| |
Обзор подготовлен при поддержке |
|
|
Елена Кудрина: В автоматизации ритейла наступило время специализированных решений
Особенности развития рынка автоматизации российского ритейла в контексте сформировавшегося мирового опыта и актуальных тенденций комментирует в интервью CNews.ru Елена Кудрина, исполнительный директор компании FIT France Informatique et Technologie.
CNews.ru: Насколько, по вашим оценкам, средний уровень автоматизации российских сетей за последние годы приблизился к западному? Или подобное сравнение все еще некорректно?
Елена Кудрина: ИТ в современной торговле играет значительную, зачастую решающую роль. Поэтому Россия не стала исключением из общемировых правил. В отличие от других отраслей, особенно сырьевых, добывающих и перерабатывающих, российский ритейл демонстрирует недюжинный уровень информатизации и автоматизаторских решений. Российский ритейл одна из немногих отечественных областей бизнеса, которая в начале 90-х годов решительно порвала со своим советским прошлым и начала жизнь «с чистого листа». Такая относительная молодость обеспечила стремительное внедрение передовых технологий торговли, бизнес-процессов и их автоматизации, всего того, что нарабатывалось на Западе в предыдущие десятилетия. Прежде всего, конечно, я имею в виду сетевую торговлю. На сегодняшний день средний уровень автоматизации в России сопоставим с западным, а часто и превосходит его. Мы видим это на примере наших сетевых клиентов таких, как SPAR, «Копейка», «Авоська» и многих других.
Теперь давайте посмотрим на перспективные технологии. Например, система самостоятельной оплаты покупок без кассира Self Check-out. На Западе количество инсталляций растет, особенно в Новом Свете. Есть они и в Европе не только в Metro Future Store, но и в Carrefour во Франции или в TESCO в Англии. Что это: новый уровень автоматизации или решение конкретных проблем, существующих на конкретных рынках? Мне думается, последнее. Признаем: процесс покупки эта инновация не очень ускоряет, но значительно сокращает затраты на персонал, на оплату труда кассиров. На Западе эта проблема более актуальна, чем у нас: экономия по этой статье расходов существенна и способна стать дополнительным конкурентным преимуществом. Выходит, там новый виток автоматизации не является самоцелью, а продиктован здравым смыслом и необходимостью. Думаю, с нами согласятся многие, когда мы говорим, что в важных и дорогостоящих решениях стоит использовать принцип разумной достаточности, который опирается на состояние рынка, его особенности, потребности, уровень экономического развития.
Существует целый ряд инноваций, время которых в России просто еще не пришло. Поэтому, если речь идет о корректном сравнении уровней автоматизации у нас и на Западе, можно отметить, что «джентльменский набор» российскими сетями давно освоен. Они используют POS-терминалы, систему штрих-кодирования, информационные системы. Другой вопрос низкий уровень производительности труда. Мало снабдить работника терминалом сбора данных. Он должен стать его реальным рабочим инструментом, помогать ему работать быстрее. То же самое можно сказать и об информационной системе, если посмотреть на проблему в масштабе торгового предприятия. Резервы роста есть, но не все их используют, уровень конкуренции в нашей торговле все еще несопоставим с западным. В таких условиях увидеть в информационных технологиях источники реального роста, соотнести их со своей стратегией и перспективой, и сделать это раньше других значит, получить неоспоримые преимущества перед соперниками.
CNews.ru: Какие изменения в отношении российской розницы к автоматизации вы констатировали в прошлом году? Насколько изменились требования к решениям, к поставщикам и интеграторам?
Елена Кудрина: С ростом сетевой розницы перед руководителями встают более масштабные задачи. Это заставляет взглянуть на положение дел более комплексно, «встать над схваткой». Теперь мы редко видим заказчиков, для которых единственным критерием выбора является цена. На первый план выходит опыт работы интегратора и «стаж» системы, количество инсталляций. Никто не хочет становиться добровольным тестировщиком «сырых» программ за собственные деньги. Ведь задачи сегодняшнего дня гораздо масштабнее, чем вчерашние, а значит и риск гораздо выше, стоимость ошибки гораздо больше.
Тогда, на первом этапе, автоматизировались основные бизнес-процессы, технологии торговли. Можно было говорить об автоматизации учета. Согласитесь, процесс в большей степени пассивный. Сегодня перед нами стоят задачи повышения эффективности не только точек продаж, но эффективности торгового бизнеса в целом, базирующейся на безупречной управляемости и отлаженной логистике. Повысить рентабельность растущих сетей призваны распределительные центры, строительство которых входит в планы ведущих игроков рынка. Здесь возникают проблемы организации межрегиональной логистики. Решить их задача разработчиков и внедренцев специализированного ПО для ритейла.
Однако не всякая автоматизированная система способна повысить рентабельность ритейла. Только правильный выбор, учитывающий все параметры от формата магазинов до стратегии развития, делает такой инструмент незаменимым для повышения эффективности бизнеса сетевой розничной компании. Причем правильность такого выбора важна уже на первом этапе развития. Будет ли информационная система адекватна вызовам завтрашнего дня, по мере постоянного усиления конкуренции, и приобретения решениями все большего веса? Ответом на этот вопрос призваны стать новые аналитические системы поддержки принятия решений.
Например, наш программный комплекс DiAna: Digital Analitycs адресован тем, кто хочет иметь совершенную логистику, правильно позиционировать торговое предприятие на основе анализа товарных чеков, оптимизировать товарные запасы. Пользователь может получить аналитику по определенному товару одному или нескольким из многотысячного ассортимента, задать свои параметры, сформировать группу для анализа базы чеков любого множества магазинов. Бизнес-приложение DiAna построено на OLAP On-Line Analytical Processing технологии многомерного анализа данных в режиме on-line. Программа позволяет анализировать продажи и помогает принимать обоснованные управленческие решения. Причем делает это максимально быстро, за 1-2 секунды, и наглядно в чем основное отличие от существующих на рынке аналогов. Дружественный интерфейс позволяет получать отчеты в различных графических представлениях и переключаться между ними. Эти возможности востребованы при обработке больших массивов данных, когда важно не упустить логическую нить размышления. DiAna рассчитана на постоянный рост числа решаемых ею задач, когда прогноз является естественным продолжением аналитики, а сама система служит инструментом поддержки принятия решений.
Возвращаясь к нашему вопросу, хочется отметить, что в интеграторе, поставщике решений ритейлер теперь хочет видеть скорее бизнес-консультанта, чем «айтишника». Ценится именно опыт работы в данной отрасли, хорошее понимание потребностей сегодняшней сетевой торговли, проверенное временем и подтвержденное практикой.
CNews.ru: Как из вашей практики можно оценить соотношение затрат отечественных торговых компаний на программное и аппаратное обеспечение?
Елена Кудрина: На рынке существует тенденция к укрупнению масштабов торгового бизнеса. Тому подтверждение рост числа гипермаркетов. Причем не только в России, но во всем мире. Упрощенная логистика крупных проектов делает их более рентабельными, повышая прибыль за счет снижения издержек. При автоматизации чем больше формат, тем меньше доля затрат на программную часть по сравнению с аппаратной. Однако следует отметить, что если раньше заказчик, делая выбор, шел от POS-терминалов, их стоимости и характеристик, то теперь это уходит на второй план. Первостепенную важность приобретает выбор информационной системы как основы, ядра будущего решения.
CNews.ru: Как вы оцениваете на данный момент долю вашего продукта GESTORI на рынке ИТ-решений для розницы? За счет чего вы планируете обеспечить ее дальнейший рост в перспективе?
Елена Кудрина: За свою 15-летнюю историю клиентами компании FIT France Informatique et Technologie стали более 700 предприятий торговли. На сегодняшний день среди них свыше 40 сетей, имеющих в своем составе более 200 супер- и гипермаркетов. Это позволяет говорить о лидерстве компании в автоматизации сетевого ритейла и, прежде всего, в food-сегменте. Достижения компании FIT получили высокое официальное признание и три года подряд, с 2001 по 2003 год, были отмечены профессиональной премией «Золотые Весы» в номинации «Комплексная автоматизация продовольственных сетей».
Наступило время специализации, и универсальный программный продукт оказывается недостаточно «заточен» под потребности конкретных видов бизнеса. Сравнивая управление супер-, гипермаркетом и, например, бутиком или аптекой, мы отмечаем, что каждый из них имеет свои особенности, предпочтения по методам учета, принципам построения информационных систем. Отсюда потребность в специализированных решениях, в числе которых и наша GESTORI, а не в стандартных системах, таких, например, как ERP: продвигаемых во всех отраслях и, по этой причине, чересчур универсальных для торговли.
GESTORI постоянно развивается, отвечая потребностям сетевого ритейла. Зачастую потребностям завтрашнего дня. Такие шаги расширяют сферы применения системы и повышают ее конкурентоспособность. Например, тренд от систем учета данных к системам поддержки принятия решений нашел свое воплощение в новой разработке, упомянутой ранее аналитической программе DiAna, построенной на прогрессивных OLAP-технологиях. Или новая подсистема управления местоположением товаров на складе. Эта специализированная компонента предназначена для автоматизации не только сетевого распределительного центра, но и дистрибьюторского центра или склада готовой продукции. Она учитывает топологию (места) хранения товаров, отслеживает их внутренние перемещения, срок годности, а также вес конкретной единицы хранения товара на складе. При этом формируются оптимизированные маршрутные карты для ускорения процессов комиссионирования сборки заказов и перемещения товаров по складу. Впервые этот модуль GESTORI внедрен на складе готовой продукции крупнейшего в России производителя мясной продукции группы компаний «Омский Бекон».
Центральный склад готовой продукции (ЦСГП) предназначается для приема, кратковременного хранения, комплектации партий и отпуска грузов крупным и мелким оптом. Сегодня это пока единственный за Уралом продуктовый терминал, по площади и производственным мощностям сравнимый с европейскими проектами: вместимость терминала 754 тонны, общая площадь холодильника 5500 кв.м, суточная пропускная способность 370 тонн. Работу склада обеспечивают 210 сотрудников, прошедших специальное обучение. Ассортимент продукции включает колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, яйца. Суточный оборот склада 185 т. Характерной особенностью является большой суточной грузооборот, составляющий по поступлению-отгрузке 49% от номинальной емкости, что во много раз превышает грузооборот, принятый в типовых проектах. Заслуживает внимания и тот факт, что продукция на складе весовая и скоропортящаяся. Наш опыт показывает, что совокупность этих параметров делает такой объект самым сложным для автоматизации. Но сложным не значит невозможным. И GESTORI доказывает это, управляя товародвижением терминала-гиганта.
CNews.ru: Как вы оцениваете текущую ситуацию в российском сегменте решений для защиты от краж?
Елена Кудрина: Когда мы говорим о решениях для защиты от воровства, следует учитывать, что 80% потерь магазина приходится на кражи персонала и покупателей. Если с последними призваны бороться электронные противокражные системы, использующие технологию EAS (Electronic Article Surveillance), такие как Sensormatic, то со злоупотреблениями сотрудников, особенно находящихся в сговоре, бороться гораздо труднее.
Почему эта тема так актуальна именно сейчас? Ведь многие руководители уже внедрили у себя в магазине «прогрессивную» систему коллективной материальной ответственности, когда все недостачи компенсирует персонал из своего кармана. Но перспективен ли такой путь? Надолго ли хватит терпения добросовестных работников: из месяца в месяц терять в заработке, возмещая урон, нанесенный их хитроумными «коллегами»? Думаю, вопрос риторический. Большинство предпочтет работать в такой компании, которая создает здоровый климат в коллективе более цивилизованными методами. Такими, например, как внедрение противокражных систем. Дефицит квалифицированных и честных кадров в рознице растет с каждым днем, поэтому вложения в эту область не только экономически выгодны, они оправданы с точки зрения повышения лояльности персонала, а значит, и усиления конкурентных преимуществ данного торгового предприятия.
Последнее слово в развитии цифрового видеонаблюдения его интеграция с программным обеспечением front-office, управляющим информацией с кассовых терминалов. С помощью цифровой системы видеоконтроля кассовых операций можно отследить процесс кражи или обмана покупателя. Видеоизображения рабочих мест кассиров передаются на мониторы сотрудников службы безопасности. При этом видео-кадры с изображением товаров, проходящих через кассовый узел, объединяются с данными чековой ленты кассового терминала. Одновременно происходит запись в архив.
Применение системы позволяет предотвратить хищение денег, операции мошенничества при аннулировании сделок и возврате товара, фальсификацию штрих-кода товара, незаконные операции с дисконтными и пластиковыми картами, спорные ситуации с покупателями. С помощью системы видеоконтроля любые нарушения легко выявляются. Два режима работы системы видеоконтроля «прямой эфир» с кассового узла и работа с видеоархивом позволяют иметь неопровержимые доказательства факта воровства.
В режиме наблюдения («живое видео») можно отследить процесс воровства или обмана покупателя и пресечь негативную ситуацию. Сохраненная в архиве видеоинформация используется для выявления нарушений правил торговли, обнаружения источников потерь и установления схем совершения мошенничества. Просмотр фрагментов видеоархива, найденных по заданным параметрам, позволяет проанализировать все подозрительные действия кассира и наказать нечестного сотрудника. Эффективность системы подтверждает практика: наш клиент сеть «Копейка» внедрила ее в качестве корпоративного стандарта во всех своих супермаркетах.
CNews.ru: По мере развития розничных сетей в российских регионах, как меняется соотношение региональных и столичных заказчиков в вашей клиентской базе?
Елена Кудрина: Пока соотношение 50/50 с тенденцией к росту региональной доли.
CNews.ru: Рассматриваете ли вы в качестве прямых конкурентов своего ПК управления товарооборотом поставщиков ERP-систем?
Елена Кудрина: Сравнивая вертикальные рынки применения ERP-систем, такие как промышленность или телекоммуникации, мы вынуждены отметить, что особенности бизнес-процессов в розничной торговле накладывают специфические ограничения на внедрение систем. Как говорят англичане: «Retail is a detail». И ERP в качестве инструмента внутренней логистики уступает системе, специализированной на торговых процессах. Те конкретные бизнес-задачи, которые с успехом решает GESTORI, будут неадекватны возможностям универсальных ERP-систем, где прикладные результаты достигаются путем специальных настроек. Зачастую, эти процессы существенно влияют на сроки и стоимость внедрения. Ссылаясь на опыт Wal-Mart, Metro, Auchan, Carrefour и других лидеров розничного рынка, можно сказать, что преимущества ERP-систем наиболее полно раскрываются в области финансов, тогда как внутренняя логистика удел специализированных систем управления товародвижением.
CNews.ru: Какие наиболее интересные проекты были реализованы вашей компанией в розничных сетях за последнее время?
Елена Кудрина: 2003 год задал новые темпы в отрасли и существенно пополнил альбом проектов компании FIT. Развитие отечественной торговли характеризуется стремительным ростом сетей, территориальной удаленностью объектов от управляющего центра и друг от друга, обусловленной национальными масштабами деятельности наиболее активных игроков рынка, развитием сетевого бизнеса с использованием франчайзинга. Приведенные здесь новые проекты показались нам интересными, потому что они отражают специфику ритейла в России.
Например, наш клиент «Копейка» демонстрирует стремительный рост своей мультиформатной сети. За 2003 год она практически удвоила количество магазинов, доведя их число с 28 до 50. При этом число POS-терминалов под централизованным управлением GESTORI превысило 450. Система отвечает повышенным требованиям, связанным с ростом сети, а вдвое возросшая нагрузка никак не отразилась на оперативности обработки данных. Необходимо отметить, что GESTORI управляет всеми функциями торгового зала во всех магазинах централизованно, с единого сервера БД, установленного в центральном офисе, обеспечивает различные дисконтные программы, формирует акты переоценки; управляет специализированным оборудованием, сбором и обработкой данных, включая базу чеков с более чем 450 POS-терминалов. В сети представлены три формата. Во-первых, экономичный супермаркет площадью 700-1.000 кв.м, ассортимент в 2500 товаров, 7-9 POS в каждом магазине. Во-вторых, экономичный гипермаркет площадью 2000-3500 кв.м, 10.000 товаров, 18-25 POS. И, наконец, магазин у дома площадью 300-400 кв.м, 1000 товаров, 2-3 POS.
Особым этапом в развитии GESTORI стали проекты автоматизации гипермаркетов формата DIY. DIY (Do It Yourself «сделай сам»): магазины, работающие по системе самообслуживания с ассортиментом от 10 тыс. наименований товаров для интерьера, быта, садового хозяйства, посуды, сувениров, стройматериалов и т.д. Наглядные примеры автоматизации этого специфического формата это гипермаркет DIY «Южный» в Тюмени, площадью 19.500 кв.м и ассортиментом в 40.000 товаров, или уже третий гипермаркет сети «МАКСИДОМ» в Петербурге, площадью 13.000 кв.м и ассортиментом в 180.000 наименований. Все они имеют централизованную архитектуру ИС.
Перспективность формата DIY доказывает успех мировых сетей. Стремительно завоевывает популярность он и в России, отражая главный принцип современной торговли удобство для покупателей и огромный ассортимент. По оценке Объединенной финансовой группы (ОФГ), объем рынка товаров для дома в России значителен и только в 2002 г. составил $5 млрд. Отражая растущий спрос, в системе GESTORI мы реализовали уникальную технологию обслуживания покупателей, учитывающую особенности этого формата: например, доступен заказ по образцам, когда габариты товара превышают размеры тележки; оплата в наличной и безналичной форме.
Сегодня сети все чаще выходят за границы своих регионов. Централизованное управление межрегиональной сетью магазинов демонстрирует проект «Линия» корпорации ГРИНН из нескольких супермаркетов в Курске и гипермаркета в Белгороде площадью 6000 кв.м, с ассортиментом в 40.000 наименований. Информационная система имеет централизованную архитектуру с единым сервером БД в Курске, куда стекаются данные с более 50 POS-терминалов. Такой подход позволяет максимально эффективно организовать управление торговым предприятием, особенно имеющим территориально-распределенные объекты учета.
Наша система GESTORI пользуется популярностью и за пределами России. Строительство сетевой торговли стартовало в соседних странах, и в 2003 году компания FIT автоматизировала сеть продуктовых супермаркетов «Рублевский» в Республике Беларусь, а в Республике Казахстан сеть «Оптима».
CNews.ru: Какого рода решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы российскими торговыми сетями в ближайшие годы?
Елена Кудрина: Мы постоянно изучаем опыт международных лидеров розничного рынка и очень гордимся тем, что проповедуемый нами подход в построении централизованных систем управления с использованием именно централизованной архитектуры информационной системы применяет компания № 1 мирового розничного рынка Wal-Mart. Судите сами: 4700 супермаркетов обслуживает один-единственный центральный сервер. Наша информационная система GESTORI позволяет наиболее эффективно реализовать данный подход, опираясь на те же инструментальные средства, на которых построена информационная система Wal-Mart.
Укрупнение сетей, экспансия крупнейших сетевых игроков в регионы, совершенствование возможностей персонального маркетинга таковы особенности российского ритейла сегодня. Они диктуют направления развития специализированных решений для розницы. Возрастает роль распределительных и дистрибьюторских центров, без которых немыслима крупная сеть. Соответственно, все более востребованы системы управления РЦ/ДЦ с функциями управления местоположением товаров на складе. Такие возможности уже нашли свое отражение в GESTORI и, как показывает практика, способны существенно оптимизировать внутренние логистические процессы.
В регионах существует проблема монополизации или отсутствия местных поставщиков. Поэтому будет усиливаться потребность в системах внешней логистики, окажутся востребованными SCM «системы управления цепочками поставок». Особое место займут системы класса CRM. В целом, возрастут аналитические возможности с их переходом в разряд прогностических. Мы развиваем GESTORI в этом направлении, дополняя базовые функции логистики новыми перспективными модулями анализа и прогнозирования.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Коллектив разработчиков и консультантов компании FIT France Informatique et Technologie воплотил свой 15-летний опыт, знания и понимание особенностей отрасли в специализированных решениях, призванных решать проблемы заказчиков, повышать эффективность и прибыльность их бизнеса. И сегодня GESTORI, пройдя эволюционный путь развития вместе с технологиями торговли, представляет собой отлаженную, проверенную временем систему, соответствующую самым высоким требованиям современного ритейла.
CNews.ru: Спасибо.
|
|