|
|
Тигран Атаян: На карте автоматизации российской торговли существует много «белых пятен»На вопросы CNews отвечает Тигран Атаян, партнер Департамента консалтинга компании «Делойт» в СНГ. CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации торговли в мире и в России? Тигран Атаян: Бизнес растёт, за ним подтягиваются процессы информатизации. Причём именно «подтягиваются», поскольку бизнес в большинстве случаев развивается без оглядки на ИТ. До сих пор не преодолён определённый психологический рубеж и нет понимания того, что можно получить от информатизации, кроме автоматизации рутинных процедур. Пока мне кажется, что проекты по внедрению систем рассматриваются не как CNews: Какая доля приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний? Как, по вашим наблюдениям, можно оценить в данный момент соотношение затрат торговых компаний на программное и аппаратное обеспечение? Тигран Атаян: В ситуации, когда ИТ рассматривается как вспомогательный процесс, основные затраты идут на аппаратное обеспечение. Постоянные затраты на поддержание инфраструктуры ИТ занимают очень небольшую часть в бюджетах российских торговых компаний. Можно говорить о долях процента от оборота. При реализации инвестиционных проектов общие затраты существенно выше, иногда даже на порядок, но всё равно они составляют лишь несколько процентов от общего оборота компании. И здесь соотношение затрат на аппаратное, программное, методическое обеспечение, обеспечение информационной безопасности, сопровождение и пр. является более сбалансированным. Иногда разовые затраты на инфраструктуру неоправданно высоки, что может быть связано с довольно простыми вещами, такими как, например, связь. Этот вопрос будет решен со временем, однако, с моей точки зрения, в настоящий момент данная проблема имеет место. CNews: Как бы вы оценили средний уровень автоматизации российских сетей, по сравнению с западным? Какие задачи в области автоматизации Тигран Атаян: На карте автоматизации российских торговых компаний существует слишком много «белых пятен». Взять хотя бы оптимизацию выкладки в торговом зале или расширенное планирование цепочки «спрос — закупка — доставка». В большинстве западных торговых сетей это работает как с точки зрения «оптимального процесса», так и с точки зрения «автоматизированного процесса». Про российские предприятия этого сказать нельзя, так как пока не заложена основа, аккуратный структурированный поток информации, о товарах и о деньгах. Но, CNews: Насколько правомерно, на ваш взгляд, рассматривать ИТ как способ повышения акционерной стоимости предприятий? Существует мнение, что выбор торговых сетей ERP обусловлен именно этим фактором, а в реальности функционал систем данного класса для них избыточен. Согласны ли вы с этой позицией? Тигран Атаян: На повышение акционерной стоимости влияет эффективность бизнеса. Выбор ERP обусловлен необходимостью использования предопределённой взаимосвязи процессов, модели данных и алгоритмов обработки—во всяком случае, я надеюсь на это. Помимо этого, производители данных систем являются, мягко говоря, более надежными организациями — и это немало. Всё это позволяет «сжать время», иначе в результате экспериментальных итераций всё равно приходится разрабатывать собственную систему, которая, как кажется или хотелось бы многим, более или менее соответствует функциональности, заложенной в «стандартной ERP». При том что функциональности ERP скорее недостаточно. Отсюда вытекают доработки или нишевые решения. В этой связи такие проекты ни в коем случае не должны рассматриваться как CNews: Спасибо. |