мнение на этот счет. Игорь Гаврилов, менеджер проекта QuantumWi-Fi, считает предоставление платного Wi-Fi-доступа вполне оправданным: "Так как оплачивать высокоскоростной безлимитный канал в интернет достаточно дорогое удовольствие для отдельного заведения, то нередко для организации бесплатного доступа используют каналы с ограничением по скорости или скачиваемому трафику. "Платность" доступа зачастую означает и более высокое качество услуги".
Проблемой для операторов остаются недоработки российского законодательства: если во всем мире частотный диапазон 2,4 ГГц, в котором работает Wi-Fi, является нелицензируемым, то есть, свободным для использования всеми желающими, то в России необходимо согласовывать каждую устанавливаемую точку доступа в Россвязьнадзоре — а это несколько десятков документов. Бюрократические сложности способны преодолеть лишь крупные компании, серьезно заинтересованные в развитии проекта.
Единственное, в чем не остается сомнений сегодня, так это в дальнейшем развитии технологии. Компании, являющиеся основными игроками на этом рынке, в один голос делают оптимистические прогнозы. По их мнению, уже сегодня Wi-Fi-технология постепенно становится все более популярной, число хот-спотов в городе постоянно растет. В ближайшее время будут открываться новые точки беспроводного доступа не только в кафе, ресторанах, но и в автоцентрах, на вокзалах. Скорее всего, будут продолжать существовать как платные, так и бесплатные хот-споты.
Игорь Гаврилов, менеджер проекта Wi-Fi "Простор Телеком" (сеть QuantumWi-Fi), сообщил, что на данный момент в Санкт-Петербурге присутствуют три оператора связи, которые проявляют активность в построении сетей Wi-Fi. Это "Простор Телеком", "Голден Телеком" (Golden WiFi) и "Вэб Плас". Хот-споты этих компаний в большинстве своем предоставляют платный доступ посетителям тех заведений, где расположены точки доступа. Количество хот-спотов этих трех компаний составляет более 80% от всех сетевых хот-спотов.
"За последние несколько лет многие операторы заявляли о том, что собираются активно развивать свои собственные сети доступа в интернет по технологии Wi-Fi. Большинство таких проектов осталось нереализованными. Прежде всего, это связано с более низким, чем ожидалось, спросом на данную услугу", — уверен он. По словам г-на Гаврилова, сложность работы с Wi-Fi заключается в том, что в этом бизнесе сочетается одновременно корпоративный (заведения, где размещается хот-спот) и массовый рынок (конечные пользователи). Зачастую по этим направлениям у операторов работают разные подразделения.
Тем временем, некоторые из крупных игроков питерского интернет-рынка не скрывают глобальных планов по развитию своих Wi-Fi-проектов. Так, например, в середине 2007 года стартовал проект домашней сети "Ниеншанц-Хоум" по организации сети хот-спотов. Наблюдатели полагают, что он во многом может определить рынок Wi-Fi в Петербурге. В рамках проекта "Ниеншанц-Хоум" планируется инвестировать более 500 тыс долл. на постройку около 300 точек доступа в различных районах города. В компании CNews рассказали, что ставят своей целью "создать единую сеть хот-спотов в Петербурге, получить стабильную и обширную аудиторию и сделать бесплатный Wi-Fi доступ в интернет действительно массовым явлением". Как сообщили в "Ниеншанц-Хоум", строительство одного хот-спота стоит от 300 долл. до 600 долл. Наибольшую активность компания проявляет в Невском и Калининском районах, в рамках пилотного проекта там было установлено 6 первых бесплатных Wi-Fi точек доступа.
"Wi-Fi будет активно развиваться в связи с развитием рынка портативных компьютеров, — уверена Виктория Кулибанова, руководитель PR-службы компании "Вэб Плас". — Наибольший рост хот-спотов происходит в кафе и ресторанах. Технология Wi-Max, которую все так ждут, вряд ли станет заменой Wi-Fi, поскольку Wi-Fi служит для организации доступа к сети внутри зданий. Wi-Max же предназначен для создания глобальной беспроводной связи".
"Перспективы Wi-Fi-рынка я вижу в дополнительных сервисах. Wi-Fi — это сеть передачи данных, которая не зарабатывает денег самостоятельно. В настоящее время рынок Wi-Fi еще не сформирован, но, полагаю, в ближайшие 3 года он сформируется, и такие сети будут очень востребованы", — считает Дмитрий Новиков, генеральный директор домашней сети "Ниеншанц-Хоум".
Эксперты прогнозируют, что популярность Wi-Fi значительно возрастет вместе с популярностью смартфонов — самого доступного и удобного оборудования для работы с Wi-Fi. Рынок Wi-Fi будет развиваться по нарастающей. Если в конце 2007 года в Петербурге существовало всего несколько компаний, занимающихся установкой бесплатных Wi-Fi-точек доступа, то 2008 году количество таких провайдеров увеличится в разы, а количество уже установленных точек - в десятки раз. Скорее всего, на рынке появится один или несколько крупных игроков, которые постараются "накрыть" своими точками максимум территории. Примерно такая ситуация наблюдается сейчас в Москве. Через несколько лет сложно будет представить солидное заведение, не оборудованное точкой бесплатного WiFi-доступа. В долгосрочной перспективе ожидается снижение цен, появление беспроводных публичных сетей в масштабах района города, предоставление новых услуг (голосовая связь), развитие роуминговых соглашений между провайдерами хот-спотов и операторами мобильной связи.
Илья Шатилин / CNews. Северо-Запад