|
|
|
Телекоммуникации в торговле должны «вписаться»Современные телекоммуникационные технологии способны существенно повысить эффективность работы торговых компаний и значительно снизить расходы на связь. При условии, что новые сервисы органично впишутся в сложившуюся бизнес-среду. Ключевыми целями телекоммуникационных проектов в торговле являются оптимизация расходов на услуги связи и повышение эффективности торгового бизнеса. В настоящее время в торговле наиболее востребованы мобильные решения на основе беспроводных технологий (сотовых, Wi-Fi, спутниковых), IP-коммуникации, call/contact-центры, сети IP VPN, а также видеонаблюдение. Мобильные решения: большой эффект от малых инвестиций Экономический эффект от реализации проектов по «мобилизации» торговых и дистрибьюторских компаний может быть весьма существенным, несмотря на то, что инвестиции в такие проекты весьма скромны. Стоимость среднего проекта автоматизации 10-15 торговых агентов оценивается в сумму всего около $10 тыс. В качестве оборудования используются обычные смартфоны и КПК, поддерживающие GPRS/EDGE и, в некоторых случаях, Wi-Fi. Данные о заказах собираются торговыми агентами в мобильные устройства и передаются в корпоративную сеть по каналам беспроводной связи. Поставщиками услуг связи являются сотовые операторы, а провайдерами решений — системные интеграторы, разрабатывающие специализированное ПО. В результате реализации таких проектов происходит существенное повышение производительности труда торговых представителей, повышается прозрачность их работы и сокращение времени на занесение заказов в учетные системы дистрибьюторов, уменьшается бумажный документооборот, растет показатель выполнения заказов и лояльность клиентов. В конечном итоге растет объем продаж и доля рынка, занимаемая торговой компанией. Так, объем продаж после внедрения системы автоматизации торговых агентов на базе мобильных решений в торговом доме «Очаково-Калининград» удвоился, агенты компании «Юринат» стали проводить в торговой точке вместо 25-30 минут всего 10-15, а показатель выполнения заказов увеличился с 70-75% до 97%. Беспроводная специфика Использование беспроводных сетей в торговле имеет свою специфику, которая может быть связана со сложными условиями эксплуатации оборудования. Так, беспроводная сеть торгового дома «Петелино», который входит в состав группы «Черкизово», работает на складе готовой продукции в условиях повышенной влажности и низких температур (до -20°С). Проект реализован на беспроводном оборудовании Symbol Technologies с использованием коммутаторов WS 2000, позволяющем осуществлять централизованное управление сетью и отвечающее существующим промышленным стандартам по защите информации от несанкционированного доступа. Монтаж оборудования и кабельные работы велись с учетом повышенных требований к условиям эксплуатации во влажных и агрессивных средах. Благодаря укладке в специальные влагозащитные короба, соответствующие классу защиты IP 66, обеспечивается защита кабеля и портов радиодоступа. Планировалось, что аналогичный проект будет воспроизведен на объектах группы «Черкизово» в Лобне и Пензе. Востребованы в торговле и спутниковые технологии. Так, российский федеральный оператор спутниковой связи VSAT «Айпинэт» обслуживает 13 из «топ-30» российских торговых сетей федерального значения. Недавно оператор подключил к спутниковой сети очередной новый продуктовый магазин компании «Самара-Продукт» - самарское отделение торгового дома «Копейка». Call/Contact центры: лидирует цифровая розница Остается актуальным и внедрение в торговых сетях центров обработки вызовов. Пионерами внедрений call/contact центров и лидерами по числу инсталляций являются ритейлеры, торгующие высокотехнологичным товаром — электроникой, бытовой техникой, компьютерами, сотовыми телефонами и пр. Им значительно уступают розничные сети, специализирующиеся на продажах продуктов питания и непродовольственными товарами. Тем, не менее, проекты реализуются и у этой категории заказчиков. Так, в 2007 году call-центры были инсталлированы в крупнейшей в России сети магазинов подарков «Красный куб», в сети магазинов ИКЕА и др. компаниях. IP-визация Еще один проект для ИКЕА связан с построением корпоративной сети IP VPN, объединившей магазины в Екатеринбурге и Нижегородской области с головным офисом в Москве. Новая защищенная сеть, развернутая на базе магистральной сети «Ростелекома», обеспечивает работу всех корпоративных приложений компании, обладает гарантированно высокой степенью надежности и обеспечивает существенную экономию средств клиента по сравнению с традиционными технологиями. «Ростелеком» завершил также масштабный проект по созданию единой сети связи для региональных аптек. Более 500 аптек в 14 областях ЦФО были подключены к серверу компании «Р-Фарм», одного из крупнейших дистрибьюторов фармацевтических препаратов. Данные, поступающие от региональных аптек, в дальнейшем обрабатываются, и на их основе формируется отчетность для территориальных фондов обязательного медицинского страхования по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Помимо услуг IP VPN остается востребован традиционный высокоскоростной доступ в интернет. Недавно «Компания ТрансТелеКом» обеспечила широкополосный доступ к интернет для группы «Вестер» в Калининграде на скорости 2 Мбит/с. Один из самых крупных проектов IP-телефонии был завершен в прошлом году в четвертом по счету гипермаркете сети «Ашан» - «Рязанский». Ключевыми целями проекта были оптимизация расходов на услуги связи, а также повышение эффективности работы персонала. Основу решения составляет телефонная станция Mitel, которая поддерживает функции управления маршрутизацией звонков, автосекретаря, голосовой почты и пр. В качестве пользовательских телефонных аппаратов персоналом активно используется решение IP-DECT - у каждого менеджера в зале есть телефонная трубка, по которой он может позвонить или принять звонок в любой момент, что в условиях работы гипермаркета особенно актуально. Тотальное видеонаблюдение Без систем видеомониторинга не обходится сегодня, пожалуй, ни один розничный торговый центр. В апреле 2007 г. был разработан и внедрен комплекс безопасности в составе систем видеонаблюдения и защиты от краж в первом садовом гипермаркете «Белая Дача Садовый Центр». Система видеонаблюдения построена на базе оборудования Infinity. 60 купольных видеокамер установлены по всей территории объекта и охватывают торговый зал, cash-контроль касс, подсобные помещения, пункт приемки товара, склад, парковку для автомобилей, зону открытой торговли. 4 видеокамеры установлены по периметру здания. Защиту от краж обеспечивают системы производства Sensormatic. Для защиты 40 касс в прикассовой зоне установлена аккустомагнитная система Ultra Lane, защиту зоны выхода гипермаркета обеспечивает система Ulra Exit. Кроме того, внедрены деактеваторы Low Profile Pro Dual. Телекоммуникационные проекты в российской торговле, 2006-2007
Таким образом, все больше и больше торговых сетей обращаются к современным телекоммуникационным технологиям. Сегодня это не дань моде, а способ выживания в жесткой конкурентной борьбе. Торговые сети ведут агрессивную экспансию в регионы, и для эффективного управления структурными подразделениями им, прежде всего, необходимо строить защищенные корпоративные мультисервисные сети с высокой пропускной способностью. Что касается сетей доступа, то здесь перспективно использование беспроводных технологий, в том числе сотовой связи, которая, благодаря поддержке услуг передачи данных позволяет, в частности, торговым агентам значительно повысить оперативность обработки заказов. А для эффективного взаимодействия с клиентами торговым структурам неплохо обзавестись центром обработки вызовов, либо арендовать его у сторонней компании. Виталий Солонин / CNews Analytics |