|
|
|
Структура расходов на ИТ в секторе оптовой торговли: ось ИТ-консалтингаОсобенностью оптовых предприятий, выгодно отличающей их от других секторов торговли, является устойчивость и положительность динамики ИТ-расходов. Отрасль избавлена от резких взлетов и падений ИТ-затрат. Среди основных статей особо высокими темпами растут ИТ-услуги — на 60-70% в год. При этом их доля в структуре затрат превышает 25%. Структура ИТ-расходов предприятий оптовой торговли довольна типична для отрасли, находящейся «в середине пути» информатизации. Доля АО составляет 43,6% (37,8% — в целом по экономике), на втором месте по значимости стоят ИТ-услуги, на которые расходуется 25,6% средств ИТ-бюджета. Расходы на телекоммуникационные слуги занимают в структуре третье место (23,2%). Расходы на ПО и внутренние ИТ-затраты — несколько ниже, чем в среднем по экономике (8% и 6,8% соответственно). Наконец, около 2% средств расходуется на ИТ-обучение сотрудников. Структура ИТ-затрат в секторе оптовой торговли
Структура ИТ-затрат предприятий и организаций
в российской экономике Особенностью оптовых предприятий, выгодно отличающей их от предприятий других секторов торговли, является устойчивость и положительность динамики ИТ-расходов. Отрасль избавлена от резких взлетов и падений ИТ-затрат. Среди основных статей особо высокими темпами растут ИТ-услуги (на 60-70% в год) и внутренние ИТ-затраты (70-80% в год). Связанное развитие этих двух, вообще говоря, конкурирующих статей затрат (либо отдаем информатизацию на аутсорсинг, либо внедряем своими силами) в случае оптовых предприятий выглядит логичным. Оптимизация всей цепочки создания добавленной стоимости, учитывающей сложность современного товародвижения и большое количество его участников, требует одновременно и усилий ИТ-консультантов, и внутренних специалистов, знающих процесс изнутри. От успешной ИТ-концепции управлении запасами и товародвижением целиком зависит успех оптовых компаний, — это ещё один фактор, который заставляет оптовые предприятия дополнять услуги компаний-аутсорсеров привлечением на договорной основе для временной работы в ИТ-отдел компании частных высококвалифицированных специалистов, с концентрацией их усилий на компании, её запросах и специфических проблемах. Этот же фактор обуславливает и рост расходов на обучение информационным технологиям внутреннего обслуживающего персонала компаний. Неслучайно, параллельно столь же динамично растут затраты оптовых компаний на ИТ-обучение сотрудников (149% в 2005 году и 83% в 2006 году). Таким образом, информатизация оптовой торговли идет уверенно и широким фронтом, с «перестраховкой», дублированием услуг, созданием разносторонней командой проекта, усилиями по наращиванию информационно-технологической грамотности рядовых сотрудников. Динамика ИТ-затрат в оптовой торговле России Без сомнений, главной осью, вокруг которой вращается планирование ИТ-расходов оптового предприятия, является управление складским комплексом, в том числе и территориально распределенным. Это включает в себя формирование оптимальных норм запасов, их прогнозирование, организацию контроля за их фактическим состоянием, ведение учета, сбор информации о запасах, проведение экономического анализа товарных запасов и товарооборачиваемости, а также разработку гибкой системы регулирования величины запасов в зависимости от изменяющейся конъюнктуры рынка и условий транспортировки товаров. В результате автоматизации этих процессов оптовое предприятие получает значительные дополнительные возможности. Вот только некоторые из них, которые предоставляют предлагаемые сегодня на рынке информационные системы. Например, система управления хранением товара учитывает, что адрес места хранения может быть многокомпонентным, отражать особенности архитектурной или технологической организации склада, а также поддерживать работу с «временными» местами хранения, которые автоматически ликвидируются из базы данных по достижении на них «нулевого остатка». Для каждого места хранения имеется возможность задания произвольного набора дополнительных, характеризующих его свойств, например, габаритных размеров, скорости доступа к ячейке, ее назначение. Данный механизм незаменим при планировании многошаговых складских операций. Крайне эффективной оказывается автоматизация таких, казалось бы, простых процессов, как работа с упаковками и возвратной тарой. В данном случае появляется возможность отслеживания всех движений отдельной упаковки в процессе складской обработки. В рамках систем «складской логистики» поддерживается возможность одновременной работы с несколькими складскими помещениями или отдельными зонами внутри одного помещения. Наряду с простым ведением баз данных обрабатываемой товарной номенклатуры, появляется возможность объединения отдельных единиц товарной номенклатуры в партии хранения, для которых можно задавать набор дополнительных признаков, которые могут использоваться при обработке товаров, входящих в данную партию (срок годности, срок хранения, серийный номер, VIN-номер, данные по сертификации товара и т.д.). Не меньшее значение имеет автоматизация планирования работы склада. В этом случае ИС позволяет задавать регламент и режим отгрузки товаров определенному клиенту (по дням недели и часам с автоматическим созданием заданий на отгрузку по заявкам клиентов на данный день и час). Наконец, автоматизация управления форс-мажорными ситуациями позволяет фиксировать и реагировать на недостачи, излишки, пересортицы, брак, ошибочные отгрузки и.т.д. При этом соответствующим образом актуализируется состояние склада, организуется обработка и хранение «проблемных» единиц товара. Владимир Качаровский / CNews Analytics |