Обзор подготовлен при поддержке |
|
|
Ольга Беловолова: Российская розница уже переросла ИТ-решения «среднего класса»
Специфику развития рынков автоматизации мировой и российской розницы комментирует в интервью CNews.ru Ольга Беловолова, руководитель сектора розничной торговли Oracle.
CNews.ru: Oracle традиционно известен как поставщик решений для промышленности. Какая доля вашей клиентской базы приходится на розницу?
Ольга Беловолова: Компания Oracle предлагает решения для предприятий всех отраслей, у нас нет узкого позиционирования на отдельные рынки. Что касается розницы, то на нее приходится 3% от общего числа компаний, использующих Oracle E-Business Suite, а это около 500 лидирующих розничных сетей по всему миру.
Если говорить о российском рынке, то активно продвигать наши решения для предприятий розничной торговли мы действительно стали сравнительно недавно. Это было связано с недостаточной готовностью российского ритейла к решениям такого класса.
CNews.ru: Насколько, на ваш взгляд, за последнее время выросли ИТ-бюджеты торговых предприятий в мире и в России?
Ольга Беловолова: В мире этот показатель кардинальным образом не изменился. Что касается ИТ-бюджетов российской розницы, то они явно выросли. В прошлом году компании утверждали, что в среднем тратят на ИТ от 0,5% до 1% от оборота. Сейчас практически все называют 2%, некоторые упоминают даже 3%. Усиливающаяся конкуренция с международными розничными сетями вынуждает российские компании переходить на современные технологии управления, в том числе и в сфере ИТ.
CNews.ru: Какие задачи в области автоматизации бизнес-процессов, по вашим оценкам, сейчас наиболее актуальны для торговли в мире?
Ольга Беловолова: Торговые компании в мире уже автоматизировали свои учетные задачи. В списке текущих приоритетов можно назвать построение решений по взаимодействию с партнерами collaboration, а также по управлению отношениями с заказчиками CRM.
Розница, исторически считавшая своих клиентов «безликими», сейчас старается их персонифицировать. Полученную из разных источников информацию по клиентам необходимо собрать, обработать и провести анализ, на основе которого можно спрогнозировать предпочтения и потенциальное поведение клиентов.
Сейчас очень актуальны решения для организации совместной работы между компаниями, которые могут включать в себя совместное планирование с поставщиками, производителями, транспортными компаниями, а также построение различных порталов. Это позволяет уйти от множественности бизнес-планов, снизить количество ошибок, существенно повысить точность планирования.
Подобные решения, безусловно, нужны и в России. Однако их внедрение требует определенной культуры в бизнесе, которой мы пока не достигли. Бизнес-партнеры должны быть прозрачны друг для друга, тогда станет возможной организация тесного взаимодействия между ними.
CNews.ru: Как бы вы оценили средний уровень автоматизации российских сетей на данный момент? Насколько вообще отечественный рынок отстает от общемирового тренда в этом отношении?
Ольга Беловолова: Большинство российских компаний сейчас работает с «зоопарком» учетных решений, при этом не имея решений для эффективного управления цепочками поставок (SCM). Приход на российский рынок западных розничных сетей заставил российские компании пересмотреть свой подход к автоматизации. Так, например, использование более эффективной цепочки поставки обеспечивает в конечном счете возможность более выгодного ценового предложения клиентам. Если российские компании не создадут прозрачный управленческий учет и не внедрят решения по управлению цепочками товаров, им будет очень сложно составить конкуренцию западным розничным сетям.
Развитие информационных технологий всегда следует за развитием технологий ведения бизнеса. Здесь мне кажется очень показательным пример с созданием распределительных центров (РЦ). Поставка товаров на розничные точки может быть организована различными способами, например, через центральный распределительный склад, через сеть с множеством складов, либо вообще без перевалочных пунктов, ограничиваясь небольшими складами непосредственно при магазинах. Западная логистика по мере своего развития постепенно проходила все эти фазы. То есть постепенно закупочно-логистические функции были переданы на аутсорсинг поставщикам и 3PL операторам. Для организации такой работы требуется очень четкая координация всех вовлеченных в цепочку участников, совместное планирование, и это, конечно, невозможно без соответствующего ИТ-инструментария.
Что касается российского рынка, то сейчас он находится на той стадии, когда наиболее эффективным решением логистических задач для розничных сетей считается распределительный центр. Большинство наших сетей либо уже построили РЦ либо ведут в данный момент подобные проекты. Поэтому сейчас в России очень востребованы решения по управлению складом.
CNews.ru: На ваш взгляд, существуют какие-либо отличия в степени заинтересованности в ИТ и, соответственно, в спросе на решения со стороны продовольственной и «непродовольственной» розницы? Проекты в каком сегменте «обходятся» дороже?
Ольга Беловолова: Существенных различий на мой взгляд нет: и продовольственная, и «непродовольственная» розница сейчас испытывает потребность в переходе на более современные ИТ-решения. Разумеется, с точки зрения функциональности, везде есть своя специфика. Например, в непродовольственной рознице необходим учет серийных номеров, что накладывает свои требования. С другой стороны, в продовольственном секторе важен контроль сроков годности. Но эти особенности не оказывают существенного влияния на стоимость решения.
CNews.ru: По вашим прогнозам, насколько российская торговля готова сейчас к «тяжелым» решениям уровня Oracle E-Business Suite? Нужен ли сейчас российским розничным сетям подобный функционал?
Ольга Беловолова: Еще полтора года назад оптимальным решением для розницы считались ERP-системы среднего класса. Но за последние годы национальные розничные сети пережили практически взрывной рост, в среднем на 3050%. И сейчас можно констатировать тот факт, что российская розница уже переросла ИТ-решения среднего класса. Причины две, технологическая и функциональная. Во-первых, просто с точки зрения необходимого количество пользователей и объема обрабатываемых транзакций, лидирующие розничные сети требуют использования «тяжелых» систем. С другой стороны, проводимая многими сетями региональная экспансия и усиливающаяся конкуренция со стороны западных розничных сетей, требует использования оптимизационных механизмов, которых попросту нет в более «легких» системах.
Например, Oracle E-Business Suite позволяет на основании параметров логистической сети компании рассчитать, на каких складах, в каком количестве и с какими правилами пополнения необходимо хранить товары. Это позволяет с одной стороны обеспечить клиентам заданный уровень сервиса, а с другой минимизировать совокупные издержки по всей логистической цепочке. При этом система позволяет учитывать неопределенность спроса и предложения.
Уже стало очевидно, что рынок движется теперь в сторону «тяжелых» решений и те компании, которые первыми перестроятся на использование современных технологий, получат значительные конкурентные преимущества.
CNews.ru: Каковы ваши планы по продвижению на российском рынке розницы? Какая доля в доходах представительства, по вашим предположениям, будет приходиться на этот вертикальный рынок в ближайшие годы?
Ольга Беловолова: Рынок российской розницы сейчас на подъеме, а нам в свою очередь есть, что предложить розничным сетям. Наши решения в области ERP, автоматизации склада, управление цепочками поставок и планирования, безусловно, востребованы на рынке. Мы ожидаем, что доля данных услуг в обороте представительства будет расти и в новом финансовом году, который начался 1 июня, составит не менее 10% от всех услуг российского представительства
CNews.ru: Какие ваши проекты и сделки в российской рознице вы могли бы особо выделить?
Ольга Беловолова: В первую очередь хочу отметить проект по автоматизации фармацевтического дистрибутора компании «Протек», первый этап которого был запущен в промышленную эксплуатацию 10 мая. Помимо стандартной функциональности по управлению финансами, снабжением и сбытом на данном проекте были внедрены такие модули как Oracle WMS (Warehouse Management System) для управления складом и Oracle Advanced Supply Chain Planning для оптимизационного планирования товарных потоков.
В ближайшее время будет закончен проект по автоматизации одной и торговых сетей, входящих в группу компаний Auchan и проводимый нашим партнером компанией IBM. Так же совсем недавно одна из крупнейших российских розничных сетей приняла решения о внедрении Oracle CRM для повышения качества обслуживания клиентов.
CNews.ru: Какого рода решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы российскими торговыми сетями в ближайшие годы?
Ольга Беловолова: По всей видимости, будут востребованы решения в области CRM, включая персонификацию обслуживания и аналитическую обработку данных по клиентам. С другой стороны, актуальными останутся такие направления, как построение эффективных цепочек поставок, управление планированием и логистикой, управление складом. Уже сейчас решения в этой области являются наиболее востребованными российской розницой.
CNews.ru: Спасибо.
|