|
|
|
Российские автодилеры — на волне автомобилизацииВ условиях уже достаточно длительной стабильности экономики, Россия становится все более привлекательным автомобильным рынком на мировой арене. В первую очередь в связи с его все еще малой здесь насыщенностью. В результате российские автоторговые предприятия сегодня развиваются более стремительно, чем предприятия прочих секторов торговли. Перспективы развития авторынка в России ограничиваются лишь одним макрофактором — ростом доходов россиян, других факторов, которые сдерживали бы его развитие, пока не предвидится. Автомобильный рынок в России (на котором, безусловно, доминирует сектор продаж легковых автомобилей — 70-80%) в последние 5 лет претерпел радикальные изменения и в количественном, и в качественном отношении. Если до 2002 года развитие этого рынка было очень умеренным по темпам в среднем, а от года к году характеризовалось нестабильностью продаж, то с 2002 года всё изменилось. Сыграло свою роль наложение на общую тенденцию роста доходов населения и «бума» кредитования двух факторов — с одной стороны, увеличение импорта подержанных автомобилей, с другой — рост внутреннего производства, причем качественно иного свойства — от производства отечественных автомобилей сектор автомобилестроения почти всецело перешел на выпуск западных моделей. По мнению экспертов, развитие рынка легковых автомобилей в значительной мере поддерживается ростом цен на жилье, в результате которого обесцениваются средства, изначально предназначавшиеся на покупку квартир, и россияне активно вкладывают их в приобретение автомобилей. Сегодня оборот в секторе автомобильной торговли (включая выручку от торговли запчастями, моторным топливом, а также доходов от техобслуживания автомобилей) оценивается в размере 1,5 млрд руб. В условиях уже достаточно длительной стабильности экономики, Россия становится все более привлекательным на мировой арене автомобильным рынком, что связано с тем, что автомобильный рынок в России до сих пор малонасыщен, по крайней мере в сравнении со странами Запада и США, где по 2-3 автомобиля имеются даже у хронических безработных. Динамика продаж легковых автомобилей в России
Динамика продаж автомобильной техники в мире
Всё это стимулирует развитие производство и торговли в первую очередь легковыми автомобилями. В России возрастает число автодилеров, расширяется их филиальная сеть, усложняется система услуг, когда фактически потребителю предлагается фактически самому «собрать» свой автомобиль, заказав определенную комплектацию, с различными дополнительными опциями. Всё это ложится на плечи автодилеров, которые из простых автоторговцев стремительно превращаются в торговые предприятия со сложной системой связей с производителями и широчайшей палитрой клиентских услуг. По данным РБК, значительно увеличились продажи иномарок российской сборки: их доля выросла с 8,7% в 2005 г. до 13,4% в 2006 г. При этом объем продаж новых иномарок российской сборки вырос на 85,2% по сравнению с 2005 г. По мнению большинства экспертов, иномарки российской сборки представляют собой самый перспективный сегмент российского автомобильного рынка, что связано и с анонсированными планами крупнейших мировых автоконцернов по строительству заводов в России, и с политикой государства, явно благоприятствующей строительству в России сборочных предприятий зарубежных компаний. При этом в 2006 г. лидерами по объему и росту продаж, по оценкам РБК, стали автомобили промышленной сборки предприятий «Форд Всеволжск» (прирост за год — 88,9% — с 33 до 62,4 тыс.шт.), «Автофрамос» (прирост 370,2% до 48,5 тыс. автомобилей), «Иж-Авто» (прирост составил 698,7% — до 24,2 тыс. автомобилей). Всё это на фоне весьма скромного роста насыщенных мировых авторынков — по предварительным данным объем мирового производства легковых автомобилей в 2006 г. увеличился только на 1,5% по сравнению с 2005 г. Структура выручки в секторе торговли автотранспортными средствами В общей структуре рынка, охватывающего всю цепочку добавленной стоимости «продажа автомобилей — их обслуживание и ремонт — продажа автозапчастей и автомобильного топлива», собственно сектор торговли автомобилями составил бы 56,8%, выручка от продажи моторного топлива — 20,9%, торговля автозапчастями — 14,9%, техническое обслуживание и ремонт — 7,4%.
1 В отличие от оборота торговли, оборот предприятий торговли представляет собой выручку-нетто от реализации товаров, продукции, работ и услуг (за вычетом НДС, налога с продаж, акциза и других аналогичных обязательных платежей). На фоне стремительного развития автомобильного рынка в России рост цен на бензин и техобслуживание, прибыльность сектора остаётся невысокой — по сравнению с другими секторами торговли. Так, валовая прибыль в секторе автомобильной торговли составляет 6,3% от оборота предприятий сектора — среди прочих секторов торговли это самый низкий показатель. По показателю чистой прибыли (за вычетом расходов по всем хозяйственным операциям), автодилеры на третьем месте (1,8% от оборота). Концентрация в секторе довольно высока — 6% предприятий контролируют 50% оборота, при этом в среднем одного крупного предприятия примерно в 8 раз выше оборота усредненного предприятия отрасли. Предприятия сектора автоторговли отличаются самыми низкими из всех отраслей показателями коммерческих и управленческих расходов — в обороте они составляют всего 4%, что в 2-6 раз ниже, чем по другим секторам торговли. Предприятия автоторговли по понятным причинам имеют довольно высокие расходы по закупке продукции для реализации (около 20% в структуре расходов на производство и реализацию продукции). Расходы на оплату труда составляют также порядка 20% (для сравнения в рознице — 31%, в оптовой торговле 7%). Содержание и оборудование автосалонов приводит также к относительно высоким затратам на потребление энергии и аренду (3,5% и 5,7% соответственно), по тем же причинам столь же высокими эти статьи расходов являются только у предприятий розничной торговли (5% и 12% соответственно). В целом российские автоторговые предприятия сегодня развиваются более стремительно, чем предприятия прочих секторов торговли и, тем более, развитие этого сектора выделяется на фоне всей экономики, включающей много кризисных и малоприбыльных отраслей. Перспективы же развития авторынка в России ограничиваются пока лишь одним макрофактором — ростом доходов россиян, других факторов, которые сдерживали бы его развитие, пока не предвидится. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |