|
|
|
Али Мамедов: Динамика процессов слияний и поглощений в ритейле через несколько лет будет еще более интенсивнойО тактике продвижения российских и зарубежных ритейлеров на региональный рынок, о подходах розничных компаний к формированию долгосрочных ИТ-стратегий, о наиболее востребованных ИТ-решениях в торговом секторе в интервью CNews рассказал заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп» Али Мамедов. CNews: Как вы оцениваете динамику проникновения на российский рынок крупных западных торговых сетей — по сравнению с отечественными игроками ритейлового рынка, а также с теми ожиданиями, которые аналитики ранее возлагали на зарубежных игроков? Али Мамедов: Еще лет пять назад казалось, что российские сети после мощного нашествия западных конкурентов вообще перестанут существовать. Многие считали, что монстрам типа Wall-Mart российские компании не смогут составить конкуренции. Причем подобные опасения демонстрировали не только аналитики, но и сами российские ритейлеры. На мой взгляд, предыдущие ожидания рынка не подтвердились. Если попытаться оценить сегодняшнюю ситуацию на рынке ритейла, то заметно, что она абсолютно не соответствует опасениям и ожиданиям предшествующих лет. Западные сети лишь в какой-то небольшой нише конкурируют с отечественными ритейлерами. Со стороны «иностранцев» наблюдается «мягкое» проникновение на рынок: западные сети присматриваются, создают совместные предприятия с нашими ритейлерами. Есть примеры зарубежных компаний, уже вышедших на российский рынок, но желающих продать свой бизнес. На данный момент рынок развивается постепенно, и каких-то скачков в ближайшее время, по моим ощущениям, не произойдет. Однако примечательно, что сегодня в среде отечественных ритейлеров все-таки присутствует ситуация ожидания быстрой экспансии иностранных розничных сетей. Российские сети к ней готовятся даже больше, чем раньше — помимо региональной экспансии, они стремятся улучшить свою финансовую привлекательность. С точки зрения динамики — российские сети гораздо быстрее по сравнению с зарубежными двигаются в регионы. Это связано с наличием определенной российской специфики работы в данном секторе, с тем, что розничный рынок для иностранцев пока еще не до конца прозрачен. В этом плане показателен ряд примеров, когда в регион идет российская компания, а западная потом приобретает у нее уже существующий магазин. Поскольку для иностранных компаний российский рынок с точки зрения ритейла не очень понятен — отечественные розничные компании сыграли на опережение. После чего западным компаниям этот рынок стал казаться чуть более прозрачным, что сподвигло их на активизацию участия в конкурентной борьбе. Но в любом случае, в вопросах региональной экспансии российские компании сейчас на полшага впереди, они могут прогнозировать рыночные тенденции, чего пока не в силах сделать западные компании. При этом интересно, что многие отечественные компании, начинавшие свой бизнес в российских регионах, не просто успешно существуют в своей нише, но и «покоряют» московские и петербургские просторы. Примером могут служить ритейлеры из Калининграда, Екатеринбурга, Черноземья, обороты которых уже достигают масштабов федеральных сетей. Такие примеры есть как на рынке продовольственной розницы, так и в сегменте непродуктовых сетей. CNews: Какую роль в динамике региональной экспансии сыграли ИТ, на ваш взгляд? Али Мамедов: Моя позиция такова, что при наличии грамотно организованной ИТ-службы издержки на выход в регион у компаний ниже и возможностей быстрого расширения — гораздо больше. Там где правильно были организованы бизнес-процессы и построена соответствующая ИТ-инфраструктура, добавление каких-то магазинов происходило более плавно и быстро, а эффективность их работы почти сразу можно было отследить. Но если работа ИТ-департамента организована неправильно, то ИТ являются своеобразным тормозом: компании сложней присоединять к себе новые сети, развиваться и расширяться. В целом, понятно, что региональная экспансия — это все-таки не ИТ-задача, а требование рынка. И если компания не будет стремиться развивать бизнес в регионах — она будет проигрывать. А вот посчитать, сколько она потратит на региональную экспансию, насколько быстро сможет ее осуществить — в этом ей могут помочь ИТ. Так что, на мой взгляд, не нужно как переоценивать, так и недооценивать роль ИТ в этом процессе. CNews: Часто ли, из вашей практики, приходится сталкиваться с ситуацией, когда объединившиеся ритейлеры вынуждены фактически «выбрасывать» установленные ранее ИТ-продукты взамен нового — единого решения? Али Мамедов: Эта ситуация случается, причем она происходит не только у ритейлеров. Возможно, слово «выбрасывать» — слишком жесткое для подобных ситуаций, но, тем не менее, и такие примеры на рынке есть. Вопрос интеграции с точки зрения ИТ в больших компаниях при слияниях-поглощениях — очень непростой. Пока я чаще наблюдаю, что ритейлеры в этой ситуации от одного продукта отказываются в пользу другого. Хотя, безусловно, существуют технологии, позволяющие объединять ИТ-решения, и значимость интеграционных приложений на рынке растет. Но пока это ситуация, не характерная для российской действительности. При любом объединении компаний нужно взвешивать, что проще — от чего-то отказаться или что-то объединить. И одна задача трудоемкая, и другая затратная. Здесь еще важно понять, какова исходная ситуация с ИТ в объединяющихся сетях. В одном случае речь идет о корпоративной информационной структуре, где используется решение известных вендоров (SAP, Oracle, Microsoft) — соответственно, любые апдейты производятся в соответствии со стандартами, поддержкой и гарантией вендора. В другом случае у компании есть множество маленьких подсистем, каждая из которых автоматизирует отдельную функцию. И все они объединяются внутренним департаментом разработчиков, который сам создает специальную информационную систему под эту задачу. Что будет в этом случае эффективно — решает сама компания: если она готова платить разработчикам, если имеет возможность их удерживать, если готова иметь разнородную ИТ-структуру — то, скорее всего, она останется на этом пути. Если компания хочет стать более прозрачной и эффективной, стандартизировать свою структуру, если у нее есть на это достаточно средств — она пойдет по пути реорганизации своей ИТ-инфраструктуры и таким образом переложит ИТ-риски на плечи вендора и интегратора. Мы со своей стороны можем помочь просчитать эффективность использования одного и другого подхода. Но решать за заказчика вопрос, что выгоднее — объединять существующие решения или отказаться от одного из них — это вопрос бизнес-стратегии, ответственность за ответ на него лежит на акционерах. CNews: В среде CIO крупных компаний порой бытует мнение о бессмысленности формирования долгосрочной ИТ-стратегии. Видите ли вы необходимость в подобном планировании? Насколько готовы к этому ИТ-директора торговых компаний, по вашим наблюдениям? Али Мамедов: Безусловно, каждая компания имеет свою ИТ-стратегию, корни которой лежат в бизнес-стратегии. Остается определить, какую стратегию на рынке ритейла можно считать долгосрочной, а какую — краткосрочной. В нашей практике были примеры, когда мы развивали и строили инфраструктуру заказчика с учетом «обозримых» с его точки зрения перспектив — планов по открытию магазинов, по проникновению в регионы и т.п. Соответственно, мы оказывали консалтинговые услуги с учетом тех рамок, которыми компания сама себя в какой-то мере ограничивала. Например, мы рассчитывали для «Евросети» инфраструктуру под конкретное количество магазинов — с учетом определенной динамики развития сети. Но рост компании оказался настолько бурным по сравнению с теми планами, которые строились компанией три года назад, что привели к скачку, обусловившему необходимость пересмотра ИТ-стратегии. Без построения ИТ-стратегии сейчас обойтись не может практически ни одна компания. К нам часто обращаются ритейлеры с просьбой поделиться опытом создания ИТ-стратегий с учетом особенностей этой быстрорастущей отрасли. Например, нам приходилось создавать ИТ-инфраструктуру, которая позволяет сразу нарастить вычислительные мощности в условиях взрывного роста компании. К примеру, «Копейка» заказала нам инфраструктурное решение на базе HP, которое позволяет держать часть ресурсов в «спящем» состоянии, но при необходимости можно быстро развернуть дополнительные вычислительные мощности. Подобного рода решения очень важны для ритейла, потому что сама специфика бизнеса торговой компании предполагает масштабное и быстрое развертывание. Проект, реализованный нами в «Копейке», действительно помог компании на каком-то из этапов достаточно быстро и безболезненно активизировать эти мощности. И этот проект позволил нам рекомендовать подход использования вычислительных ресурсов «по требованию» другим компаниям. CNews: На какой период вообще ритейлерам оптимально «заглядывать в будущее» в плане развития своей ИТ-политики? Али Мамедов: Это зависит от того, какой бизнес-стратегии придерживается компания. В среднем по рынку ритейлеры планируют ИТ-стратегию на 3-5 лет — все-таки это тот период, который можно приблизительно просчитать. Что будет после этого — действительно сложно сказать — с учетом воздействия как политических, так и макроэкономических влияний. CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, наиболее востребованы торговыми компании сегодня, в «эпоху» зрелого рынка? Али Мамедов: На мой взгляд, время экстенсивного развития торговых сетей продлится еще год-два. Потом придет время консолидации, время слияний и поглощений. Такая тенденция проявляется и сейчас, но динамика процессов слияний и поглощений через несколько лет будет еще более интенсивной. Какие-то компании могут быть приобретены более успешными конкурентам, а небольшим и не очень эффективным игрокам, быть может, придется уйти с рынка или занять какие-то более узкие ниши. При этом не обязательно, что в роли покупателей непременно окажутся западные игроки. Все перечисленные моменты способствуют ИТ-активности заказчиков сектора ритейла, повышению интереса к внедрению решений, которые позволят им наращивать свою конкурентоспособность. И в ближайшие годы в числе наиболее востребованных ИТ-решений, на мой взгляд, окажутся услуги ИТ-консалтинга (в первую очередь — решения по организации эффективного управления сервисами). Не меньшую роль с точки зрения востребованности я бы отвел ИТ-аутсорсингу — как оборудования, так и специалистов. CNews: Доросли ли, по-вашему, отечественные ритейлеры до методологии ITSM? Али Мамедов: Российские ритейлеры не просто доросли до методологии ITSM, они в ней остро нуждаются. Все розничные компании, с которыми мы работаем, в той или иной степени используют ITSM для построения эффективной работы службы ИТ. Некоторые растущие компании из числа наших заказчиков пока только готовятся к этому и обсуждают данную тему с нами. Например, количество визитов, которые мы сделали по пожеланию других торговых компаний к нашему заказчику — компании «Мир», где нами был внедрен ITSM-проект, исчисляется десятками. После этого начали использовать ITSM многие другие наши заказчики (в их числе — уже упоминавшиеся «Евросеть» и «Копейка»). CNews: Какие проекты, реализованные «Инлайн Груп» в ритейле за последний год, вы могли бы отнести к категории наиболее интересных? Али Мамедов: Очень сложно выделить какой-то один проект, потому что задачи, реализуемые в проектах, могут кардинально отличаться. У нас за последний год реализовано достаточно много проектов, каждый из которых по-своему интересен и сложен. Какие-то проекты являются новыми этапами предыдущих, продолжением ранее созданных решений. Так, компания «Мир» приняла решение внедрять систему SAP. Для них мы разрабатывали и внедряли инфраструктуру на базе технологий HP. Мы также участвовали в обновлении инфраструктуры под SAP для торговой компании «Копейка». Они выбрали достаточно серьезные решения, базирующиеся на двух HP Hi-end серверах. На мой взгляд, это вообще достаточно значимый и масштабный проект для всего отечественного ритейла. Мы участвуем в проекте по внедрению и развитию системы мониторинга компании «Евросеть». Помимо развития направления сотовой розницы эта компания является достаточно крупным оператором. И внедряемые нами системы мониторинга позволят оценить качество сетевых и коммуникационных сервисов, которые использует «Евросеть». CNews: Каковы ваши планы по расширению экспертизы в области автоматизации торговых компаний на ближайшую перспективу? Али Мамедов: Мы постоянно расширяем нашу экспертизу в сегменте ритейла. Некоторое время назад наша воронежская компания подписала соглашение с компанией i2: мы стали авторизованными партнерами в области внедрения систем автоматизации складов. Развивается направление по RFID — данное решение тоже появилось у нас совсем недавно. Есть уже и несколько пилотных проектов на эту тему. В целом в нашей компании представлено большинство направлений, востребованных в ритейле. Есть экспертиза по решениям SAP и Оracle (по каждому из направлений работает отдельный департамент), недавно открылся департамент консалтинга и интеграции, имеется подразделение управленческого бизнес-консультирования. То, что мы «закрываем» все востребованные торговыми компаниями направления, повышает ценность нашей компании как интегратора. Всегда проще идти к тем, кто предлагает полный спектр услуг. CNews: Спасибо. |