Оборот российской розничной торговли, по данным НАУЭТ, в 2004 году достиг $662 миллионов. Самыми популярными розничными товарами в Рунете сегодня остаются компьютеры, комплектующие, оргтехника и канцелярские товары.
На долю продаваемых в российских интернет-магазинах компьютеров, оргтехники, комплектующих и канцтоваров в 2004 г. пришлось $290 миллионов или около 44% продаж. Бытовая техника занимает порядка 27% продаж ($177 миллионов), продажи автомобилей и запчастей к ним 18% ($121 миллиона). По количеству заказов в день лидируют CD, DVD, MP3 — на них приходится в среднем по 180 запросов. Однако в силу невысокой стоимости этих товаров, доход от их продажи составил всего $28 миллионов. Всего же онлайновые продажи составляют пока менее 1% российской розничной торговли.
Рейтинг эффективности российских интернет-магазинов
По данным исследования компании SpyLOG, опросившей сотрудников 400 интернет-магазинов, развитие электронной коммерции в Рунете тормозится из-за ряда факторов. Главным образом, ввиду отсутствия у большей части пользователей опыта покупок в Сети, недоверия к нетрадиционным формам торговли (28%), а также из-за проблем технического характера, таких, например, как сбои в работе провайдеров (23%).
В2В-по-русски
Российский бизнес-сегмент онлайновой торговли, по данным НАУЭТ, еще менее успешен, чем розница. Оборот B2B-площадок составил в 2004 г. всего $442 миллиона. Ситуация для развитых стран непривычная — там бизнес-сегмент традиционно опережает розничный по суммарным объемам сделок.
В России в секторе В2В с большим отрывом лидирует топливно-энергетический комплекс (покупки плюс продажи). По данным НАУЭТ, энергетики наторговали в онлайне за прошлый год на $348 миллионов. Примечательно, что основной объем продаж пришелся не на нефть и газ, а на оборудование и комплектующие к нему. На втором месте металлургия с оборотом в $42 миллиона, на третьем — универсальные площадки ($32 миллиона), которые торгуют различными товарами. Новая тенденция рынка — появление мелкооптовых площадок по распространению компьютеров. Впрочем, их обороты пока невелики — $6, 2 миллиона.
Отрасль торговли
Удельный вес по числу В2В ресурсов, %
Многоотраслевые площадки
42
Нефть, нефтегазовое оборудование
10
Потребительские товары
9
Компьютерные комплектующие
8
Металл, металлопрокат
7
Продукты питания
6
Финансовые услуги (Интернет-банкинг, страхование, лизинг и др.)
6
Лесная промышленность
5
Авто, техника, запчасти
4
Электротехническая продукция
3
Источник: НАУЭТ, 2004
Большинство российских B2B-ресурсов принадлежит продавцам (61%). Почти треть (31%) В2В-сайтов — посреднические и всего 8% созданы покупателями. Основная часть центральных офисов торговых В2В-площадок расположена в Москве (64%), Санкт-Петербурге (9,5%), Новосибирске (6,7%), Омске (4,4%), Красноярске (4,4%), Екатеринбурге (2,2%), Казани (2,2%).
Целевые группы торговых В2В площадок в России
1. Поставщики
Производители товаров и услуг — 38%
Компании посредники — 59%
Частные предложения — 3%
2. Покупатели
Крупные компании — 64%
Средние компании — 24%
Мелкие компании — 12%
Источник: НАУЭТ, 2004
В числе поставщиков российских B2B-ресурсов 38% приходится на производителей товаров и услуг, 59% — на частных посредников. Среди покупателей доминируют крупные компании — 64%. Покупки в сети малого бизнеса составляют по итогам 2004 г. 12%.