|
|
Торговые сети в России: ключевые показатели бизнесаДоля российских торговых сетей в общем обороте отрасли выросла за последнюю пару лет втрое. При этом оборот отечественного лидера ритейла — «Пятерочки» — по итогам 2004 г. практически равнозначен показателю Metro Cash & Carry — 1106 млн. долл. против 1110 млн. долл. Доля российских торговых сетей в общем обороте отрасли пока увеличивается в среднем за год вдвое. Если в 2002 г., по оценкам РБК, она составляла 4,5%, в 2003 г. показатель достиг, по тем же данным, 8%, а за 2004 год вырос до 15,6%. В Москве доля торговых сетей росла столь же динамично, даже с учетом большей сформированности рынка. В 2002 г., по оценкам РБК, сети контролировали здесь 20% оборота ритейла, в 2004 г. показатель вырос до 48%. Рост доли торговых сетей Источник: РБК, 2005 Максимальный оборот среди работающих в России торговых сетей по итогам 2004 г. демонстрирует Metro — 1110 млн. долл. На втором месте, с незначительным отставанием — петербургская «Пятерочка» (1106 млн. долл.). Показатели других торговых сетей из Петербурга, «Ленты» и «Дикси», значительно ниже — 451 млн. долл. и 420 млн. долл. соответственно. При этом в «Ленте», по оценкам РБК, оставался в 2004 г. самый дорогой средний чек — 35 долл. Московский «Перекресток» реализовал за 2004 г. товаров на 766 млн. долл., «Седьмой континент» — на 496 млн. долл. В последнем средний чек составил в 2004 году 10,6 долл. (данные РБК). Крупнейшие торговые сети по обороту в 2004 ($ млн.)
Источник: РБК, 2005 Крупнейшей российской сетью по количеству магазинов на начало 2005 г. стал, по оценкам РБК, краснодарский Магнит (1002 магазина). «Пятерочка», лидирующая среди отечественных сетей по обороту, оперирует 462 магазинами. «Перекресток» и «Седьмой Континент» — 98 и 83 магазина соответственно. В «Перекрестке» при этом эксперты РБК зафиксировали самую большую численность персонала — 20000 человек в штате. Для сравнения, на «Пятерочку» работает 11559 человек. Крупнейшие торговые сети по количеству магазинов на начало 2005 года
Источник: РБК, 2005 По ассортиментным позициям на начало 2005 г. лидирует сибирская сеть АЛПИ — 100 тыс. единиц. По 60 тыс. товарных единиц предлагают потребителю московская «Мосмарт» и немецкая Marktkauf. Другие иностранцы — Auchan или российско-турецкий Рамстор оперируют меньшим ассортиментом — по 40 тыс. ед. «Перекресток» и «Патэрсон» распространяют по 30 тыс. единиц продукции. Крупнейшие торговые сети по ассортиментным позициям на начало 2005 года
Источник: РБК, 2005 Эксперты прогнозируют, что бурный рост российского рынка сетевой торговли продлится еще несколько лет. Его насыщение произойдет к тому моменту, когда сети смогут контролировать примерно 80% всего торгового оборота. Именно так развивались события в Восточной Европе, ситуация в которой очень похожа на текущую ситуацию в Москве. После насыщения рынок будет расти не более чем на 2-3% в год. По мнению московского правительства, точка насыщения будет достигнута только к 2010 г. CNews Analytics |