|
|
Дмитрий Галактионов: В применении RFID в рознице пока нет насущной необходимостиИнтервью CNews дал Дмитрий Галактионов, технический директор компании «АСТОР ВЦ» CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня на рынке информатизации торговых предприятий в России? Дмитрий Галактионов: Начнем с того, что торговые компании всех уровней сегодня четко осознают необходимость тратить деньги на информатизацию. Фирмы понимают, что без ИТ работать сложно, поэтому в бюджеты торговых предприятий изначально закладывается затратная статья на Вторая тенденция — меняется подход к оптимизации Кроме того, на рынке происходит некоторое смещение в сторону консалтинговых услуг. И накопленный интеграторами опыт позволит им качественно предоставлять этот вид услуг. Конкуренция среди игроков рынка автоматизированных систем для торговых компаний сегодня остается на прежнем уровне. Пока не наблюдается появления новых серьезных игроков. Ведь в развитие систем, в рекламную деятельность и маркетинг нужно вкладывать большие деньги. CNews: Как изменились за год подходы российских торговых сетей к построению своих Дмитрий Галактионов: Если говорить коротко — то акцент сместился от системы учета к системе управления. Пришло осознание того, что возрастающие потребности в управлении требуют более сложных систем, которые поддерживали бы управленческие функции. С этой точки зрения и развивается сегодня Кроме того, сети начинают задумываться о перспективах своего развития. Если еще несколько лет назад многие из них всерьез таким прогнозированием не занимались, то теперь торговые сети пытаются решить: если в год они будут открывать по 50 магазинов, то выдержит ли система? Если организовать распределительный склад, то удастся ли автоматизировать его при помощи соответствующего модуля? Как правило, сегодня, когда розничные фирмы заказывают развитую систему, они сразу ее получают. Но, сходу внедрить полномасштабную систему сложно: компании чаще всего приходят в крупный бизнес из «прилавочной торговли», где совсем другие методы работы и другой менталитет у персонала. В подобных случаях нужно вначале оценить управленческие функции системы, а затем начать внедрение с учетных функций. После этого — поэтапно вводить управленческие функции, параллельно с этим заниматься обучением персонала работе с новым программным продуктом. В таком подходе, есть определенные плюсы. Современные розничные игроки могут приходить на рынок и выбирать из уже многофункциональных, современных и испытанных систем. А у торговых компаний, которые начинали автоматизироваться в конце 90-х годов, не было такого выбора — системы росли вместе с ними. CNews: Сталкиваются ли торговые сети, подобно банкам, на ваш взгляд, с проблемой «зоопарка» Дмитрий Галактионов: С одной стороны, розничным компаниям проще, чем банкам, перейти с одной системы на другую. С другой стороны, банки и розничные сети очень похожи по «оперативности» своего бизнеса и выходящим отсюда требованиям к системам управления. Например, если внедренная в оптовой компании система не заработала, то, в крайнем случае, накладную можно выписать вручную. Но банковская или розничная сеть работает непрерывно, по сути, — это онлайновая система. Поэтому и банки, и розничные сети подходят к модернизации очень аккуратно: ведь если торговый процесс остановится, то будут потеряны реальные деньги. CNews: Какие Дмитрий Галактионов: Если говорить о розничных предприятиях, то сейчас мы начали предлагать заказчикам оборудование американской компании NCR, занимающейся производством кассовых аппаратов, сканеров и иного оборудования для розничного рынка. Это серьезный CNews: Насколько за последний год активизировалась тенденция к использованию технологии RFID в сегменте розничной торговли? Дмитрий Галактионов: Это очень привлекательная вещь, но для того чтобы запустить технологию, нужна соответствующая техника, необходимо, чтобы на нее постепенно переходили производители всех товаров. Для выхода на массовый рынок RFID пока дорога и нерентабельна. Аналогичная ситуация наблюдается с системой Думаю, что в рознице с RFID ситуация будет примерно такая же, как с технологией CNews: За прошедший год на рынок малых и средних торговых предприятий все больше внимания стали обращать поставщики «тяжелых» систем, включая SAP и ее интеграторов. Насколько устойчивыми остаются позиции российских игроков в этом сегменте? Дмитрий Галактионов: Показатель влияния — это занимаемая доля рынка. С SAP мы пока в тендерах не сталкивались. Наши основные соперники — это российские производители. Поверьте, что они тоже не стоят на месте, не менее серьезно, чем западные, развиваются и развивают свои продукты. В отечественных торговых компаниях слабо представлены системы известных зарубежных поставщиков. Сегодня Microsoft Business Solutions может рассказать о десятках- внедрений системы Axapta в год на торговых предприятиях, а у нас их полтысячи в год. Также, по нашему мнению, российские клиенты не готовы внедрять и платить деньги, которые запрашивает за свое ПО SAP. Конечно, это хороший программный продукт, но получается, что он не рассчитан на данный рынок. По крайней мере, анонсированная достаточно давно система SAP Retail пока нигде, по нашим данным, не внедрена. Некоторым иностранным разработчикам кажется, что если западное ПО придет в Россию, то оно обязательно потеснит отечественные разработки. Не все так просто. CNews: На какие преимущества отечественным разработчикам имеет смысл делать ставку в контексте ужесточающейся конкуренции? Дмитрий Галактионов: Естественно, что наши решения дешевле западных. Но, самое важное, российские разработчики находятся в «шаговой доступности» от заказчика. У нас достаточно развитая сеть Основное преимущество, к которому должны стремиться российские разработчики, — это широкий функционал. С этой точки зрения, лично я считаю продукты SAP избыточными для розничной торговли. В системах в большом количестве имеется функционал, рассчитанный на производственное предприятие. А зачем он нужен ритейлу? Получается, что ПО для торговых предприятий переделывали с производственной системы, добавляя или адаптируя те или иные функции. А мы, как и другие игроки отечественного рынка, изначально разрабатывали свою систему как ритейловую. CNews: Какие из своих проектов в торговле вы могли бы выделить в качестве наиболее интересных или масштабных за последний год? Дмитрий Галактионов: Самым важным проектом, реализованным в течение прошлого года, мы считаем внедрение в красноярской сети гипермаркетов «АЛПИ». Сегодня там работает 9 гипермаркетов и 6 супермаркетов. Недавно мы запустили очередной гипермаркет в этой сети. На этих объектах применяется оборудование от NCR. Второй серьезный проект года — сеть магазинов «Сберегайка» в Орле. В прошлом году мы автоматизировали более 35 магазинов этой сети. Стоимость названных проектов — миллионы долларов. Если говорить об общем количестве проектов, реализованных «АСТОР ВЦ», — то их более двух тысяч, и проекты связаны не только с автоматизацией торговых предприятий. В ритейле реализовано более 500 проектов. Рост количества проектов по сравнению с 2003 годом составил 50%. Порядка 70% наших внедрений приходится на регионы, 30% -на Москву. CNews: В каком направлении вы планируете развивать свои технологические разработки в текущем году? Дмитрий Галактионов: Мы выпускаем новый программный продукт — шестую версию «АСТОР:Торговая сеть». Это полнофункциональная система управления, где нашли применение все возможные управленческие функции. Все, что связано с программными продуктами и высокими технологиями торговли от NCR, также обязательно будет присутствовать в нашем продуктовом портфеле. CNews: Какие Дмитрий Галактионов: Сегодня торговое предприятие, владеющее 50 магазинами, сравнимо по своим оборотам с заводом. Но к инвестициям в ИТ эти заказчики относятся очень осторожно: деньги на ветер они не швыряют. Хотя, естественно, такие предприятия должны иметь системы управления и тратить деньги на ИТ. CNews: Спасибо. |