Стремление к сотрудничеству
Цель оправдывает средства
...и выбор партнеров
Бизнес
Только вперед
|
|
Информатизация торговой сети «SPAR»Содержание:
Стремление к сотрудничеству Цель оправдывает средства ...и выбор партнеров Бизнес Только вперед В 1932 году в Голландии Адрианом ван Веллом была основана добровольная ассоциация, в которую вошли несколько крупных и средних бакалейщиков Амстердама. Название сети было дано вполне красноречивое: «Dе SPAR», сложившееся из первых букв девиза ассоциации: "Door Eendrachtig Samenwerken Profiteren Allen Regelmatig", что в переводе означает «Все мы выигрываем от сотрудничества». Сокращенное название SPAR в переводе означает «ель», которая и стала символом сети. В конце Пять лет назад менеджмент «SPAR» решил попытаться «выиграть от сотрудничества» и в России. Первый супермаркет был открыт в Москве в 2001году, положив начало интенсивному проникновению на российский рынок. С 2000 по 2005 год официальным представителем «SPAR» была компания «СПАР РИТЭЙЛ», владеющая генеральной лицензией на работу под торговой маркой в Московском регионе. А в 2005 году владельцем генеральной лицензии на работу под торговой маркой «SPAR» в Центральном Федеральном округе стало ООО «СПАР Централ Раша» (СЦР), участниками которого стали ЗАО "СПАР РИТЕЙЛ" (г. Москва), ООО "СВА трейдинг" (г. Жуковский), ООО «Услуги» (г. Электросталь), ООО «СПАР Тула» (г. Тула). В настоящее время сеть состоит из 10 супермаркетов в Москве и Московской области и 2 универсамов в Тульской области. Товарооборот «SPAR» в Москве за 2004 г. составил 125 млн. долларов. Компания строит достаточно амбициозные планы: до конца 2005 года планируется открыть не менее 10 универсамов, а до конца 2007 года расширить сеть SPAR как минимум до 70 супермаркетов. Стратегическая задача SPAR — построить одну из крупнейших розничных сетей в Москве и в России. Дерзость стратегических планов предполагает активные действия по их реализации: и менеджеры «SPAR» смело ринулись в бой за сегмент быстрорастущего российского рынка. Ключевыми словами в работе магазинов «SPAR» стали «качество продуктов» и «низкие цены». Это выдвинуло на первый план необходимость оптимизации логистических процессов. Для этого требуется тщательно выстроенная система закупок и снабжения. Основа такой системы — эффективное сотрудничество с поставщиками и работа через распределительный центр. В свою очередь, это возможно при наличии единой информационной системы, позволяющей упорядочить протекание всех В качестве оптимального инструмента для создания такой системы было выбрано отраслевое решение для розничных сетей Axapta Retail, разработанное на основе Определившись с Проект внедрения длился пять месяцев и затронул все основные бизнес процессы торговой сети. Управление ассортиментом, закупка товаров, взаиморасчеты с поставщиками, снабжение с распределительным центром, а также сбытовое ценообразование были оптимизированы с помощью встроенных в Axapta Retail механизмов контроля и предотвращения ошибок, вызванных человеческим фактором. На первом этапе в центральный офис, магазины и распределительный центр сети были внедрены модули торговли и логистики (склад, управление торговыми форматами, управление ассортиментом, управление ценообразованием, управление лояльностью, управление маркетинговыми акциями, расчеты с поставщиками). Отработанность схем внедрения позволила провести проект в сжатые сроки, продиктованные необходимостью начать эксплуатацию системы до момента открытия новых магазинов сети. При этом каждый последующий этап удавалось закончить быстрее предыдущего. Например, внедрение финансового модуля проходило в ускоренном режиме, т.к. 70% настроек были сделаны на этапе внедрения розничного отраслевого решения, а оставшиеся 30% настроек были сделаны за 3 месяца). Дмитрий Донченко особо отметил тот факт, что с Axapta Retail менеджмент компании получил эффективный инструмент управления внутренними «Мы получили именно тот инструмент управления Более всего финансовый директор «SPAR» доволен изменениями, произошедшими в логистике. Автоматизация логистических операций сделала протекание основных процессов, связанных с оборачиваемостью товара (транспортировка, прием, распределение на складе, хранение, отгрузки и т.д.) гладким и управляемым. По словам Дмитрия Донченко, Axapta Retail позволяет составлять более точные прогнозы поставки товара и, соответственно, оптимизировать работу отдела приемки. «Теперь все заказы делаются заранее, а поставщики доставляют их точно в срок, — рассказывает финансовый директор «SPAR». — Это происходит за счет того, что теперь все подразделения сети работают в единой информационной системе. Таким образом, все звенья цепочки пополнений увязываются в единое целое, что помогает прогнозировать пополнение запасов на складе и в распределительном центре со 100% точностью. Помимо этого, Axapta Retail позволила оптимизировать процессы управление ассортиментом и ценообразованием». Оптимизация заключалась в предоставлении менеджменту торговой сети эффективного инструмента для централизованного управления ассортиментом: «SPAR» это необходимо, учитывая тот факт, что в сеть входят магазины, различающиеся по местоположению, торговой площади и ассортименту. Система позволила организовать многоступенчатый Дополнительные возможности системы позволили создать понятный кодекс ответственности за сорванные поставки — это перевело отношения «SPAR» с поставщиками на новый уровень. Благодаря тому, что в системе реализован блок управления договорами, сеть «SPAR» фиксирует достигнутые с поставщиками договоренности (ассортимент, цены, условия поставки, условия оплаты). «По каждому товару можно настроить допустимые значения недопоставки и перепоставки, — объясняет Александр Рахманов, руководитель розничного направления компании «КОРУС Консалтинг» — Это не позволяет поставщику навязывать ненужный сети товар. Кроме того, система отслеживает дисциплину поставщиков: в Axapta Retail фиксируется, сколько было заказано товара у поставщика, и сколько он сумел доставить. Если поставщик, к примеру, сетует на недостаточный объем продаж его товаров через сеть, менеджеры «SPAR» могут мгновенно предоставить информацию о том, сколько товаров могло бы поступить в продажу согласно условиям заказа, и сколько реально было поставлено». Благодаря Axapta Retail торговая сеть смогла минимизировать потери в ходе приемки товара. Теперь приемка осуществляется с использованием онлайновых беспроводных терминалов сбора данных — это и позволяет свести на нет «человеческие риски», с которыми связаны потери. При этом система позволяет не только контролировать ассортимент и количество принимаемых товаров, но и мгновенно осуществлять сверку цен в накладной с договорными. Воздействие системы не ограничилось логистическими процессами: оптимизация «настигла» и финансовый департамент. «Раньше составление годового отчета занимало около месяца, — рассказывает Дмитрий Донченко. — Все это время уходило на то, чтобы свести отчет вручную. Новая О том, что такое Axapta Retail, узнали и рядовые сотрудники «SPAR». Внедренный модуль учета рабочего времени позволяет контролировать деятельность каждого сотрудника сети. Персонал получил бейджи с индивидуальным кодом, который считывается сканером при входе сотрудника в магазин. Система автоматически передает эту информацию в центральную базу данных, и менеджер по персоналу может точно рассчитать время присутствия сотрудника на рабочем месте в любой из дней. «Это позволяет усилить контроль над персоналом и повысить эффективность деятельности, — констатирует Дмитрий Донченко. Большинство сотрудников восприняли нововведение положительно: «Хоть порядок теперь есть, и зарплату выплачивают вовремя» — прокомментировала одна из сотрудниц. Последнее обеспечивается модулем расчета заработной платы в Axapta Retail. Теперь расчет заработной платы — при индивидуальном подходе к каждому сотруднику — занимает всего несколько часов, а не дней, а менеджмент по персоналу может сосредоточиться на разработке программ мотивации и адаптации сотрудников. Стремление достичь поставленных амбициозных целей не позволяет менеджменту «SPAR» останавливаться на достигнутом. В планах — проекты по расширению возможностей существующей системы. «Историческое кредо нашей сети — «все мы выиграем от сотрудничества». И партнерство с «КОРУС Консалтинг» — еще один способ выиграть», — с уверенностью заявляет Дмитрий Донченко. |