|
|
Алексей Мартьянов: В наиболее успешных торговых компаниях наблюдается тенденция смены технологической платформыНа вопросы CNews отвечает Алексей Мартьянов, заместитель начальника департамента корпоративных проектов по методологии компании «Информконтакт». CNews: Как вы оцениваете средний уровень автоматизации отечественной торговли по сравнению с другими отраслями экономики? Какова динамика этого рынка в последние годы? Алексей Мартьянов: На мой взгляд, торговля автоматизирована не больше и не меньше чем другие отрасли. Сравнить достаточно трудно—слишком разные акценты в автоматизации. По каким критериям можно сопоставить 2 разные плоскости, где в одной большее внимание уделяется торговым операциям, работе с клиентом, а в других — производственному циклу, связи с оборудованием и т.д. Кроме того, автоматизация в торговых и производственных компаниях изначально развивалась разными путями. Так, у большинства промышленных предприятий есть богатая история развития, есть собственные наработки, зачастую очень высокого уровня, и отдельные Говоря о динамике отрасли, следует отметить, что в последние годы в наиболее успешных компаниях наблюдается тенденция смены технологической платформы. В основном это развивающиеся компании с хорошей динамикой, они уже переросли те возможности, которые предоставляются существующими информационными системами и поэтому подбирают себе адекватную платформу для дальнейшего развития. Причем речь идет именно о платформе — комплексе технологий и базовых функциональных возможностей, которые могут стать ядром эффективной корпоративной информационной системы. CNews: Как изменялись требования, предъявляемые торговыми компаниями к Алексей Мартьянов: Динамика требований, предъявляемых торговыми компаниями к использованию информационных систем, в целом соответствует динамике применяемых в отрасли управленческих технологий. На этапе становления и бурного развития, особенно в условиях работы на высокой марже, основное требование к информационной системе — ведение бухгалтерского учета и оперативный учет товарных остатков и взаиморасчетов. Система управления — достаточно простая, прибыльность высокая, поэтому нет необходимости и в лишних затратах на информационную инфраструктуру. Однако ситуация менялась: в последние годы серьезно выросла конкуренция во всех сегментах отрасли, соответственно, возросли и требования к эффективности бизнеса компаний, работающих на этом рынке. Очевидно, что рост эффективности связан с использованием Отдельно стоит выделить бурный рост торговый сетей и компаний с развитой филиальной структурой. С их стороны предъявляются серьезные требования к средствам обмена данными, обеспечивающим организацию единого информационного пространства в рамках всей компании. CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые Алексей Мартьянов: Мы работаем в первую очередь с торговыми сетями и крупнооптовыми компаниями, поэтому я буду говорить о потребностях, характерных именно для этого спектра предприятий. Крупные торговые компании традиционно характеризуются сильной территориальной распределенностью. В связи с этим оперативность получения информации, консолидация и обновление данных одновременно по всем подразделениям играют, как правило, решающую роль в маркетинговой политике и являются серьезным конкурентным преимуществом. Следовательно, требования к надежности репликации в рамках системы без существенного повышения требований к специалистам на местах начинает приобретать все большее значение. Кроме того, в рамках одной информационной системы зачастую требуется совмещение самых разных способов совместной работы, начиная от терминальных режимов и заканчивая репликацией на уровне файлов обмена. Другим важным фактором, формирующим потребности торговых компаний, является необходимость поддержания имиджа компании, развития ее бренда за счет единообразного уровня обслуживания и строгого соответствия установленным стандартам во всех подразделениях компании. Очевидно, что без серьезной Помимо этого, достаточно специфичным для данной отрасли является вопрос управления товарными запасами, где предприятия начинают видеть большой резерв для увеличения собственных активов за счет уменьшения затрат. Соответственно, уделяется большое внимание и возможностям информационной системы предоставить решение таких задач. CNews: Как бы вы охарактеризовали специфику Алексей Мартьянов: Здесь следует отметить несколько моментов. Во-вторых, торговые компании в большинстве случаев работают с клиентами «на лету»—по телефону или в ходе личной беседе, отсюда вытекают требования к пользовательскому интерфейсу — он должен обеспечить возможность быстрого ввода документов. В-третьих, торговые компании—это всегда мобильность, быстроменяющиеся условия рынка заставляют их проявлять гибкость в организационной структуре, Отдельно стоит сказать о таких требованиях к используемой информационной системе как открытость и отчуждаемость. Что это такое? Это способность информационной системы быть эффективно сопровождаемой и развиваемой разными, иногда абсолютно независимыми специалистами. Для торговых компаний это особенно важно, так как эта отрасль, И последний момент, который бы я выделил, это требования, характерные для большинства крупных компаний, и не только торговых. Я говорю об интеграционных возможностях. Они необходимы как на этапе внедрения системы, так и в ходе ее развития. Ни одна CNews: Как вы оцениваете перспективы российских систем класса ERP в контексте усиливающейся экспансии западных аналогов, ориентированных на торговую отрасль? Алексей Мартьянов: Какой бы рынок мы не взяли, мы везде увидим, что массив потенциальных клиентов определенным образом сегментирован. Тоже самое характерно и для отрасли информационных технологий, и, в частности, Исходя из такого подхода, уже можно говорить о том, что перспективы наших компаний в этом сегменте более чем неплохи. Не секрет, что и по функциональным возможностям, и по технологиям многие наши разработки не уступают западным конкурентам. Более того, у многих есть важное стратегическое преимущество. Дело в том, что крупнейшие западные системы изначально проектировались и разрабатывались достаточно давно. Многие же наши игроки в последние годы смогли переписать технологические ядра своих систем на новом концептуальном уровне, обеспечив себе серьезный задел на ближайшую пятилетку. За ними не тянется «груз времени», они способны быть гибкими и эффективно отвечать на изменения рыночных потребностей. CNews: Какие из своих проектов, реализованных в этом секторе в 2004 году, вы могли бы выделить как наиболее интересные? Алексей Мартьянов: В сфере торговли основной акцент в 2004 году мы сделали на работу с нашими старыми клиентами. Вместе с ними мы провели ряд проектов по переходу на систему Alfa версии 4.0. Такие проекты крайне важны для нас, в первую очередь потому, что они позволяют развивать и совершенствовать технологическую платформу CNews: Какие технологии будут, по вашим оценкам, наиболее востребованы в ближайшее время российскими торговыми компаниями? Алексей Мартьянов: Я думаю, что движение будет продолжать в сторону расширения пространства автоматизации, в первую очередь, за счет включения в него «управляющих» блоков. Речь идет о решении задач оптимизации и снижения издержек за счет оптимального управления заказами, товарными остатками, поставками и т.д. Также продолжат развиваться задачи на стыке существующих информационных систем и «внешнего» мира, в том числе интеграция с CNews: В каком направлении вы планируете осуществлять дальнейшее развитие ваших решений для торговли? Алексей Мартьянов: Существует два фактора, определяющих вектор развития системы Alfa для торговых компаний. CNews: Спасибо. |