|
|
|
Андрей Бадин: Торговым компаниям все сложнее самостоятельно управлять растущим количеством ИТ-проектовНа вопросы CNews ответил директор департамента аутсорсинга управления проектами компании PM Expert Андрей Бадин. CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, наиболее востребованы сегодня в торговом секторе? Андрей Бадин: Ответ на этот вопрос диктуют те бизнес-задачи, которые стоят сегодня перед торговыми предприятиями. Ключевыми из них являются экспансия в регионы, оптимизация логистических цепочек и интеграция бизнес-процессов. Соответственно, в наибольшей степени ритейлерам необходимы ИТ-решения, которые позволяют преуспеть в вышеперечисленных направлениях. Помимо этого, востребованность тех или иных решений зависит от уровня зрелости компании в части ИТ. Одни ритейлеры только переходят со старого программного обеспечения на новое, другие внедряют ERP-систему, третьи проводят точечную донастройку ИТ-инфраструктуры. В то же время, где-то активно создаются и вводятся в эксплуатацию самые передовые решения, еще недостаточно опробованные в других отраслях, — например, решения в области управления знаниями для всей компании (Knowledge Management). Конкурентоспособность подстегивает компании увеличивать портфель ИТ-проектов. В ряде компаний для большинства проектов заказчиком до сих пор является генеральный директор. Это приводит к тому, что информационные системы внедряются как временный инструмент для решения насущных, а не стратегических, долгосрочных проблем. В этом случае актуальны комплексные проекты, в рамках которых производится автоматизация большого количества бизнес-процессов путем внедрения ERP. Но в ряде случаев такие проекты из-за низкой заинтересованности структурных подразделений реализуются очень медленно. В тех же компаниях, где заказчиками являются сами структурные подразделения, уровень ИТ-решений гораздо выше. Количество заявок на внедрение новых информационных систем растет настолько стремительно, что руководству приходится практически постоянно заниматься расстановкой приоритетов. Уровень проектов в таких компаниях уже выходит на другие рубежи. Внедряются BI-решения для прогнозирования продаж, реализуются портальные системы для более эффективной работы с регионами, создаются базы знаний, производится точечная перенастройка бизнес-процессов, реализуются проекты по внедрению систем сбалансированных показателей (BSC — Balanced Scorecard) и т.д. CNews: В чем услуги аутсорсинга управления проектами могут быть полезны на сегодняшний день торговым компаниям? Андрей Бадин: Количество бизнес-проектов в секторе торговли растет очень быстро, особенно в связи с экспансией в регионы. Активная конкуренция диктует высокие темпы развития и требует внедрения широкого круга ИТ-решений в кратчайшие сроки. Но в большинстве случаев компании не готовы к столь интенсивным преобразованиям. Увеличение бюджета на ИТ и запуск большего числа параллельных проектов часто не дает нужных результатов. Как правило, это связано с тем, что руководить этими проектами со стороны заказчика просто некому. Квалифицированные, опытные руководители и администраторы ИТ-проектов — один из самых дефицитных ресурсов на рынке. Из-за недостаточно эффективного управления со стороны заказчика некоторые из начавшихся ИТ-проектов просто «буксуют», а другие вынужденно замораживаются или откровенно проваливаются. Услуга внешнего управления проектами, в рамках которой компания-заказчик привлекает профессиональных руководителей проектов из штата специализированной компании, позволяет эффективно выстраивать управление проектом как внутри организации, так и с подрядчиками. Управление проектом может затронуть и проведение тендеров на внедрение информационных систем, которые, несмотря на кажущуюся простоту, вызывают на практике серьезные затруднения. Как результат — компании, использующие услугу аутсорсинга проектного управления, реализуют весомо большее число проектов, чем их конкуренты, самостоятельно управляющие внедрениями. CNews: Какие ИТ-проекты вы реализовали за последние годы в торговых компаниях? Андрей Бадин: Начиная с 2005 года, мы в общей сложности реализовали 17 проектов, наибольшая часть которых (около 40%) была направлена на автоматизацию работы с регионами, улучшение взаимодействия структурных подразделений компаний, повышение уровня взаимодействия с потребителями и внешними организациями. Порядка 20% наших проектов были связаны с автоматизацией и оптимизацией логистических цепочек, такую же долю (около 20%) занимают проекты по автоматизации работы бэк-офиса, оставшиеся 20% наших проектов приходится на уникальные решения для рынка в разных областях. В наших планах на текущий год — реализация порядка 20 проектов. CNews: С какими основными сложностями вы столкнулись при реализации проектов? Насколько эти проблемы отличались от тех, что испытывали заказчики до передачи проектов вашей компании? Андрей Бадин: Стоит отметить, что основные сложности при реализации проектов возникают как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика. Заказчику проекта часто трудно выделить на проект необходимые ресурсы, прежде всего человеческие. В результате осложняется координация взаимодействия. В этих случаях приходится оговаривать риски и возможные отклонения по срокам. В то же время подрядчик не всегда предлагает оптимальные ИТ-продукты. Приходится привлекать сторонних экспертов, затягивать этапы тендера, чтобы быть уверенными, что внедряемое решение — это то, что нужно заказчику. Подрядчики достаточно часто пытаются выиграть тендер, не будучи обеспечены необходимыми ресурсами и компетенциями. В этом случае приходится также удлинять тендер, подробно знакомиться с проектами, реализованными ими у других заказчиков, детально проверять наличие необходимых ресурсов. Бывают случаи, когда подрядчики обладают ресурсами и компетенциями, однако еще задолго до завершения проекта они начинают «вытягивать» их на другие задачи или менять условия достигнутых соглашений в сторону существенного увеличения бюджета проекта. В нашей практике существуют определенные механизмы контроля таких рисков. Сложностей, конечно, очень много но для уменьшения подобных рисков при реализации ИТ-проектов заказчики и приглашают нашу компанию. CNews: Спасибо. |