|
|
|
Андрей Путилов: Уровень автоматизации российских торговых компаний географически неравномеренНа вопросы CNews ответил заместитель генерального директора группы компаний Ansoft Андрей Путилов. CNews: Можно ли, по вашему мнению, говорить, что этап первичной автоматизации отечественных торговых компаний уже пройден? Какие ИТ-задачи стоят перед отраслью сегодня? Андрей Путилов: В целом для российских торговых предприятий этап первичной автоматизации можно считать пройденным. Сейчас уже сложно найти ритейлера, имеющего свыше 50 рабочих мест и не внедрившего никакой учетной системы. Сегодня руководство большинства компаний осознает высокую значимость системы автоматизации для эффективного ведения бизнеса. Поэтому очередной ИТ-задачей, реализуемой в рамках вторичной автоматизации торговых компаний, является повышение эффективности имеющихся систем или их замена на более мощные программные решения, готовые к масштабированию по мере роста компании. После решения задач повышения производительности и надежности ИТ-систем, как правило, наступает очередь автоматизации аналитического звена, позволяющего принимать правильные управленческие решения. Отмечу, что уровень автоматизации российских торговых компаний географически неравномерен — в регионах степень информатизации заметно ниже, чем в центре России. Именно поэтому руководство группы компаний Ansoft в настоящее время делает ставку на развитие сети своих филиалов. Еще одной задачей региональной экспансии нашей компании является популяризация легального программного обеспечения для автоматизации предприятий. Ведь не секрет, что на многих, даже крупных предприятиях, стоит нелегальное ПО, которое не только приносит убытки разработчикам информационных систем, но и способно причинить значительный ущерб использующим его компаниям. CNews: Какими основными критериями руководствуются торговые компании при выборе ИТ-решения в настоящий момент? Как это коррелирует с ситуацией, которая наблюдалась в этой области пару лет назад? Андрей Путилов: Механизм выбора системы автоматизации сейчас существенно отличается от того, что использовался еще несколько лет назад. По опыту нашей компании, все чаще покупке новой информационной системы предшествует длительный тендер, в котором участвуют практически все ведущие разработчики ERP-систем для торговли. При этом все реже встречаются так называемые «номинальные» тендеры, в которых победитель известен заранее. Большинство ИТ-директоров дорожат своей репутацией, поэтому со всей ответственностью подходят к выбору поставщика ERP-системы. И это не удивительно: цена ошибки действительно очень велика, ведь решение подобного класса выбирается минимум на пять-семь лет. Еще один отличительный момент: раньше большинство руководителей и ИТ-специалистов залогом успешности проекта считало наличие раскрученного западного бренда. В настоящее время ситуация изменилась: заказчики обращают внимание, в первую очередь, на реальное соответствие функционала предлагаемой системы своим потребностям. Если продукт позиционируется разработчиком как ERP-система, это еще не гарантирует, что он изначально соответствует требованиям конкретного бизнеса. Каждая отрасль имеет свои особенности, поэтому стоимость доработок программного обеспечения до требуемого функционала зачастую может в несколько раз превзойти затраты на покупку лицензий (и без того не дешевых). Не последнюю роль при выборе системы автоматизации играют ее производительность и масштабируемость. Как показывает практика, недовольство заказчиков именно этими показателями использующихся решений чаще всего является причиной их замены на продукт класса ERP. Одним из главных критериев выбора системы также является наличие успешного опыта реализации проектов у компаний-интеграторов. Причина очевидна: какой бы современной и производительной ни была система — отсутствие профессионалов в группе внедрения может пагубным образом отразиться на реализации проекта. В этом плане сегодня сложилась весьма благоприятная ситуация для заказчиков, выбирающих решение. За последние годы в России у многих ERP-вендоров существенно выросло количество реализованных проектов. И прежде чем приобрести тот или иной программный продукт, заказчик может «из первых уст» узнать, насколько заявленные вендором возможности и преимущества системы соответствуют реальным. CNews: Как изменилось за последние годы соотношение проектов по внедрению бэк-офисных и фронт-офисных систем в торговых компаниях? Можно ли говорить о том, что одно из этих направлений является приоритетом для оптовиков и ритейлеров? Андрей Путилов: Если считать термин «бэк-офис» синонимом «центрального», или «управляющего» офиса, то еще несколько лет назад преобладала система автоматизация бэк-офисов торговых компаний. Но сейчас ситуация меняется. Отчасти это можно объяснить тем, что раньше потребителями фронт-офисных решений были в основном ритейлеры. Сейчас многие крупные оптовые компании открывают собственные магазины, образующие масштабные розничные сети. Это провоцирует рост спроса среди дистрибьюторов на системы автоматизации фронт-офисов. В целом можно отметить, что в настоящее время торговые компании стремятся автоматизировать свою деятельность при помощи единого решения, а не развивать «лоскутную» автоматизацию. Поэтому наиболее востребованными становятся комплексные системы для торговых компаний, позволяющие одновременно автоматизировать и центральный офис, и торговые точки, и склады. CNews: Последние годы наблюдается повышенный интерес торговых компаний к автоматизации складской деятельности. Какая функциональность этих решений наиболее востребована в российских торговых компаниях в отличие от их зарубежных коллег? Андрей Путилов: Если в России повышенный интерес к автоматизации складской деятельности наблюдается только в последние годы, то за рубежом спрос на системы класса WMS отмечается довольно продолжительное время. Западные заказчики сегодня точно знают, что им нужно в этой области. Многие из них понимают, какие возможности системы оптимальным образом соответствуют специфике их предприятия и как использовать эти возможности для организации эффективного управления складом. Российские компании только начинают познавать преимущества использования WMS, поэтому хотят «всего и сразу». Конечно, российские интеграторы могут удовлетворить потребности заказчиков, но расширение спектра требований, естественно, увеличивает и стоимость проекта. Чтобы грамотно выстроить логистическую модель склада и подобрать оптимальное решение среди многообразия программных продуктов, российским предприятиям есть смысл обращаться к компаниям, оказывающим консалтинговые услуги в области складской логистики. CNews: Известно, что проекты в области автоматизации торговой компании нередко оказываются под угрозой провала. Из вашего опыта, что могло бы позволить заказчику предотвратить такой поворот событий еще на старте? Андрей Путилов: Компания Ansoft руководствуется целым рядом правил, обеспечивающих успешное внедрение. На наш взгляд, одним из основных условий своевременного и качественного выполнения проекта является его полная поддержка со стороны руководства заказчика. Важно, чтобы топ-менеджмент предприятия еще до начала внедрения системы автоматизации полностью осознал свою роль в успешном выполнении проекта. Нередко случается, что под угрозу провала проект ставят сотрудники компании, оказывающие сопротивление внедрению новой системы автоматизации. Руководство заказчика должно настроить персонал компании (особенно ключевых пользователей системы) на активное сотрудничество с проектной группой. У многих наших заказчиков на время проекта вводилась система мотивации не только для ИТ-специалистов, участвующих во внедрении, но и для тех сотрудников, чье содействие было крайне необходимо для успешного выполнения проекта. Исходя из опыта Ansoft, могу сказать, что хорошей практикой являются регулярные ежемесячные встречи представителей руководства компаний исполнителя и заказчика. Оптимальный вариант — присутствие со стороны заказчика генерального директора или собственника бизнеса (в этих случаях надлежащий контроль над проектом с обеих сторон гарантирован). На подобных встречах исполнитель предоставляет отчет о ходе выполнения проекта, совместно обсуждаются возникшие в ходе внедрения проблемы и находятся пути их устранения. Кроме того, важную роль в успешной реализации проекта играет правильная расстановка приоритетов. Да, можно пытаться внедрить «все и сразу», автоматизируя не только устоявшиеся бизнес-процессы, но и те, которые будут претерпевать изменения. Однако гораздо лучше сначала потратить время на формализацию требований, на их согласование с ключевыми пользователями, чем потом несколько раз переделывать уже модифицированную систему. Поверьте, на подобную переработку уйдет гораздо больше времени и средств. Еще одной распространенной ошибкой, способной сорвать сроки внедрения и поставить реализацию проекта под угрозу, является попытка заказчика привлечь к руководству проектом специалиста, загруженного в это же время поддержкой существующих информационных систем или ведением других проектов. Необходимо помнить, что внедрение новой системы автоматизации — это серьезный этап в жизни любой компании, а менеджер проекта со стороны заказчика — это ключевая фигура. В ходе внедрения заказчику и исполнителю приходится решать множество сложных и важных задач. Если не удастся оперативно согласовывать все вопросы — увеличится вероятность простоев в ходе проекта, которые, в свою очередь, могут привести к срыву плана внедрения. Поэтому менеджера проекта необходимо освободить от выполнения большей части посторонних задач. Желательно разделить задачи управления старым и новым проектом между разными сотрудниками. CNews: Ведущую роль в списке заказчиков вашей компании играют продавцы продуктов питания и фармацевтические компании. Какими особенностями разработанного вами ИТ-решения обусловлен интерес именно этих категорий клиентов? Андрей Путилов: Бизнес-процессы компаний, занимающихся продажей лекарственных препаратов и продуктов питания, имеют особую специфику: это и строгие требования к контролю качества товара, и необходимость жесткого соблюдения условий хранения и отслеживания сроков годности продукции, и наличие обширного ассортимента. ERP-система Avarda основана на лучших практиках организации бизнес-процессов в данных сегментах торговли. Справедливости ради хочется отметить, что названные отрасли сейчас не так сильно выделяются на фоне других торговых сегментов, где ведет проекты наша компания. В настоящее время мы развиваем сотрудничество с розничной торговлей строительными и отделочными материалами, ведем масштабные проекты в сегменте продаж и обслуживания легкового и коммерческого автотранспорта. В нашем багаже — крупные проекты автоматизации сетей, занимающихся продажей электроники, бытовой и компьютерной техники, парфюмерии и бытовой химии, есть внедрения и в других отраслях розничной и оптовой торговли. Базовая конфигурация нашей ERP-системы охватывает большинство потребностей любой торговой компании. Но благодаря гибкости Avarda нам удается оперативно настраивать решение в соответствии со спецификой каждого клиента. CNews: Среди ваших клиентов — преимущественно средние компании. Планируете ли вы продвижение продукта в сегменте крупных заказчиков? Если да, то какие шаги для этого предпринимаются? Андрей Путилов: Доля крупных заказчиков среди наших клиентов постоянно растет. В настоящее время мы ведем внедрение ERP-системы Avarda в сети гипермаркетов «Бауцентр», идут проекты по автоматизации в «РусБизнесАвто» и «Корея Мотор». Завершаются внедрения в таких компаниях, как «Парфюмерный рай», «Ормис», «Интернет-Трейд» (холдинг «Марта). Интерес крупных компаний к ERP-системе Avarda вызван, прежде всего, ее высокой масштабируемостью, быстродействием и обширной функциональностью. Кроме того, наше решение имеет мощную систему репликации, позволяющую легко организовать обмен данными между распределенными объектами заказчиков — центральным офисом, филиалами, магазинами, складами. Для демонстрации возможностей своего решения заказчикам мы проводим тест-драйв системы, моделируя на имитационном стенде Avarda.Emulator реальные условия ее эксплуатации. CNews: Какие из реализованных за последнее время проектов вы можете отметить в числе наиболее инновационных? Андрей Путилов: Каждый наш проект уникален, поскольку решает специфические задачи, диктуемые особенностями автоматизируемого предприятия. Среди наиболее интересных проектов, реализованных за последнее время, можно отметить внедрение ERP-системы Avarda в «Интернет-Трейд» (входит в холдинг «Марта»). Это один из ведущих игроков российского рынка онлайн-торговли бытовой техникой и электроникой. Ему принадлежат интернет-магазины 003.ru, M3x.ru, Byttehnika.ru, Technopolis.ru. В результате проекта было разработано полноценное отраслевое решение для предприятий, деятельность которых связана с интернет-торговлей. В ходе реализации была произведена доработка функциональности системы Avarda, в частности — организован двусторонний обмен с СУБД MySQL с целью интеграции с интернет-порталом, произведена интеграция с системой управления call-центром Naumen, оптимизирована работа с транзитным и коротким складом. CNews: Каковы ваши планы по развитию системы Avarda на ближайший год? Андрей Путилов: Более 30% бюджета компании инвестируется в исследовательские проекты и развитие существующих технологий. Много средств мы вкладываем в развитие типовых отраслевых решений. Через несколько месяцев у нас появится полноценное решение на базе системы Avarda для автомобильной отрасли. Кроме того, мы планируем выпустить новые версии наших «флагманских» продуктов — Avarda.ERP, Avarda.WMS и Avarda.RetailNetwork. Руководством компании Ansoft в конце прошлого года было принято решение о развитии региональной сети. Сейчас наши филиалы функционируют в Волгограде, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Каждый новый филиал компании — это не просто представительство, осуществляющее продажу и внедрение системы Avarda в регионе, но и локальная работа над развитием новых технологий и программных продуктов Ansoft. CNews: Спасибо. |