|
|
|
Вадим Ваньков: Затраты отечественных ритейлеров на телеком выросли на 20%Об основных причинах, вызвавших значительный рост спроса ритейлеров на телекоммуникационные решения, о перспективных телеком-технологиях для торговых компаний в интервью CNews рассказывает директор по маркетингу компании «Комкор» Вадим Ваньков. CNews: Какие основные тенденции вы можете отметить в сегменте телекоммуникаций для российской розницы? Возросли ли за последние годы расходы ритейлеров на связь, по вашим наблюдениям? Вадим Ваньков: Главной тенденцией, на мой взгляд, можно считать расширение практики внедрения телекоммуникационных решений в сегменте торговых предприятий. Телеком-услуги становятся все более востребованными в розничной торговле. Очевидно, что без телекоммуникационных решений невозможно использование современных платежных систем, основанных на автоматизированном проведении финансовых транзакций — как на уровне крупных торговых сетей, так и на уровне небольших торговых точек. Тем не менее, крупные торговые сети пока остаются лидерами внедрения телекоммуникационных технологий. В этом торговом формате применение ИТ прочно встроено в бизнес-процессы и управление предприятием в целом. Будучи географически распределенными структурами, крупные ритейлеры испытывают необходимость в построении корпоративных сетей, охватывающих головные офисы, магазины и склады. Безусловно, новые технологии требуют существенных вложений в телекоммуникационную инфраструктуру, и торговые предприятия идут на эти расходы. По нашим оценкам, рост таких затрат за последнее время составил порядка 20%. CNews: Каковы основные драйверы роста телеком-активности заказчиков торгового сектора, по вашим оценкам? Вадим Ваньков: Отвечая на подобный вопрос еще несколько лет назад, было принято говорить о преимуществах в конкурентной борьбе. Причем, различий между торговыми предприятиям разного масштаба практически не проводилось. К настоящему времени ситуация поменялась. Стало понятно, что сами по себе телеком-решения сейчас преимуществ в конкурентной борьбе не принесут — они просто являются необходимым рабочим инструментом, используемым при ведении повседневных и отлаженных бизнес-процессов. Наращивание телекоммуникационных мощностей, которыми стремятся располагать все те же крупные торговые сети, призвано повысить управляемость этих компаний. Если раньше можно было говорить о телекоммуникациях как о возможности предложить какие-то новые, даже эксклюзивные услуги клиентам, то теперь акцент делается на улучшение управляемости самой торговой компании. Объем совершаемых сделок, большой товарооборот, необходимость быстрого учета огромного числа разноплановых параметров и статистической информации требуют применения современных ERP- и CRM-систем, использование которых также невозможно без высокоскоростной передачи данных, как минимум. Для относительно небольших торговых компаний телекоммуникации являются средством «изъятия» денег у покупателя. Зарплаты все чаще перечисляют на карточные счета, покупатель может прийти в магазин вообще без наличных. Если у магазина нет возможности обслужить покупателя с платежной картой — тот уйдет без покупки, соответственно, магазин упустит определенную выгоду. Отдельно стоит отметить еще один тип ритейлеров, демонстрирующих спрос на телеком-решения. Это огромные торговые центры, где сосредоточены десятки принадлежащих различным хозяевам разноформатных магазинов (крупные супермаркеты, небольшие магазинчики, бутики). Для владельцев торгового центра доступ арендаторов к коммуникационным каналам с высокой пропускной способностью — важная часть коммерческого предложения для этой категории клиентов. Таким образом, можно выделить три важнейших драйвера роста телеком-активности заказчиков торгового сектора — это повышение управляемости, желание не упустить деньги клиента или покупателя, а также стремление предоставить клиенту требуемые возможности с точки зрения телеком-оснащенности. CNews: Какие технологии связи наиболее востребованы сегодня в российской торговле? Чем это обусловлено, на ваш взгляд? Вадим Ваньков: Наиболее востребованными сейчас оказываются технологии, обеспечивающие быстрый и прозрачный доступ к данным и оперативный обмен информацией в распределенных структурах. Прежде всего, это виртуальные частные сети (VPN), объединяющие локальные сети офисов, складов и магазинов в корпоративную сеть. Для нашей компании, например, обычной практикой при создании корпоративных сетей стало применение такого механизма передачи данных, как MPLS, позволяющего создавать изолированные виртуальные частные сети. Применение данной технологии обеспечивает построение VPN второго уровня (L2). Для магазинов это означает возможность быстрого расширения и гибкой перестройки торговых площадей. Например, если надо добавить кассовый терминал, открыть еще одну секцию, оснастив ее компьютером, подключенным к базе данных, то для начала работы достаточно лишь подключить это оборудование к локальной сети. Наконец, применение данной технологии позволяет обеспечить требуемые параметры качества обслуживания (QoS) за счет резервирования пропускной способности для трафика, проходящего по путям MPLS. Еще одна востребованная технология — корпоративная телефония. Современные мультисервисные сети позволяют передавать в виртуальных частных сетях не только данные, но и голос. Это, в свою очередь, дает возможность организовать внутрикорпоративные телефонные сети со сквозной нумерацией — вне зависимости от того, в каком именно месте находится телефон: в головном офисе торговой компании, в магазине или на складе. Никаких формальных ограничений на число номеров при этом нет. Наконец, в числе наиболее востребованных решений нельзя не упомянуть проекты по внедрению интернет-каналов «банк-клиент». На уровне В2В это дает возможность быстрого и гарантированного обмена транзакциями между торговой компанией и банком, что позволяет вести оперативное управление счетами. Для посетителей магазинов наличие таких каналов предполагает возможность оплаты покупок по банковским картам, а также использование кассовых терминалов самообслуживания для оплаты услуги мобильной связи, кабельного телевидения и др. CNews: Как бы вы охарактеризовали основные тенденции развития телекоммуникационных решений для торговых предприятий? Вадим Ваньков: Технологии, прежде доступные только крупным сетям, становятся все более востребованными в мелкой рознице. Мало кто задумывается, что такие привычные для нас вещи, как использование платежных карт или кассовых терминалов самообслуживания стали возможны только после того, как современные телекоммуникационные сервисы (в частности, интернет-каналы с высокой пропускной способностью) стали доступны даже небольшим торговым точкам. В дальнейшем провайдеры, канальные операторы будут уделять средним и малым торговым предприятиям все больше внимания. Новые сервисы, ставшие привлекательными для мелкой розницы, требуют собственных решений. Охват небольших торговых предприятий требует удешевления решений — практически, это «коробочные» стандартные продукты, легко внедряемые и не требующие специальной подготовки обслуживающего персонала. Мы предлагаем такие решения уже сейчас, поскольку видим, что они востребованы на рынке. В конечном счете, небольшие магазины получат все те сервисы, которые доступны крупным ритейлерам — скоростные каналы для доступа в интернет и цифровую телефонию с локальными и городскими номерами CNews: Существуют ли у крупных торговых компаний с территориально распределенной структурой какие-то специфичные требования к телекоммуникационным проектам или принципиальных различий по сравнению с другими секторами нет? Вадим Ваньков: Если говорить о территориально распределенных структурах, то такие компании различаются, скорее, не характером своей деятельности, а масштабом. Например, потребности банков, имеющих значимое число отделений в Москве и области, вполне сопоставимы с потребностями торговых сетей. Правда, можно отметить, что торговые сети занимают одно из лидирующих мест по уровню потребления предлагаемых компанией «Комкор» сервисов. Им требуются каналы с высокой пропускной способностью и большое количество телефонных линий. Например, торговая сеть «Старик Хоттабыч», состоящая из 19 магазинов — это 19 оптических каналов, 98 городских и 560 внутренних телефонных номеров. Благодаря большому числу отделений и количеству персонала торговые сети остаются лидирующим в потреблении телекоммуникационных услуг сегментом. А специфика требований данной категории заказчиков является только следствие масштаба самих организаций-потребителей. CNews: Каковы основные тенденции в области организации мультисервисных сетей торговых компаний, систем видеоконференцсвязи и централизованного видеонаблюдения? Вадим Ваньков: Высокая пропускная способность каналов и использование механизмов приоритезации трафика позволяют обеспечивать работу таких сервисов, как удаленное видеонаблюдение и видеоконференции. Супермаркеты с их огромными торговыми площадями не могут обходиться без видеонаблюдения. С его помощью решаются, прежде всего, задачи безопасности и сохранности товаров. Основная тенденция — расширение числа подобных задач: наблюдение за теми или иными объектами, контроль состояния систем охраны, пожарной сигнализации. Еще один тренд — применение видеонаблюдения как инструмента управления персоналом: из центрального офиса может вестись наблюдение за тем, как работает персонал, как выложен товар, какова очередь в кассу, сколько касс работает в торговом зале, и т.д. Что касается видеоконференций, то их применение в принципе могло бы позволить повысить оперативность принятия управленческих решений. Однако этой возможностью пользуются пока далеко не все наши клиенты — тут еще есть большой запас идей для развития. Как интересную перспективу мы рассматриваем использование в торговых компаниях телевизионного IP-вещания. Мы полагаем, что через год-другой в торговых центрах будут установлены плазменные панели, на которых будут демонстрироваться рекламные ролики и необходимая информация. Но при этом управление показом будет вестись из одной точки. Очевидно, что это будет гораздо удобнее, чем использовать, как сейчас, локальные решения. С технической точки зрения подобную централизованную трансляцию обеспечить совсем не сложно. Необходимая пропускная способность канала составляет всего 4-6 Мбит/с, а значит — не будет проблем ни с самими каналами, ни с их стоимостью. Но спроса на эти услуги со стороны ритейлеров пока нет. CNews: Ранее вы отмечали, что торговые компании отличаются определенным консерватизмом и даже нерешительностью в вопросе развития телекоммуникационных решений. Изменилось ли со временем ваше впечатление о заказчиках данного сектора? Вадим Ваньков: Внедрение телекоммуникационных решений в торговой компании — весьма ответственная задача. Решение о внедрении тех или иных технологий принимается непросто, так что тут, скорее, есть смысл говорить не о консерватизме, а об осторожности. Слишком велики ставки: неудачное решение может привести к потерям. Но не принимать никакого решения, осознавая ощутимую экономию даже при правильном выборе, нельзя. Тем не менее, замена обычных телефонных каналов на цифровые, работающие в мультисервисных сетях — это явная тенденция. Так что, наверное, можно отметить, что консерватизм ритейлеров постепенно изживает себя. CNews: Насколько увеличилась доля доходов «Комкор» от проектов в торговых сетях за последний год? Вадим Ваньков: Рост наших доходов в этом секторе за последний год составил 43%. CNews: Становятся ли каналы 100 Мбит/с стандартом для московских торговых компаний или их пока еще удовлетворяют на порядок меньшие скорости — 10 Мбит/с? Вадим Ваньков: Для нас каналы с пропускной способностью 100 Мбит/с стали стандартом уже год назад. Другое дело — насколько такие каналы востребованы клиентами? Разрабатывая проект телекоммуникационной инфраструктуры торговой компании, мы предлагаем каналы с высокой пропускной способностью для тех задач, где они действительно нужны. Но часто заказчики могут обходиться и каналом в 10 Мбит/с. С технической точки зрения никаких препятствий к расширению канал до 100 Мбит/с ни у нас, ни у клиентов нет. Разница в цене — тоже небольшая. Вопрос только в целесообразности. Например, очень требовательны к пропускной способности каналов ERP-системы — в этом случае мы изначально предусматриваем соответствующий канал. Существует задача быстрой репликации баз данных — под нее мы предлагаем каналы с пропускной способностью до 1 Гбит/с. Один из недавних примеров: для решения задачи, связанной с переездом компании «М.Видео» в новый офис, потребовался канал с пропускной способностью 500 Мбит/c. А 100-мегабитный канал использовался для организации внутренней телефонной связи между старым и новым офисом торговой сети. Но такие примеры происходят не очень часто, хотя и показательны. В целом, несмотря на имеющуюся тенденцию к росту пропускной способности используемых каналов, мы стремимся предлагать заказчикам оптимальные для их бизнеса решения. CNews: Существуют ли планы «Комкор» по привлечению заказчиков, имеющих представительства, филиалы и магазины за пределами ближнего Подмосковья? Вадим Ваньков: Сейчас мы обеспечиваем телекоммуникационными каналами города Подмосковья, расположенные примерно в 30-50 км от Москвы. Это практически все крупные населенные пункты Подмосковья. С точки зрения «дальних» регионов — мы стремимся использовать возможности операторов, работающих «на местах». Это оказывается гораздо эффективнее. CNews: Спасибо. |