|
|
|
Алексей Клопотовский: Многие крупные ритейловые сети оснащены ИТ не хуже, чем головные офисы нефтяниковНа вопросы CNews ответил генеральный директор Expertek IBS Алексей Клопотовский. CNews: Чем отличаются ИТ-потребности заказчиков торгового сектора от тех, что демонстрируют представители других отраслей? Алексей Клопотовский: Основное отличие связано с тем, что торговля — это чрезвычайно динамичный бизнес. Соответственно, главным требованием розничных предприятий к ИТ-компаниям является оперативность во всем — в реакции на запросы заказчиков, на изменения в их бизнесе. ИТ-компания должна по ходу проекта быстро подстраиваться под структурные изменения ритейлера, уметь управлять рамками проекта. Решения для предприятий розницы должны быть масштабируемы в очень широких пределах. В целом, требования к ИТ-решениям и поставщикам сильно варьируются в зависимости от типов и размеров торговых компаний. Сектор ритейла — это и магазин «у дома», и супермаркет, и гипермаркет, и дискаунтер, и бутик. А ведь существуют еще и такие отраслевые направления, как нефтяной ритейл (АЗС, АЗК). Потребление ИТ в компаниях этих форматов различается кардинально. CNews: Какие информационные системы предпочитают розничные сети — специализированные или универсальные, зарубежные или отечественные? От чего зависит их выбор? Алексей Клопотовский: Наибольший вес для заказчика имеют функциональные возможности решения, наличие у исполнителя опыта внедрения и эксплуатации конкретной системы. Как я уже отметил, требования к ИТ решениям и поставщикам варьируются в зависимости от типов и размеров компаний. Небольшие компании могут ограничиваться минимальными требованиями к автоматизации своей деятельности и выбирать готовые преднастроенные решения с минимальными сроками внедрения. Значительно выше требования к ИТ-решениям и их поставщикам у розничных сетей. В связи с быстрым ростом и укрупнением торговых сетей, а также с приходом западных компаний на ритейловый рынок, наиболее востребованными становятся комплексные решения. Они представляют собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из фронт-офисной части (системы для управления кассовым и специализированным торговым оборудованием) и бэк-офисной части, выполняющей функции оперативного и управленческого учета, товародвижения, управления запасами, логистикой и т.д. Можно выделить три основных типа комплексных решений. Первый из них — отраслевые решения поставщиков ERP-систем. К таким решениям относятся ритейловые системы на базе MS Dynamix NAV и MS Dynamix AX, SAP for Retail, Oracle Retail. Второй тип — специализированные системы класса Retail ERP. К ним относятся, например Lakshya Retail ERP, Retalix Store и несколько других. Цена решений класса ERP и Retail ERP на порядок выше, чем отдельных продуктов. Существенен и срок внедрения, так как решения данного класса рассчитаны на индивидуальные проекты внедрения. Однако опыт поставщика по реализации аналогичных проектов в конкретной отрасли и возможность предложить преднастроенное решение позволяют сократить сроки и бюджет проекта. Это и может стать решающим фактором при выборе. В целом, современный подход предполагает технико-экономическое обоснование проекта и оценку эффективности внедрения ERP-систем еще в ходе подготовки технических требований. Именно на этом этапе можно с определенными допущениями оценить возврат инвестиции. К примеру по данным зарубежных аналитиков, при правильно проведенном внедрении ERP-системы торговые компании могут добиться весьма значимых результатов: снижения операционных и управленческих затрат на 15%; уменьшения цикла реализации продукции на 25%; снижения коммерческих затрат на 35%; уменьшения дебиторской задолженности на 12%; увеличения оборачиваемости средств в расчетах на 25%. Третий тип — это интеграционные решения. Их основой является система, обеспечивающая управление товародвижением и управление кассовыми терминалами. Недостающие функции финансового управления, бухгалтерского учета реализуются в других системах, например, в «1С: Бухгалтерия». Такой подход с разделением на стандартный и специализированный функционал позволяет существенно снизить стоимость комплексного решения по сравнению с ERP-системами, как, например, в случае с нашей системой IBS TradeHouse. CNews: Как изменения на рынке ритейла повлияли на особенности бизнеса ИТ-вендоров и интеграторов? Алексей Клопотовский: В силу консолидации рынка ритейла, а также в силу роста потребления ИТ торговые предприятия становятся все более значимыми потребителями ИТ-услуг. Проблема в том, что не существует решений, способных покрыть «сверху донизу» потребности ритейла. А это значит, что системы должны иметь четкие возможности в плане интеграции — как внутренней, так и внешней. Например, сегодня в торговом секторе возросла востребованность программ лояльности клиентов. Сети активно используют безналичные схемы расчетов. Поэтому для торговой сети крайне важно, чтобы система автоматизации поддерживала эти функции, могла легко взаимодействовать с внешними системами других участников программы. Таким образом, интеграция с различным ИТ-окружением — одно из основных требований ритейлеров к системам автоматизации. Соответственно от поставщиков решений и услуг требуется умение осуществлять такую интеграцию, для чего им необходим соответствующий проектный опыт. Вообще говоря, с точки зрения технологической оснащенности и уровня потребления ИТ-услуг многие крупные ритейловые сети уже догоняют головные офисы нефтяных компаний. Они хотят получать весь ИТ-сервис из единой точки, чтобы проще было управлять и контролировать качество услуг. Поэтому компании, которые стремятся предлагать комплексные решения и услуги, должны сочетать глубокую отраслевую экспертизу, иметь собственный портфель решений и широкие возможности по интеграции и сервисному обслуживанию систем заказчика. CNews: Какие изменения произошли за последние год-два в развитии экспертизы вашей компании в области предоставления услуг компаниям торгового сектора? Алексей Клопотовский: Мы работаем в этом сегменте как интеграторы и как сервис-провайдеры, а не просто как поставщики фронт-офисных решений. Некоторое время назад произошла реорганизация розничного направления IBS. В частности, были консолидированы ресурсы и экспертиза по специализированным решениям для ритейла в рамках одного подразделения компании — Центра проектов IBS. Сегодня мы предоставляем полный спектр услуг по внедрению, интеграции и поддержке тиражируемых решений для нефтяного и торгового ритейла. В 2007 году подразделение Центр проектов IBS было преобразовано в дочернюю компанию Expertek IBS. Мы представляем заказчикам тиражируемые решения, которые были созданы на основе опыта масштабных проектов и уникальной экспертизы IBS, накопленной по итогам многолетней работы с компаниями розничной торговли и АЗС. Внедрением сложных комплексных бэк-офисных решений класса ERP на основе западных платформ занимается IBS. CNews: В каких вопросах отечественные торговые компании испытывают наибольшие сложности при реализации ИТ-проектов, из вашей практики? Алексей Клопотовский: Можно отметить критичность сроков внедрения систем — это один из ключевых критериев эффективности и успешности проекта. Кадровые трудности в ходе проекта в виде смены значительной доли линейного персонала также являются общей проблемой розничной торговли. Не все сотрудники нижнего звена, проходящие плановое обучение работе с системой, остаются на своих местах к моменту ее запуска. Среди других проблем отмечу завышенные ожидания от результатов автоматизации бизнес-процессов — это, так называемый, «эффект одной кнопки». Недостаточное качество нормативно-справочной информации, противоречивость и низкая достоверность данных, хранящихся в справочниках и классификаторах, также является общей проблемой при внедрениях. Предшествующим этапом любых проектов должен стать этап консалтинга, в ходе которого описываются и анализируются деловые процессы, подлежащие автоматизации, вырабатывается обоснованный план внедрения, формируется детальное технико-экономическое обоснование проекта с учетом существующей ИТ-инфраструктуры и перспектив ее развития. Это помогает минимизировать, а зачастую и вовсе избежать вышеперечисленных проблем. CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в секторе ритейла за последний год, вы могли бы отметить в числе наиболее интересных? Алексей Клопотовский: Интересно развивался наш проект в торговой сети модной одежды Bosco di Ciliegi. Первым шагом к комплексной автоматизации этой сети стало внедрение IBS Trade House в одном из магазинов. По окончании этого этапа проекта компания IBS вела техническое обслуживание системы, поддержку и усовершенствование программного обеспечения, что привело к развитию дальнейших взаимовыгодных отношений. В настоящее время во всей сети Bosco di Ciliegi (свыше 85 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре) внедрена распределенная автоматизированная система управления товародвижением IBS Trade House с управлением из центрального офиса. В дополнение к этому в центральном офисе компании установлена аналитическая OLAP-системы IBS Retail Analytics. Это позволило заказчику значительно повысить скорость и обоснованность принятия управленческих решений за счет получения необходимой менеджерам оперативной, наглядной и разноплановой информации. В фирменных магазинах ТД «Царицыно» комплексная автоматизированная система управления товародвижением компании IBS позволила владельцам магазина четко и оперативно выстроить торговый и производственный процесс, начиная от момента учета приходящего от поставщика товара и складского хранения до автоматизации процессов производства полуфабрикатов, подачи товара в торговый зал и его реализации через POS-терминалы. С помощью системы управленческого учета осуществляются все функции контроля и управления в магазинах сети. Еще два интересных проекта были реализованы в сетях супермаркетов Spar Middle Volga в Нижнем Новгороде и «Оптовый Клуб» (Казахстан). В единое информационное пространство этих сетей интегрировано большое количество разноформатных магазинов. При этом ключевое значение имеют процессы грамотного формирования ассортиментной и ценовой политики сети. Использование современных решений дало возможность объективно оценивать ассортиментную политику, используя данные АВС-анализа, своевременно производить взаиморасчеты с большим количеством поставщиков продукции, учитывая специфику заключенных договоров, оперативно проводить учет товаров, используя терминалы сбора данных, в том числе и радиотерминалы. CNews: Как вы планируете развивать функциональность решений, ориентированные на торговые компании? Алексей Клопотовский: Мы концентрируемся на продвижении тиражируемых комплексных решений для предприятий нефтяного и торгового ритейла. Основными конкурентными преимуществами таких продуктов являются высокое качество проработки, оперативность внедрения и снижение издержек на внедрение со стороны заказчика. Все наши решения были созданы на основе опыта масштабных проектов и уникальной экспертизы IBS, накопленной по итогам многолетней работы на рынке торговых компаний. Сегодня ключевыми продуктами в портфеле решений Expertek являются комплексное интегрированное решение для автоматизации АЗС IBS GAS, комплексная автоматизированная система управления товародвижением IBS TradeHouse и аналитическая система для торговых компаний IBS Retail Analitics. Мы постоянно развиваем и совершенствуем наш ключевой продукт IBS GAS. В текущем году мы доработали и запустили в качестве готового и тиражируемого продукта аналитическую систему IBS Retail Analytics. В настоящее время мы занимаемся разработкой функционального модуля IBS TradeHouse для поддержки программ лояльности покупателей, причем есть задумка в будущем предложить этот модуль как самостоятельное решение. Кроме того, в 2007 году мы выпустим очередную, 15-ую версию системы IBS TradeHouse (в настоящее время проводится ее тестирование). В этой версии улучшен интерфейс, продолжено развитие функционала в области ассортиментной политики, розничной и оптовой реализации товара, взаимодействия с поставщиками и клиентами. Особенность решения — расширенные возможности по обмену информацией и объединению в единую информационную сеть с любыми внешними системами по унифицированному формату XML. CNews: Спасибо. |