|
|
|
Розничные сети — новая цитадель OracleОсуществив ряд важных поглощений, Oracle заняла прочные позиции на мировом рынке бизнес-приложений для розничных сетей. Компания планирует в полной мере использовать международный опыт для покорения ритейлеров в России. Там где рост Процессы информатизации, происходящие в мировой и российской торговле, с одной стороны являются следствием роста сетей, результатом глобализации их бизнеса. С другой стороны, именно информатизация позволяет сетям эффективно развиваться в глобальном масштабе. Сегодня, весь мир, (за исключением может быть Центральной Африки) переживает фазу динамичного экономического роста. Торговля растет со всеми. По данным Deloitte, в 2005 году объем розничных продаж 250 крупнейших мировых компаний превысил 3 трлн долл., показав рост по сравнению с 2004 годом на 6% — преимущественно за счет развивающихся стран. Спускаясь уровнем ниже, с глобального на европейский рынок, видим, что здесь цифры крайне противоречивы. Торговля в насыщенных потреблением странах Западной Европы растет медленнее глобального рынка или даже сокращается. Так, в марте 2007 года объем розничных продаж в Германии упал на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2006 года, а в Бельгии вырос всего на 0,1%. По 13 странам ЕС рост составил всего +2,6%. Гораздо быстрее растут рынки стран Восточной Европы. В России в 2006 году оборот розничной торговли вырос более чем на 24% и достиг 316 млрд. долл. Тот же рост в марте 2007 г. (с несопоставимо меньшим оборотом) у Латвии, в Болгарии и Польше — 13%. Рост объема розничной торговли, март 2007 к марту 2006 г.
По объемам розничных продаж наша страна занимает 12 место в мире, а к 2008 году ожидается, что Россия обгонит Испанию, Бразилию и Мексику и выйдет на девятую позицию. Согласно прогнозу МЭРТ, оборот розничной торговли продолжит расти и в 2007 г. превысит отметку 10 трлн. руб., демонстрируя рост более чем на 18% по сравнению с 2006 г. Россия лидирует не только по темпам роста совокупных розничных продаж, но и по темпам роста ВВП. По сводному индексу привлекательности рынка наша страна, по оценкам IDC, является безусловным лидером среди всех государств Европы. Эти цифры не могут не привлекать внимание поставщиков ИТ. Давно знакомы с ними и в Oracle. Программный провал Логично предположить, что большой рост продаж приводит к большему росту расходов на информационные технологии. Так и есть. В Западной Европе среднегодовой рост затрат на ИТ в сфере розничной торговли в ближайшие четыре года по прогнозам IDC составит 5,4%. Опережающими темпами в регионе будет расти спрос на ПО (7,5%) и ИТ-услуги (5,9%), в то время как закупки в области аппаратного обеспечения будут увеличиваться только на 2,4% ежегодно.
ИТ-расходы компаний розничной торговли в странах Центральной и Восточной Европы, куда входит и Россия, почти в 5 раз меньше по объему, но растут гораздо быстрее. Среднегодовой рост закупок в ближайшие четыре года здесь составит 13,5%. В то же время, в силу молодости рынка доля закупок ПО, по словам аналитиков IDC, аномально мала (см. график) и спрос будет расти хоть и стремительно, но медленнее общих ИТ-затрат — «только» на 10,8% в год. Прогноз расходов на ИТ в сфере розничной торговли в странах региона CEMA Что касается России, то по данным CNews Analytics, в 2006 г. компании розничной торговли потратили на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты) и телеком-услуги 5,5 млрд. руб. (202 млн. долл), что равно доле 1,8% от совокупных ИТ-затрат в российской экономике. На ПО отечественные компании розничной торговли тратят только 9% от своего ИТ-бюджета (495 млн. руб. или 18,2 млн. долл.). Нельзя сказать, что от этих цифр захватывает дух. Кроме того, следует учесть, что Oracle вышла на российский рынок бизнес-приложений гораздо позже своих конкурентов. В среде крупных розничных сетей в России уже внедрены продукты SAP, а в секторе СМБ доминируют 1С и Microsoft. Так на что рассчитывает американский разработчик? Мировая экспансия Претензии Oracle на лидерство в автоматизации розницы имеют свои корни вне России. Общеизвестна агрессивная стратегия главы компании Ларри Элисона в вопросе слияний и поглощений. Именно покупки нескольких успешных игроков стали тем оружием, с помощью которого Oracle планирует покорить торговые сети по всему миру. Одним из самых ценных активов в нише автоматизации розницы стала американская Retek. В 2004 году компания имела около 200 клиентов в 20 странах мира. Предприятие, состоявшее из 525 сотрудников, зарабатывало 174 млн. долл. в год. Мало кто из сторонних наблюдателей мог предположить, что всего через несколько месяцев за компанию развернется настоящая война между SAP и Oracle, двумя гигантами рынка ERP-систем. Победа обошлась последней недешево. За Retek была заплачена цена, превышающая рыночную в два раза, — 669 млн. долл. Через несколько месяцев Oracle купила еще одного небольшого разработчика — ProfitLogic с годовым оборотом в 40 млн. долл. Сумма сделки не была раскрыта. Позже в состав корпорации вошла и 360Commerce, также имеющая разработки в сфере ПО для розничной торговли. Объединение всех продуктов под маркой Oracle Retail автоматически вывело компанию Ларри Элиссона в мировые лидеры автоматизации розничной торговли. Приложения компании и фирм, вошедших в состав Oracle используют все 10 из 10 крупнейших розничных сетей США. В десятке крупнейших ритейлеров мира — 8 из 10. Из таблицы легко заметить, что компании-исключения расположены в Германии, на родине основного конкурента. Клиентами бизнес-приложений Oracle являются 8 из 10 крупнейших розничных сетей мира
На этапе интеграции купленных систем трудно было избежать потерь. Тем не менее, несмотря ни на что, новые позиции разработчика на рынке розницы внушают уважение. В Oracle уверены, что портфель решений позволит клонировать успех в отрасли за пределами США и Британии. Российская кампания В ответ на вопрос CNews какова стратегия Oracle в покорении российской розницы Винсент Барнс, директор подразделения развивающихся рынков Oracle Retail EMEA приводит один, но веский аргумент: рынок розничной торговли в России находится на крайне низком уровне консолидации. Укрупнение бизнесов за счет слияний и поглощений неизбежно приведет к появлению новых крупных сетей и росту спроса на бизнес-приложения. Цифры действительно говорят о том, что Россия находится в самом начале пути. Даже с учетом громадных расстояний уровень консолидации розничного бизнеса в нашей стране очень низок: тройка крупнейших продовольственных сетей контролирует менее 5% совокупного оборота сегмента. Доля трех крупнейших продовольственных В качестве примера Винсент Барнс приводит проект, завершившийся весной 2007 г. в «Холидей Классик», крупнейшей сети продуктовых супермаркетов Сибири: «Только за 8 месяцев, прошедших от начала до завершения внедрения системы Oracle Retail оборот этой сети удвоился и составил 360 млн. долл. К 2011 году «Холидей Классик» планирует довести оборот до 3 млрд. долл. и войти в число десяти крупнейших продовольственных сетей России по объёму выручки». Если брать в расчет клиентскую базу Retek, унаследованную Oracle, то видно, что российское подразделение не получило от этого почти ничего. В России только компания Леруа Мерлен (Leroy Merlin) провела тиражирование корпоративной системы на основе Retek. Команде Oracle СНГ пришлось осваивать рынок почти с нуля. Сегодня помимо «Холидей Классик» в списке ее «розничных» клиентов значатся «Аптечная сеть 36,6» (2005 г.), «Топ-Книга» (2006 г.), «Детский мир» (2007 г.). Между тем, всем известно агрессивное продвижение американцами своих продуктов в других отраслях российской экономики: госсекторе, телекоме, химии, металлургии. В освоении розницы Oracle, похоже, также не собирается ограничиваться званием мирового лидера. Корпорация активно меняет политику на новом развивающемся рынке. Шансы на успех повышает и общий рост бизнеса компании в регионе. Oracle находится на подъеме: за последние два года компания удвоила оборот по бизнес-приложениям в СНГ. Число партнеров в странах Содружества в 2006 финансовом году выросло на 55% и достигло 450 организаций, а по итогам только что завершившегося 2007 финансового года — превысило 600. По заявлению ее представителей, русский язык стал языком первого приоритета при создании новых продуктов. Станет ли теперь язык Oracle Retail языком российских розничных сетей? И если да, то когда? Максим Казак |