| |
Обзор подготовлен при поддержке |
|
|
Пример решения: Внедрение Системы Alfa в компании «TJ Collection»
О компании «TJ Collection»
Компания «TJ Collection» одна из крупнейших корпораций на российском рынке обуви, одежды и аксессуаров. «TJ Collection» принадлежат такие бренды как: «TJ Collection», «Chester» и «Carnaby». В общей сложности в российском отделении компании работает свыше 1000 человек.
Одной из приоритетных задач компании «TJ Collection» в настоящий момент является расширение торговой сети. Так, например, в 2001 году на карте России было всего 33 салона, тогда как на данный момент только в Москве их уже около 40 и еще больше расположено в регионах. Компания постоянно расширяет сеть фирменных салонов не только в России, но и на Украине и в Латвии, а также планирует выйти на другие рынки ближнего зарубежья.
На первом этапе своего существования компания производила только обувь и аксессуары. Постепенно ассортимент пополнялся все новыми и новыми видами продукции. Так, например, в 2000 году была запущена линия мужской и женской одежды TJ Collection, завоевавшей не меньшую популярность, чем обувь. На сегодняшний день марки компании «TJ Collection» это широкая гамма товаров: обувь, одежда, аксессуары, чулочные изделия, обувная косметика.
Предпосылки проекта, требования к ИС
Существовавшая на момент начала проекта информационная система не только не удовлетворяла всем текущим требованиям компании, но и работала на пределе возможностей архитектуры файл-сервер в «TJ Collection» необходимо учитывать более 50.000 наименований различных товарных позиций. Быстрое увеличение количества салонов заставило всерьез задуматься над задачами оперативной передачи данных между салонами, удаленными филиалами и центральным офисом в г. Москве в условиях отсутствия постоянных каналов связи. Кроме того, модель бизнеса компании подразумевала создание так называемого «шаблона магазина» и, следовательно, информационная система должна иметь возможность быстро разворачиваться в новом салоне и легко осваиваться персоналом. Еще одним естественным желанием «TJ Collection» было максимально снизить стоимость владения ИС не должна требовать для своего функционирования дорогостоящего торгового оборудования, постоянных каналов связи или присутствия, пусть даже периодического, IT-специалистов в салонах. Повышенные требования предъявлялись и к надежности ИС каждый сбой мог повлечь остановку работы салона и ничем неоправданные убытки. Иными словами, основную задачу на момент начала проекта можно в общем виде сформулировать как создание территориально-распределенной системы оперативного управления товарооборотом и торговыми операциями в оптово-розничной структуре. Решение такой основной задачи позволило бы создать надежный фундамент IT-инфраструктуры компании и существенно снизить издержки на управление сложным быстрорастущим бизнесом. Помимо решения указанной основной задачи предстояло объединить в централизованную базу данных информацию о движении товаров, складских запасах и ассортименте на центральных складах и в филиалах, взаиморасчетах с контрагентами. Это позволило бы, опираясь на оперативные данные, построить консолидированный бухгалтерский и управленческий учет компании со всеми необходимыми аналитическими разрезами.
Выбор исполнителя
В связи с большим объемом требований, предъявляемых к функциональным возможностям создаваемой ИС, было признано нецелесообразным вести разработку силами специалистов Компании и принято решение о внедрении КИС стороннего производителя.
В ходе выбора замены для текущей ИС, интегрирующей товарный и финансовый учет, был рассмотрен ряд представленных на рынке систем корпоративного класса, которые оценивались по следующим параметрам:
- наличие успешных внедрений в российских торговых компаниях, уровень адаптации к специфике отечественного бизнеса;
- возможность создать единое информационное пространство (ЕИП) в разветвленной территориально-распределенной структуре;
- возможность поэтапного внедрения различных участков без «ломки» текущих бизнес-процессов компании;
- простота в использовании и внедрении, отсутствие необходимости в изучении каких-либо специфических языков и программных средств для внедрения и работы с КИС;
- комплексность решения, возможность объединить в ЕИП практически все бизнес-процессы компании;
- надежность работы на больших объемах данных, возможность масштабирования без потери производительности.
В результате для внедрения была выбрана разработка российской компании «Информконтакт» Система Alfa.
Этапы реализации проекта
Период | Результат |
Март 1998 -Апрель 1998 | Совместной проектной командой была проведена краткая диагностика компании «TJ Collection». В рамках работ по диагностике было проведено экспресс-обследование бизнес-процессов компании, подготовлена схема эксплуатации Системы Alfa, принят план дальнейших работ. |
Май 1998 Ноябрь 1998 | Произведена настройка системы, проведено обучение пользователей. Разработан шлюз для миграции данных из старой системы в Систему Alfa. При выработке стратегии миграции данных было решено переносить не только информацию об остатках на складах, но и всю историю взаимоотношений с клиентами. Началась опытная эксплуатация блока учета ТМЦ. |
Декабрь 1998 | В промышленную эксплуатацию запущен блок учета ТМЦ, и произведен полный отказ от старой системы учета ТМЦ. Конец 1998 года в компании характеризовался серьезной и кропотливой работой по выверке корректности миграции данных из старой системы в Систему Alfa, производилась отладка настроек блока учета ТМЦ. Параллельно велась доработка модулей репликации системы Alfa-DistantLink и модуля розничной торговли Alfa-Retail с учетом специфики компании. К концу 1998 года блок учета ТМЦ готов к самостоятельной работе, причем с минимальным привлечением специалистов компании «Информконтакт». |
1999 год | Введены в промышленную эксплуатацию модуль розничной торговли Alfa-Retail и модуль репликации Alfa-DistantLink. Также была выработана методика ввода в эксплуатацию новых салонов и филиалов в Системе Alfa. |
2000 год | Введены в промышленную эксплуатацию: модуль расчета заработной платы и управления персоналом Alfa-Salary, модули финансово-бухгалтерского блока Alfa-Account и Alfa-Payment. |
2001-2004 год | Ведется сопровождение системы, реализация пожеланий, связанных с ростом Компании и оптимизацией деятельности, развитие проекта ведется в основном силами специалистов «TJ Collection». |
Проблемы, возникавшие в ходе внедрения
Основные проблемы при внедрении можно условно разбить на две части организационную и техническую. И те, и другие явились, в основном, следствием территориальной удаленности филиалов и салонов компании «TJ Collection» от центрального офиса. Кроме того, специфика работы сети требовала реализовать несколько пожеланий к Системе Alfa, таких как интеграция с конкретными моделями ККМ и расширенная работа со штрих-кодами.
Одной из серьезных технических проблем в процессе внедрения была настройка и проверка блока оперативной передачи данных с учетом сложной структуры компании и в условиях отсутствия постоянных каналов связи в салонах. А с точки зрения организации необходимо было очень четко регламентировать, какие данные и в какие временные промежутки должны передаваться между центральным офисом, филиалами и салонами. Многие задачи носили смешанный организационно-технический характер. Например, пришлось разработать технологию обновления версий Системы Alfa без остановки процесса обмена данными внутри сети, внедрить ряд организационных и технических мер по недопущению и устранению коллизий, которые неминуемо возникают при off-line обмене оперативными данными.
Результаты проекта для «TJ Collection»
Централизация и оперативность получения данных.
В ходе реализации проекта успешно решена основная задача создана гибкая настраиваемая система, которая позволяет наращивать объемы продаж и количество салонов сети без увеличения загруженности центрального офиса и потери управляемости. Для решения задачи оперативной консолидации данных в территориально-распределенной структуре был использован универсальный комплекс передачи данных (модуль Alfa-DistantLink). Он позволяет обмениваться информацией с любым из отделений TJ Collection вне зависимости от его местоположения и состояния каналов связи, что позволило оптимизировать работу многочисленных филиалов компании. Теперь центральный офис всегда имеет оперативные данные по товарным остаткам и продажам по каждому филиалу, салону, включая и поразмерный учет ассортимента. Помимо получения оперативной информации Система Alfa позволяет осуществлять централизованную ценовую политику, удаленно обновлять данные о модельном ряде.
Немаловажную роль сыграл и вопрос стандартизации во всех салонах сети всегда актуальный единый каталог товаров, документы имеют унифицированный печатный вид. Это позволяет гарантировать клиенту единые стандарты обслуживания во всех салонах, независимо от их местоположения.
Экономия и прибыль с помощью ИС.
Внедрение в компании «TJ Collection» современной КИС позволило стандартизировать и упорядочить работу с салонами, что помогло довести их количество до 100 магазинов. Но помимо управленческого эффекта был получен и прямой экономический. Рассмотрим лишь некоторые примеры. Использование на рабочем месте кассира компьютера с установленными модулями Системы Alfa, которые интегрированы с относительно недорогой ККМ, позволяет сэкономить около 3000 USD на каждой установке по сравнению с вариантом использовавшихся ранее дорогостоящих POS терминалов. С учетом большого количества салонов и того факта, что в салоне может быть несколько торговых залов, получается довольно значительная сумма. При этом такое решение обладает гораздо большими функциональными возможностями по сравнению с вариантом использования POS-терминалов. Далее, благодаря наличию в салонах помимо торгово-розничного модуля также блоков логистики и управления финансами, всегда можно получить данные для анализа непосредственно в салоне, а также оперативно решать срочные задачи на местах например, быстро распечатать необходимые документы для фискальных органов, а не ждать их доставки из центрального офиса. Это экономит значительное время, а следовательно, и деньги.
Серьезная экономия также достигается за счет следующих факторов:
- Снижение затрат на развертывание ИС магазина и обучение персонала благодаря унификации схемы работы магазинов и регламентации необходимых действий;
- Снижение затрат на оплату труда благодаря отсутствию IT-специалистов на местах практически все вопросы могут быть решены из центрального офиса, персоналу салонов не требуются знания в области информационных технологий;
- Снижение трудозатрат благодаря устранению ручного труда при обработке отчетов, предоставляемых салонами и филиалами в центральный офис корпорации теперь данные о кассовых и товарных операциях экспортируются и импортируются автоматически;
- Снижение трудозатрат благодаря оптимизации с помощью ИС схемы работы магазина данные о прайс-листах, скидках, обновлениях ассортимента обновляются автоматически, по факту прихода товара в салон автоматически импортируются товарные документы, обновляются остатки, ценники со штрих кодом печатаются в необходимом количестве на весь поставленный товар на обычном лазерном принтере.
Перечисленные выше факторы экономии позволяют утверждать, что при разумном подходе к выбору и внедрению информационной системы, она позволяет не только быстро вернуть инвестиции, но и обеспечивает существенное снижение затрат на функционирование оптово-розничной сети. При этом в данном пункте мы не учитываем косвенные эффекты, в основном управленческого характера, которые помогают в итоге получить дополнительные конкурентные преимущества.
Преемственность информационных систем без потери данных.
При миграции данных из старой системы в Систему Alfa была перенесена не только информация о товарных остатках на складах, но и вся история взаимоотношений с клиентами, что позволило сохранить возможность оперативного планирования сразу с момента переноса без необходимости накопления первичных данных. Такой подход к внедрению также позволяет не потерять накопленные годами данные, без которых невозможно эффективно решать задачи анализа развития бизнеса, выявления существенных трендов (например, рост продаж тех или иных моделей в зависимости от сезона, проводимых рекламных компании и т.п). Такой анализ становится жизненно необходим для планирования развития бизнеса и осуществляется с помощью различных методов анализа и моделирования (OLAP, статистический анализ и т.п.).
Открытость для партнеров и клиентов.
В результате внедрения у партнеров и клиентов TJ Collection появилась возможность оперативно получать и предоставлять информацию о наличии товара, ценах, скидках и т.п. Наиболее полно информационный обмен позволяет организовать установка у партнера необходимых модулей Системы Alfa. В этом случае партнер фактически становится еще одним «узлом» информационной сети «TJ Collection», что открывает все преимущества работы в едином информационном пространстве Компании даже в отсутствие постоянных каналов связи.
Единое информационное пространство компании при поэтапном внедрении.
Структура Системы Alfa позволила вести поэтапное внедрение по отдельным бизнес-контурам компании «TJ Collection» без ограничения возможностей расширения и масштабирования. Это помогло, с одной стороны, снизить количество единовременных преобразований в деятельности компании, без которых не обходится ни одно внедрение информационной системы корпоративного плана, а с другой получить в итоге комплексное решение. К примеру, ввод в эксплуатацию модуля логистики Alfa-Stock позволил «TJ Collection» оперативно отслеживать складские запасы и ассортимент на центральных складах и в филиалах, контролировать взаиморасчеты с клиентами, вести централизованную ценовую политику с учетом себестоимости изделий и ситуации на рынке. Подключение модуля Alfa-Retail позволило автоматизировать работу салонов, устранить ручной труд обработки отчетов, предоставляемых салонами и филиалами корпорации. Появилась возможность оперативного составления отчетов по каждой из торговых точек компании «TJ Collection».
Установка в Компании финансово-бухгалтерского блока Alfa-Account и блока Alfa-Payment, позволила использовать различные методики учета в единой базе, что позволило избежать дублирования ввода данных. Все это, в сочетании с использованием модуля Alfa-DistantLink, позволило получать консолидированную финансовую отчетность по всем филиалам компании.
Реакция и отзывы
«Успех в нашем бизнесе во многом зависит от способности компании отслеживать сезонные колебания и тенденции моды в том или ином регионе. И, естественно, от умения вовремя на них реагировать. Но это невозможно сделать, не имея всей оперативной и достоверной информации в единой базе, как и без возможности централизовано управлять ценовой политикой и ассортиментом. Решение таких задач анализа и оперативной реакции на намечающиеся изменения спроса в том или ином регионе было бы невозможно без помощи надежной и гибкой информационной системы, которая «умеет» работать в сложной территориально-распределенной структуре и учитывает все нюансы непростого торгового бизнеса. После того как Alfa была внедрена в центральном офисе, а работа салонов автоматизирована, мы смогли освободить больше времени для анализа, оптимизации деятельности. Существенно уменьшилось количество рутинных задач, «ручного труда», особенно при импорте данных салонов, обновлении прайс-листа. Вот представьте вроде бы обычный случай вам надо передать новый прайс-лист сразу в 100 салонов, чтобы, к примеру, уже завтра все магазины торговали по новым ценам. И не только торговали, но имели бы возможность печатать ценники со всем набором товарных атрибутов, печать которых является требованием со стороны различных фискальных органов
Или другая ситуация у всех товаров (согласно какому-нибудь очередному постановлению) требуется, чтобы на ценниках была еще одна характеристика (например страна-производитель или номер сертификата). Можно, конечно, готовить ценники в центральном офисе и развозить «макулатуру» по магазинам, но это отнимает массу времени и сил. Гораздо проще один раз внести изменения в центральной базе и при следующем обмене данными эти изменения автоматически отразятся в салонах. А как без использования централизованной системы сделать оперативное снятие и отправку из салона в центральный склад выборочного количества товара (например, часть сезонных остатков), чтобы при этом центральный офис был абсолютно не загружен данной процедурой, а все товарные документы автоматически оказались в единой базе? Получается что никак. Если говорить в общем, то у POS-терминалов есть лишь строго обозначенный функционал и в компании получается гетерогенная информационная система, соответственно почти нет гибкости, а в быстроменяющейся среде это просто недопустимо. Сейчас же у нас проблема решается очень просто с каждой поставкой в салон приходит файл (по модему или на дискете), после импортирования которого автоматически обновляются прайс-листы, загружаются в Систему Alfa приходные документы для данного салона, изменяются остатки. Из приходной накладной на лазерном принтере печатаются ценники на весь поставленный товар сразу и в необходимом количестве.
Организован и плановый обмен данными в виде сжатых, зашифрованных пакетов. Данные о продажах (уже готовые товарные и платежные документы) приходят из салонов практически ежедневно и импортируются в центральную базу. При этом полностью отсутствует двойной ввод и ручной труд. Передача данных в салон осуществляется реже в основном, в случае поставки партии товара в салон, изменения прайс-листов, добавления новых моделей и т.п. Система сама отслеживает правильность и очередность обработки пакетов, ведется несколько журналов событий (входящие, исходящие), есть специальные механизмы для обработки возможных коллизий
В общем, работать стало проще, удобнее. Но самое главное теперь мы имеем все оперативные данные о продажах в единой базе, а открытие новых магазинов практически никак не увеличивает загрузку специалистов центрального офиса с точки зрения обмена данными«- это слова Сергея Боброва, руководителя отдела систем и технологий компании «TJ Collection».
Перспективы развития проекта
Благодаря результатам, достигнутым на сегодняшний день, «TJ Collection» и Компания «Информконтакт» нацелены на дальнейшее сотрудничество. Основными направлениями такого сотрудничества являются:
- Переход на версию Системы Alfa 4.0.
На 2004 год запланирован переход на новую версию Система Alfa 4.0. В новой версии, помимо прочего, учтены и предложения пользователей компании «TJ Collection», накопленные за время эксплуатации информационной системы.
- Внедрение модуля Alfa-Contract.
В дальнейших перспективах внедрение модуля Alfa-Contract «Управление договорной деятельностью», который должен позволить задействовать в контроле прохождения и согласования договоров в компании все службы, начиная от инициаторов заключения (например, отдел продаж) и юридического отдела, и заканчивая бухгалтерией.
- Внедрение новой версии розничного модуля Alfa-Retail с расширенными возможностями.
В новой версии существенно расширены функциональные возможности на основе пожеланий клиентов и накопленного опыта эксплуатации модуля в торговых компаниях.
К примеру, расширены возможности по работе со скидками обслуживаются суммовые, временные, накопительные, товарные, скидки на предъявителя (купон, флаер, вырезка из журнала и т.д.), автоматизирована работа с бонусами (некой комбинации товаров в чеке задается определенный процент скидки и/или «подарки»).
Как показывает практика, процесс развития информационной системы в быстрорастущей торговой компании не может быть остановлен. В условиях быстро меняющейся ситуации на конкурентных рынках жизненно важно не отстать от конкурентов и компания, которая не уделяет должного внимания оптимизации текущей деятельности и повышению качества управления с помощью ИТ, рискует не только не расширить, но и потерять с таким трудом завоеванную долю рынка.
О компании «Информконтакт» и Системе Alfa
Компания «Информконтакт» была основана в 1993 году в Москве и уже более 10 лет специализируется в области управленческого консалтинга и информационных технологий. Согласно рейтингу журнала «Эксперт» «Информконтакт» входит в первую десятку компаний, работающих в сегменте IT и управленческого консалтинга. Основной разработкой Компании «Информконтакт» в области информационных технологий является Система Alfa полнофункциональная корпоративная информационная система (КИС).
Подробнее о компании «Информконтакт» и Системе Alfa вы можете узнать на сайте www.alfa-system.ru или по телефону (095) 196-23-77.
|
|