|
|
|
Юрий Кушпель: В ближайшие два года получит распространение технология электронного обмена данными в торговлеНа вопросы отвечает заместитель директора АИ корпорации «ДатаКрат» Юрий Кушпель. CNews: Какие тенденции на российском рынке автоматизации торговых компаний вы можете отметить в числе ключевых по итогам 2006 — первой половины 2007 года? Юрий Кушпель: Одной из основных тенденций последнего времени стало быстрое взросление торговых компаний с точки зрения использования ИТ. Большинство средних и крупных ритейлеров определились с вопросами стратегического развития бизнеса на ближайшую перспективу. Это, в свою очередь, позволило ИТ-менеджерам сформулировать ИТ-стратегию развития предприятия или хотя бы начать работу по ее формированию. СIO и персонал ИТ-подразделений торговых компаний начали принимать активное участие в решении стратегических вопросов. Интенсивное развитие и укрупнение розничного бизнеса (рост бизнеса крупнейших компаний за год составил порядка 50%) повлекло за собой увеличение спроса на централизованные системы управления, как на ERP-системы, так и на специализированные отраслевые решения, а также на аппаратную ИТ-инфраструктуру, поддерживающую работу бизнес-приложений. Достаточно резко вырос спрос ритейлеров на системы поддержки принятия решений (BI), ПО, обеспечивающее мобильные рабочие места, системы автоматизации поддержки пользователей. Вместо примитивных решений в области управления лояльностью у большинства операторов (особенно компаний непродовольственного сегмента) внедряются или планируются к внедрению полномасштабные CRM-системы. CNews: Когда, по вашему мнению, на российском рынке завершится достаточно длительный этап экстенсивного развития торговых предприятий? Юрий Кушпель: Несмотря на ежегодное снижение цен, запас наценки в российской рознице позволяет компаниям не сосредоточивать усилия на интенсивном развитии, а расти, в первую очередь, за счет освоения новых площадок и территорий. Учитывая низкую концентрацию сетевого ритейла в России (по оценкам экспертов, сети контролируют около 6-8% розничного товарооборота) мы будем наблюдать в течение ближайших двух-трех лет высокую активность в вопросах слияний и поглощений. Соответственно, преобладание экстенсивного пути развития крупных операторов мне представляется наиболее вероятным сценарием развития рынка на ближайшее время. CNews: Как за последние годы изменился спрос отечественных ритейлеров на системы комплексного мониторинга и управления товародвижением? Какие возможности этих решений становятся для торговых компаний ключевыми? Юрий Кушпель: В последние годы спрос на системы товародвижения претерпел значительные изменения. Общие тенденции можно охарактеризовать следующими факторами: централизация функций управления; автоматизация все большего количества операций (особенно в области принятия решений), ранее требовавших участия сотрудников. В качестве примеров можно привести автоматизированное управление ассортиментом, системы многофакторного прогнозирования спроса и автозаказы. Возросла скорость развертывания приложений, ИТ-инфрастуктуры, что сделало востребованными веб-технологии. Думаю, в ближайшие два года получит распространение и технология электронного обмена данными в торговле (EDI), продвижение которой тормозится, в первую очередь, производителями товаров и оптовиками. CNews: Многие аналитики отмечают, что за последние годы несколько снизилась доля доходов интеграторов от внедрения ПО. Насколько вы разделяете эту точку зрения, исходя из своего опыта? Юрий Кушпель: Структура доходов интеграторов от оказания услуг по внедрению ИТ-решений действительно претерпевает изменения. Востребованными становятся услуги высококвалифицированных специалистов (бизнес-консультантов), услуги центров компетенции и услуги в области заказных доработок под узкоспециализированные задачи заказчиков. ИТ-услуги, не требующие высокой квалификации исполнителей, большинство средних и крупных торговых операторов предпочитают в последние годы перекладывать на плечи собственных ИТ-департаментов. Поэтому те интеграторы, которые строили свой бизнес на оказании именно таких сервисов, сегодня действительно ощущают снижение доходов от оказания услуг. CNews: У вашей компании есть несколько программных решений в области автоматизации торговой деятельности. Насколько оправдано (экономически, идеологически) стремление быть мультивендорной компанией? Насколько велика внутренняя конкуренция имеющихся в вашем портфеле решений? Юрий Кушпель: Наша компания охватывает практически все сегменты автоматизации ритейла. Именно этот факт диктует необходимость придерживаться мультивендорной стратегии. Учитывая низкую концентрацию розничного бизнеса на территории присутствия нашей компании (в первую очередь речь идет о сети наших региональных офисов), такая практика себя оправдывает. Портфель решений подбирается таким образом, чтобы максимально исключить внутреннюю конкуренцию между продуктами, но при этом удовлетворить потребности ключевых целевых сегментов. CNews: Какую долю занимают проекты в торговом секторе в общем объеме вашего бизнеса? Юрий Кушпель: На текущий момент доля проектов в области автоматизации торговых компаний составляет порядка 18-20% оборота нашей компании. CNews: Какие проекты, реализованные компанией «ДатаКрат» в торговом сегменте, на ваш взгляд, оказались наиболее интересными с точки зрения решаемых задач? Юрий Кушпель: Наиболее интересными и востребованными проектами в 2006 году и первой половине 2007 года стали проекты по организации мобильных рабочих мест. Рост данного направления решений в нашем бизнесе составил в указанный период более 300%. Это было обусловлено относительно невысокой стоимостью подобных проектов и короткими сроками их окупаемости. CNews: Спасибо. |