|
|
Источники финансированияК 2004 г. ведущие российские торговые компании вышли на новый уровень использования финансовых инструментов. В 2004 г. в этом секторе был проведен ряд облигационных займов, а также два IPO. На данный момент существует несколько источников развития компаний, включая собственные оборотные или заемные средства, средства акционеров, а также размещение акций на фондовом рынке. Привлечение средств через финансовый и фондовый рынок, помимо прочего, делает российские торговые сети на порядок прозрачнее для инвесторов. А этот фактор в современных условиях развития рынка приобретает все больший вес. В целом торговые компании, за исключением лидеров, чрезвычайно мало используют финансовые инструменты. Самым популярным способом является развитие с помощью оборотных средств или посредством привлечения краткосрочных кредитов. Во многом это связано с закрытостью большинства компаний, особенно в регионах. Среди крупных кредитных программ 2004 г. стоит отметить кредитную линию «Сбербанка», открытую торговой сети «Пятерочка» и превышающую $100 млн. Со своей стороны, «Лента» подписала кредитный договор с ЕБРР о привлечении $30 млн. сроком на 7 лет. А турецкая Migros, развивающая в России торговую сеть «Рамстор», привлекла летом четырехлетний кредит в размере $20 млн. для дальнейших инвестиций в магазины. Предоставил эту сумму банк ABN Amro по ставке LIBOR +2,75%. Следующим шагом использования облигационных займов является начало подготовки к проведению IPO ритейлеров. Пока в российской торговле проведено два IPO — «Седьмого Континента» и «Пятерочки». Оба признаются экспертами удачными. Правда, ряд аналитиков все же отмечают, что «Седьмой Континент» разместился более удачно, чем «Пятерочка». По их примеру в настоящий момент готовятся к IPO еще 2 крупные торговые сети — «Копейка» и «Перекресток». Сравнение условий IPO «Седьмого Континента» и «Пятерочки»
Источник: РБК, 2005 Прогнозируют, что через 3-4 года при условии стабильного развития фондового рынка и финансовых институтов в России будет проведено еще несколько IPO ритейлерами. Так, о своих планах разместить акции на фондовом рынке уже заявили «Копейка», «Перекресток» и «Тандер». Последний определяется в настоящий момент с партнером по размещению, которым, вероятно, станет компания UFG или «Тройка Диалог». «Перекресток» планирует провести IPO в 2006 г. Технически компания уже готова к размещению, но сначала хочет дорастить свой оборот до $1 млрд., с тем чтобы увеличить капитализацию и обеспечить более выгодное размещение. Показатели чистой рентабельности компаний, готовящихся к IPO
С развитием ритейла, освоением региональных рынков, и особенно в связи с приходом западных компаний российским торговым сетям, очевидно, придется занимать средства под длительные инвестиционные программы. Подобные инвестиции сможет им предоставить только фондовый рынок. Еще одним способом привлечения средств является продажа части акций стратегическому инвестору. Хотя российские владельцы крайне неохотно идут на продажу существенного пакета и потерю контроля над компанией. Соответственно, данный способ привлечения инвестиций вряд ли станет популярным. Источник: РБК, 2005 |