|
|
Автоматизация торговли: вынужденная мода на SCMБизнес торговых компаний все больше ориентируется на интерактивность. Розничным сетям необходимо не только поддерживать постоянный контакт с клиентами, но и оперативно взаимодействовать с поставщиками. Соответственно, в отрасли растет спрос на программные продукты, оптимизирующие эти процессы. В результате SCM (Supply Chain Management — управление цепочками поставок) становится третьей ключевой аббревиатурой (после ERP и CRM) на рынке автоматизации торговых предприятий Концепция SCM ориентирована на отслеживание товаров по всему логистическому каналу (от поставщиков до склада, от дистрибьюторов до розничных продаж). Появление этой методологии в 90-х гг. по революционности сравнивается экспертами с переходом в производственном менеджменте к концепции MRP II в Внедрение концепции SCM в бизнес-процесс означает формирование такой сети сбыта, в рамках которой гарантируется оперативная доставка товаров с минимальными издержками. Внедрение решений этого класса обеспечивает эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками с целью обеспечения их синхронизации в распределенных компаниях. Управление цепочками поставок направлено на создание оптимальных каналов взаимодействия с поставщиками, дистрибьюторами и конечным потребителем. С одной стороны, эти решения позволяют изучать спрос и предложение на рынке. С другой стороны, поддерживают планирование поставок таким образом, чтобы товар не залеживался на складе. Кроме того, з а счет SCM можно не только оптимизировать работу с поставщиками и логистику, но и снизить затраты, которые вносят определенную долю в себестоимость продукции. Рынок SCM в Западной Европе (млрд. долл.) Источник: IDC, 2004 Двойственный ракурс SCM В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы — SCP (Supply Chain Planning — Планирование цепочек поставок) и SCE (Supply Chain Execution — Исполнение цепочек поставок). Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков (APS — Advanced Planning and Scheduling). Сюда же входят системы для совместной разработки прогнозов относительно спроса и наличия продукции от поставщиков. Помимо решения задач оперативного управления, В подгруппу SCE входят TMS (Transportation Management Systems – Системы управления перевозками) и WMS (Warehouse Management Systems – Системы управления складом). Первые позволяют сформировать оптимальный план транспортировки товаров и материалов (с учетом необходимых сроков поставок, возможных видов транспорта, графиков работы и т. д.), подготовить оптимальную схему загрузки транспортных средств, а также отслеживать грузы, находящиеся в пути. SCM после ERP Мнения специалистов относительно того, насколько обязательной «предтечей» SCM в компании является ERP , расходятся. Мировая практика Конечно, ситуация, когда в компании уже работает Другой оптимальной альтернативой может стать внедрение ERP одновременно с функциональностью SCM. Часто даже в составе самой «тяжелой» системы — такую возможность предоставляют те же SAP и Оracle. Оценив всю привлекательность рынка SCM, эти компании активно развивают модули своих ERP, ориентированные на управление цепочками поставок. В этом случае, считается, что их интеграция с управленческими и учетными приложениями будет теснее. Со своей стороны, производители специализированных средств SCM подчеркивают, что их ПО обладает большей гибкостью и лучше адаптируется к разнообразным Тем не менее, многие эксперты склоняются сегодня к тому, что наличие системы управления ресурсами на предприятии является для автоматизации управления поставками предпочтительным, но не обязательным. По крайней мере, отсутствие на предприятии В рамках Преимущества для всех Существует мнение, что лишь крупные компании, имеющие огромную сеть дистрибьюторов и поставщиков, нуждаются в системах SCM. Однако в реальности, как минимум, функциональность распределенного планирования ресурсов необходима и относительно небольшим компаниям. В том числе, Современные Для поставщиков и других партнеров торговой компании В цифрах эффект от внедрения SCM AMR Research оценивает следующим образом. Стоимость и время обработки заказа сокращаются на 20% — 40%, время вывода товара на рынок — на 15% — 30%. Закупочные издержки уменьшаются на 5% — 15%, складские запасы — на 20% — 40%. Прибыль же в контексте использования SCM может вырасти от 5% до 15%. Андрей Сергеев / CNews Analytics Дмитрий Казачков: Качество проекта автоматизации напрямую связывают со скоростью реакцииИнтервью CNews дал Дмитрий Казачков, управляющий компании «1С-Рарус». CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации торговых предприятий в России? Дмитрий Казачков: Я могу прокомментировать направления развития информационных технологий в тех сегментах розничной торговли, где мы активно работаем уже много лет и имеем хороший опыт. Это два сегмента: Food Retail и Для непродовольственной розницы характерна специализация торговли: одежда и обувь, книги и спорттовары, парфюмерия и бытовая химия, сотовые телефоны и техника для дома и т.д. Для таких заказчиков компания «1С-Рарус» разрабатывает специализированные решения, которые соответствуют бизнес-процессам этих предприятий. Например, салоны сотовой связи имеют схожие бизнес-функции, значительно отличающиеся от схемы работы аптеки или обувного магазина. Для салонов связи характерно ведение серийного учета товаров, продажа и активация контрактов, прием платежей в пользу операторов сотовой и стационарной связи, прием в гарантийный ремонт неисправного оборудования. Под потребности именно этих заказчиков компания «1С-Рарус» выпустила тиражный специализированный программный продукт «1С-Рарус:Магазин бытовой техники и средств связи». Что касается тенденций информатизации предприятий «большой продуктовой розницы», то я обратил бы внимание на повышение интереса заказчиков к созданию комплексных систем управления собственным бизнесом. В предшествующие годы основные задачи заказчик видел в автоматизации операционной деятельности — в настоящее время эти функции уже реализованы во многих программах. Сейчас заказчики ожидают получить от информационной системы возможность управлять своим предприятием, в частности, поддерживать организацию процесса бюджетирования: планирование результатов, регистрация фактически произведенных операций и аналитическая отчетность, позволяющая сделать выводы на основе сравнения плана с фактом. Так, например, указанные функции реализованы в предлагаемом нами программном продукте класса «back-office» — «1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары. ред.8» для платформы «1С:Предприятие 8.0». |