Александр Баринов: Российские сети продолжают тратить до 75% ИТ-бюджетов на оборудование и телекоммуникационные услуги
На вопросы CNews отвечает Александр Баринов, руководитель Отдела продуктов и услуг, Маркет-Визио Gartner.
CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации торговли в мире? Какие тенденции определяют сегодня развитие этого рынка?
Александр Баринов: По нашим оценкам внимание, которое сейчас уделяется информатизации торговли во всем мире, еще никогда не было так высоко. Конкурентные преимущества, которые предоставляют информационные технологии, показывают, что откладывать инвестиции в них не стоит. Объем рынка составит в этом году 115 млрд. долл., что на 4,5% превысит прошлогодний показатель. Тенденция роста, по нашим прогнозам, сохранится в ближайшие несколько лет.
CNews: Какая доля, по вашим данным, приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний в мире? Каков этот показатель для российской розницы?
Александр Баринов: В среднем по миру компании тратят на ИТ примерно 2,5% от доходов. Причем это соотношение справедливо как для очень крупных компаний, так и для тех, чей доход не превышает 100 млн. долл., Однако стоит отметить, что при этом небольшие компании менее эффективны в своих ИТ-инициативах.
Что касается России, у нас есть только данные по совокупным расходам на внешние и внутренние ИТ-услуги, которые включают расходы на поддержку и сопровождение систем, профессиональные услуги и внутренние ИТ-расходы, такие как зарплаты и т.п. По нашим прогнозам, в 2005 году внешние расходы составят 700 млн. долл., а внутренние — около 100 млн. долл. Основными статьями расходов (до 75%) являются оборудование и телекоммуникационные услуги.
CNews: Как бы вы оценили средний уровень автоматизации российских сетей, по сравнению с западными?
Александр Баринов: В Европе расходы в основном приходятся на ИТ-услуги, т.е. на поддержку и сопровождение ПО и оборудования, а также на профессиональные услуги, такие как консалтинг, интеграция и разработка управление процессами и ИТ. В России в то же время основные затраты, а именно 75%, в 2005 году приходятся на всевозможное оборудование и телекоммуникационные услуги. Из этого можно сделать вывод, что российская торговля пока находится на начальном этапе информатизации.
CNews: Какие задачи в области автоматизации бизнес-процессов, по вашим оценкам, сейчас наиболее актуальны для торговли?
Александр Баринов: Основными задачами являются внедрение систем и приложений класса предприятия, таких как ERP, CRM и SCM, обеспечивающих прозрачность процессов и улучшающие качество обслуживания покупателей.
CNews: Как вы оцениваете перспективы распространения технологии RFID в России?
Александр Баринов: В настоящее время многие мировые компании розничной торговли возлагают надежды на эту технологию, стремясь повысить доступность товаров для клиентов. Имеющиеся у них сейчас системы управления на практике не обеспечивают необходимый уровень пополнения товаров на полках, с тем чтобы решить проблему остатков, либо отсутствия на складе (out-of-stocks). Большинство европейских и американских компаний полагают, что их системы обеспечивают 98-процентную доступность товаров, однако на практике этот показатель составляет 90-92%.
Сейчас эта технология бурно обсуждается в мире. Тем не менее, в ближайшее время актуальными, по нашему мнению, станут только RFID для отслеживания контейнеров и паллет. Также, вероятно, будет востребована технология RFID для отслеживания активов, подлежащих возврату и повторному использованию, типа технической упаковки и т.п., которую после продажи товара можно использовать еще раз. Такой подход позволяет продлить жизненный цикл ярлыков RFID и сделать затраты на считывающие устройства более приемлемыми. Все это в итоге приведет к масштабным пилотным проектам, которые позволят определить сроки окупаемости.
Что касается ярлыков RFID для отдельных товаров, то до начала широкомасштабного их использования пройдет еще лет десять. В России компании также экспериментируют с RFID, но, скорее всего, в ближайшие несколько лет ничего серьезного внедрено не будет.
CNews: Какого рода технологии будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы?
Александр Баринов: Сейчас традиционными технологиями являются Merchandising, POS (point of sale). Такие технологии, как In-Store Wireless, Self-Checkout, Retail (Supplier) Extranet уже становятся общепринятыми.
Многие компании, попробовавшие внедрить CRM, остались разочарованными, однако проблема здесь не в незрелости технологии, а скорее, в неспособности связать CRM-систему с работой мерчандайзеров на местах.
Растет популярность технология электронных ценников (Electronic Shelf Labels) — для отображения и управления ценой и рекламной информацией в реальном времени. Из недавно появившихся перспективных технологий можно отметить решения нового поколения в области планирования и прогнозов наполнения (Integrated Demand and Replenishment Planning), которые позволяют интегрировать планирование складов, технологии POS, радиочастотную идентификацию с планами продвижения товаров и мерчандайзингом, на уровне магазина и на уровне поставщика.