|
|
Проблемы франчайзингаФранчайзинг получил широкое распространение в российской рознице только в последние два года. В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» — с показателем около 40%. Основными франчайзерами в российском ритейле на сегодня, по данным РБК, являются сети «Копейка», АБК, «Пятерочка» и Spar. Планируют также развивать это направление «Перекресток», «Седьмой Континент» и «Мосмарт». «Пятерочка» лидирует с максимальным числом магазинов, отданных на франчайзинг — 227, которые приносят $450 млн. Если в среднем на франчайзеров приходится не более 10% от всего оборота бренда, то у «Пятерочки» этот показатель составляет около 40%. При этом доход от франчайзинга оценивается всего в $6 млн. Основные франчайзеры в российском ритейле
Источник: РБК, 2004 Отмечается, что при реализации франчайзинговых схем возникают серьезные проблемы — прежде всего юридического характера. Разбирательство между холдингом «Марта» и компанией Delta Capitalможет служить примером того, с какими проблемами сталкивается франчайзинг в России. После нескольких лет совместной работы между компаниями «Марта» и Delta Capitalпроизошел конфликт, и они не нашли взаимопонимания в отношении того, как должно происходить развитие компании и кто должен развивать магазины Spar. В результате руководство компании «Марта» пришло к выводу, что в создавшихся условиях невыгодно дальше развивать сеть Spar. Впоследствии «Марта» начала развитие сети Billaпо франшизе. Spar также нашел нового партнера. О проблемах развития франчайзинга говорят и действия «Пятерочки», которая старается опекать своих партнеров. В 2005 г. «Пятерочка» заявила, что может выкупить часть бизнеса своих франчайзи, так как не может их четко контролировать, в результате чего потребители могут получить неправильное представление о самих магазинах сети и об их формате. Еще одной проблемой являются нарушения авторских прав. Московская оптовая компания ООО «Хороший выбор» заключила весной 2004 г. договор франчайзинга с кооперативом независимых ритейлеров IGAи намеревалась продавать субфраншизу небольшим московским магазинам формата «магазин у дома». Планировалось, что стоимость вступительного взноса в российскую IGA — $3 тыс., а размер ежемесячных отчислений — всего $300. Взамен IGA обещала обучение персонала, передачу современных торговых технологий, снижение закупочных цен за счет больших объемов закупок и другие преференции, доступные крупным ритейлерам. Однако купившая права на бренд IGAна территории России компания «Хороший выбор» использовать его не может, поскольку раньше нее знак IGA успело зарегистрировать на себя некое ООО «Клиос». В результате проект не был реализован. Торговая сеть «Копейка», учитывая свой богатый опыт, выделяет следующие преимущества франчайзинга: для франчайзера: - возможность интенсивно развиваться при минимальном вложении средств (компании не вкладывают деньги в объекты недвижимости и оборудование), - франчайзи лучше всех знает местный рынок, - у местных предпринимателей уже налажены взаимоотношения с властью, для франчайзи: - это один из способов выжить в острой конкурентной борьбе, - возможность вложить деньги в прибыльный бизнес. Решения проблем взаимоотношений франчайзи и франчайзера
Источник: «Копейка» Торговая сеть «Копейка» делится опытом: «Успех франчайзинга заключается не в количестве магазинов и «надувании» оборотов сети за счет франчайзи, а в целенаправленном взаимодействии партнеров. При этом одна сторона отвечает за качество передаваемой технологии, а другая неукоснительно соблюдает эту технологию, при этом оставаясь собственником своего бизнеса». CNews Analytics |