|
|
Али Мамедов: В торговле возросло количество ИТ-внедрений для реальных бизнес-задачНа вопросы CNews ответил Али Мамедов, заместитель генерального директора компании «Инлайн груп». CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИС для торговых предприятий? Насколько, по вашим наблюдениям, за последний год выросли ИТ-бюджеты в этом секторе? Али Мамедов: Рынок торговых предприятий растет уже несколько лет. Я уверен, что сегодня торговые предприятия — наиболее динамично развивающиеся структуры. И причины этого ясны. Компании объединяются, приобретают более мелкие фирмы, развивают филиальную сеть, идут в регионы. Но если три-пять лет назад розничный бизнес тратил деньги только на экспансию, то в последнее время структура потребностей этих компаний стала другой. Завоевав рынок, торговые фирмы стремятся закрепляться на нем, а для этого необходимо качественно и быстро считать и все учитывать. Компании стали столь крупными, что развиваться такими же темпами дальше без использования адекватных ИТ они уже не могут. Поэтому роль, значимость высоких технологий для торговых компаний заметно повысилась. И ИТ-бюджеты в этом секторе резко возросли. Если раньше на рынке были торговые компании, для которых серьезные ИТ-проекты носили часто имиджевый характер (например, Сужу с точки зрения наших продаж. Доля продаж «Инлайн Груп» в торговле возросла за последний год в два-три раза. Наши проекты для розницы стали серьезнее и крупнее. И помимо новых проектов получают свое развитие и те, что были реализованы нами ранее. При этом понятие среднего бюджета ИТ-проекта зависит от размера компании. Сегодня мы ведем как проекты стоимостью несколько миллионов долларов, в основном связанные с внедрением CNews: Как вы охарактеризовали бы средний уровень автоматизации российских розничных сетей? Как изменялись за последние годы их ИТ-стратегии? Али Мамедов: Роль ИТ в торговле сравнима с банками, настолько здесь важны все системы учета и планирования. Сегодняшний уровень достаточно высок, хотя не однороден и, возможно, пока не дотягивает до общемирового. ИТ-отделы в торговых компаниях еще достаточно молоды. Долгое время они отставали от аналогичных структур в банках и коммуникационных компаниях, но в последние годы сделали значительный рывок. Существуют примеры очень грамотных команд, где работают специалисты высокого уровня, а есть компании, где внедрение ERP и CRM, которыми «обзавелись» другие игроки рынка несколько лет назад, только начинается. CNews: Изменилась ли ИТ-стратегия торговых компаний за последний год? На что теперь делается упор? Али Мамедов: Несколько лет назад более характерными проектами для розничных сетей были коммуникационные проекты, связанные с подключением новых магазинов к единой системе, оптимизации обмена данными. В последнее время наши основные продажи торговым компаниям связаны с развитием ИТ-инфраструктуры под внедрение определенных бизнес-задач. Многие розничные сети внедряют у себя единую корпоративную информационную систему (КИС). Ранее многие компании использовали какие-то собственные разработки, которые сегодня уже их не удовлетворяют. И на рынке становится все больше CNews: Какие ИТ-продукты и услуги сегодня наиболее востребованы в этом секторе? Али Мамедов: Это, в первую очередь, системы, где имеется важный для торговых компаний функционал — логистика, аналитика, управление товародвижением, складом. Причем очень важно, чтобы модули были интегрированы в единую систему. Стоит также отметить, что при быстром росте компании снижается и управляемость ИТ: используемые ранее методы и подходы при увеличении количества торговых точек оказываются неэффективными. И наша компания реализовала ряд проектов, связанных с повышением эффективности, прозрачности и управляемости службы ИТ. Такие проекты стали востребованными совсем недавно. Есть у нас и проекты, связанные с управлением цепочками поставок. Иногда для торговых компаний логистика оказывается важнее, чем управление финансами. И эти решения востребованы. Но наиболее популярная сейчас тема — это все-таки ERP. CNews: Решения каких компаний вы используете при реализации Али Мамедов: Если говорить о программно-аппаратных платформах для построения информационной инфраструктуры, то мы используем решения HP, по ним мы можем предложить самую серьезную экспертизу. Это и оборудование, и программные решения по управлению ИТ-инфраструктурой и контролю за эффективностью работы ИТ-службы. Если говорить о CNews: Какую долю рынка автоматизации торговли, по вашим оценкам, сейчас занимают российские решения по сравнению с западными продуктами? Насколько велика конкурентоспособность отечественных разработчиков? Али Мамедов: Помимо того, что мы в партнерстве делаем проекты под западные разработки, мы сотрудничаем в этой области и с локальными компаниями. У нас есть опыт совместного тестирования и настройки решений российских разработчиков на оборудовании НР. Такое взаимодействие позволяет нам грамотно и успешно продавать оборудование в комплексе с программным обеспечением. Речь идет о совместных программах с разработчиками нишевых решений, которые могут быть как самостоятельными, так и интегрированными с Наверное, все зависит от задачи. Если говорить о финансовых модулях, то здесь на сегодняшний момент доминируют западные CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы вашей компанией в торговой отрасли за последний год? Али Мамедов: Наш опыт востребован и в построении отказоустойчивых систем, и в создании инфраструктуры под Совсем недавно мы выиграли тендер по поставке инфраструктуры под Есть и множество других проектов в Москве и регионах. Нашими заказчиками являются такие торговые компании, как сеть ювелирных магазинов «Адамас», «БИН-Петровский», ГУМ, «Купец» (Екатеринбург), «Перекресток», «Электрофлот», «Юнилэнд/Дикси». CNews: Какие решения будут, по вашим прогнозам, наиболее востребованы торговыми сетями в ближайшие годы? Али Мамедов: Мы видим интерес компаний к нашему опыту, связанному с организацией эффективной работы ИТ-службы. Это те проекты, которые мы называем ITSM. Мы реализовали их в «Мире» и «Перекрестке». Востребованными останутся и проекты по ИТ-инфраструктуре и ERP. CNews: Спасибо. |