|
|
ИТ-затраты российской розницы: рост гарантированПо разным оценкам, в российской рознице до 3% от всех затрат приходится на ИТ. В ближайшие 10 лет ожидают увеличения последнего показателя до Внедрять полноценные системы ERP достаточно активно российская розница начала с 2003 г. С точки зрения экспертов это обозначило переход отрасли на принципиально новый уровень информатизации. Параллельно обозначилось практически безграничное поле для Затраты на ИТ в российской торговле оценивались в 2004 г. в пределах 1% от оборота. Сейчас эксперты говорят об увеличении бюджетов сетей до 3-4%. По мере того, как этот показатель выравнивается до европейского , темпы роста затрат отрасли на информатизацию сокращаются. Так, если в 2003 г., по данным Gartner, объем денежных вложений в ИТ российской розницы увеличился на 29,3%, по итогам 2004 г. рост составил уже 25,5%. Прогнозируется, что в 2005 г. он не превысит 17%, а к 2008 г. снизится до 7,6%. Впрочем, в мировой рознице, для сравнения, рост за 2004 г. составлял 5,4%, а к 2007 г. его темпы снизятся, предположительно, до 4,4%. Динамика Источник: CNews Analytics, данные Gartner, 2005 Подобная же динамика Оба эти сектора, по мнению экспертов, развиваются в данный момент наиболее активно, привлекая внимание инвесторов. Важным фактором их удержания будет повышение прозрачности сетевого бизнеса, ради чего многие игроки этого рынка инициируют масштабные Затраты на ИТ российской розницы (млн. долл.)
Источник: Gartner, 2005 Более всего в России, по мнению Gartner, тратят на ИТ специализированные сети (56%). Структура расходов отрасли в целом повторяет общемировую — на втором месте за ними идет продовольственная розница (21%), потом крупные сети (13%). Характерно, что существенных изменений в подобном распределении денежных средств вплоть до 2008 г. не прогнозируется. Затраты на ИТ в российской рознице, 2004 Источник: CNews Analytics, данные Gartner, 2005 По ожиданиям Gartner, в 2005 г. российская розница потратит на ИТ $659 млн. Это 0,7% от прогнозируемого общемирового показателя. Заметно уступая регионам EMEA или Северной Америки по обороту и В настоящий момент CNews Analytics Тигран Атаян: На карте автоматизации российской торговли существует много «белых пятен»На вопросы CNews отвечает Тигран Атаян, партнер департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ. CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации торговли в мире и в России? Тигран Атаян: Бизнес растёт, за ним подтягиваются процессы информатизации. Причём именно «подтягиваются», поскольку бизнес в большинстве случаев развивается без оглядки на ИТ. До сих пор не преодолён определённый психологический рубеж и нет понимания того, что можно получить от информатизации, кроме автоматизации рутинных процедур. Пока мне кажется, что проекты по внедрению систем рассматриваются не как CNews: Какая доля приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний? Как, по вашим наблюдениям, можно оценить в данный момент соотношение затрат торговых компаний на программное и аппаратное обеспечение? Тигран Атаян: В ситуации, когда ИТ рассматривается как вспомогательный процесс, основные затраты идут на аппаратное обеспечение. Постоянные затраты на поддержание инфраструктуры ИТ занимают очень небольшую часть в бюджетах российских торговых компаний. Можно говорить о долях процента от оборота. При реализации инвестиционных проектов общие затраты существенно выше, иногда даже на порядок, но всё равно они составляют лишь несколько процентов от общего оборота компании. И здесь соотношение затрат на аппаратное, программное, методическое обеспечение, обеспечение информационной безопасности, сопровождение и пр. является более сбалансированным. Иногда разовые затраты на инфраструктуру неоправданно высоки, что может быть связано с довольно простыми вещами, такими как, например, связь. Этот вопрос будет решен со временем, однако, с моей точки зрения, в настоящий момент данная проблема имеет место. |