|
|
Обзор подготовлен
Возможность широкомасштабного применения технологии RFID в торговле обсуждается не один год, а отдельные компании, в том числе и российские, уже имеют опыт их внедрения. Впрочем, до сих пор он не носит массового характера, а в некоторых случаях и не слишком удачен. Тем не менее эксперты пророчат RFID в рознице большое будущее, утверждая, что технология радиочастотной идентификации станет мэйнстримом уже через два–три года. Правда, пока не на уровне "банки с соком", а, скорее, в масштабах склада.
Лет шесть назад, когда масштабное применение RFID-технологии, особенно в торговле, только начало широко обсуждаться, многие в панике прогнозировали, что это приведет к тотальной слежке и что без всяких усилий компании смогут залезть в любой уголок повседневной жизни потребителей. Однако время шло, но RFID так и не становилась массовым орудием в руках "алчных корпораций". В то же время за этот период в ритейле был осуществлен целый ряд проектов по применению RFID, главным образом крупнейшими западными сетями Wal-Mart, Tesco, Metro и подобными. Попытались внедрить у себя этот инструмент и некоторые российские торговые компании. Так или иначе, но и в России, и за рубежом основным направлением нечастого пока применения RFID стали склады и логистика, собственно же покупателей новая технология почти не коснулась.
И в торговом зале, и в логистике RFID должна стать по-настоящему экономически оправданной. Иными словам, ROI (Return on Investment) этой технологии должен иметь приемлемый для торговых организаций уровень. Однако вопрос о том, как этого добиться, остается открытым.
По оценкам западных аналитиков, наиболее ощутимую пользу для предприятий розничной торговли RFID-технология приносит в том случае, если используется по всей цепочке поставок, а именно: производство, упаковка, склад производителя, транспорт, распределительный центр, склад продавца, прилавок в магазине. Внедрение такой системы возможно только в том случае, если все участники цепочки, осознав преимущества прослеживания товаров по всему пути следования, разделят между собой соответствующие издержки. Однако такой подход в мире пока мало где практикуется, что тормозит внедрение систем подобного уровня. Никто из участников цепочки не хочет в одиночку нести затраты на RFID, ведь это увеличивает стоимость товаров и услуг и делает их неконкурентоспособными. Тем не менее локальные внедрения, способные решать строго определенные задачи, иногда не относящиеся напрямую к цепочке поставок как таковой, получили заметное распространение. В качестве примера Сергей Дудников, директор департамента RFID, вице-президент компании "Систематика", приводит решения, которые, исходя из опыта его компании, являются на сегодняшний день наиболее востребованными.
По словам специалиста, объектами маркировки в рамках этих решений могут быть как единичные товары, так и паллеты. Что касается маркировки единичных изделий, то этот метод стал возможным благодаря появлению более дешевых чипов в рамках стандарта Gen2, которые имеют свой уникальный идентификационный номер. К сожалению, цена таких меток еще слишком высока для использования применительно ко всем видам продукции. Поэтому данный вид маркировки сейчас используется преимущественно для дорогих, штучных и часто подделываемых товаров: лекарств, парфюмерии и др. RFID в этом случае позволяет решать целый набор задач. Во-первых, контролировать подлинность товара — каждая произведенная единица приобретает своеобразный электронный паспорт, который заносится в базу данных и впоследствии помогает определить его подлинность и отличить от контрафакта. Во-вторых, контролировать деятельность дистрибуторов — маркировка каждой единицы товара позволяет уже после продажи определять его происхождение, представленность на полке и т.д. На практике это позволяет выявлять ситуации, когда недобросовестный распространитель приобретает небольшую партию подлинного товара, а затем под имеющиеся накладные и сертификаты качества продает контрафактную продукцию. В-третьих, контролировать регион сбыта: многие крупные производители и дистрибуторы, отгружающие товар своим региональным партнерам, используют дифференцированную ценовую политику в зависимости от региона. Маркировка каждой единицы товара дает возможность пресечь ситуации, когда товар, предназначавшийся для экономически слабого или удаленного региона, поступает в продажу в другом регионе по демпинговым ценам.
Немало плюсов представляет использование RFID и при маркировке паллет, а также мест их хранения. Это дает возможность эффективно контролировать расположение и передвижение товаров на складе — в информационной системе предприятия автоматически регистрируется время поступления товара на склад, его местоположение, время и адрес отгрузки и т.д. В настоящий момент существуют системы адресного хранения на сладе, однако все они требуют ручной проверки. Автоматизация же работы склада при помощи технологии RFID позволяет обойтись без ручного вмешательства, минимизируя, таким образом, количество ошибок. Подобная система предоставляет немало серьезных преимуществ. Во-первых, снижает необходимость в частой инвентаризации — система сама "видит" местоположение товаров на складе. Во-вторых, нивелирует зависимость бизнеса от человеческого фактора. Помимо снижения количества человеческих ошибок при выполнении стандартных складских операций, преимуществом RFID склада является и то, что при болезни, переводе или увольнении сотрудников информация о товарах, хранящихся на складе, их местоположении и истории перемещений остается в системе, а не в памяти этих сотрудников. В-третьих, RFID осуществляет контроль при отгрузках (какой товар и кому был отгружен). Маркировка паллет позволяет следить за соответствием отгружаемых товаров заказанным, оптимизировать документооборот, а также вести всю необходимую статистику в режиме реального времени. И в-четвертых, технология обеспечивает контроль сроков реализации товаров на складе. Система помогает производить своевременные отгрузки, существенно снижая затраты, связанные с естественной порчей товаров в процессе их складского хранения (разумеется, в случаях, касающихся быстропортящейся продукции).
Как отмечает Маттиас Ридель, партнер группы "БДО Юникон", технология RFID быстро приобретает популярность у ритейлеров в магазинах, на складах и в процессе управления учетом. "В магазинах технология позволяет отслеживать поведение покупателей, а также, в комбинации с воротами контроля, защищать товар от краж. На складах же RFID может использоваться для быстрого поиска позиций на больших площадях и пополнения позиций на складе с автоматическим перезаказом в дистрибуторских центрах. И даже в случае, когда поставщик знает, что магазину за углом необходимо пополнить запас шампуня через два дня, применимы технологии RFID", — уверяет Маттиас Ридель.
На протяжении долгого времени внедрение технологии RFID в рознице сдерживалось ее высокой стоимостью. Еще года четыре назад цена одной RFID-метки доходила до половины доллара. Не отличались дешевизной и оборудование с услугами, которые требовались для его инсталляции и настройки. Последние обходятся в сумму, равную 10–100% от стоимости всего проекта, не стоит забывать и о TCO (Total Cost of Ownership). Например, в 2004 г. RFID-система логистики сети Wal-Mart обошлась ей и ста ее крупнейшим поставщикам в 250 млн долл.
Сегодня RFID-метки значительно подешевели. За последние несколько лет их себестоимость упала с 0,30 евро до 0,07–0,09 евро за штуку. А, например, Metro Group они сейчас обходятся и вовсе в 0,08–0,09 евро (конечно, не в последнюю очередь благодаря огромному масштабу применения). Как свидетельствует Сергей Дудников, в целом цены на чипы за последнее время снизились примерно в десять раз. Маттиас Ридель уверен, что стоимость RFID в настоящее время упала настолько, что уже вполне имеет смысл широко применять эту технологию. По словам ряда экспертов, в России на данный момент метки можно приобрести за 0,11–0,16 евро. В то же время, как отмечает Сергей Дудников, в 2008 г. вряд ли стоит ожидать дальнейшего снижения стоимости меток: на фоне взрывного роста заказов на RFID на мировом рынке мощности производителей не справляются с заказами и метки приходится ждать по два–три месяца. Но как бы там ни было, положительный тренд налицо.
Кстати, именно концерн Metro Group стал одним из пионеров применения RFID в ритейле — с точки зрения ее максимального приближения к покупателю. Так, в конце 2007 г. один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где каждый товар имеет RFID-метку. Правда, пока RFID используется здесь для исключительно информационной миссии — для информирования покупателя о цене и потребительских свойствах того или иного товара. Ни систем поиска товаров, ни специальных касс, мгновенно считающих общую сумму покупки, состоящую, как правило, из нескольких и даже десятков единиц товара, пока здесь не предусмотрено. Однако, как уверяют в самой компании, покупателям идея явно понравилась, и в будущем, после оценки реальной эффективности примененных новшеств и в случае получения положительного заключения, практика RFID в потребительском секторе будет расширяться и углубляться. Кстати, учли в Metro и опасения "мнительных клиентов" — в компании разработали устройство, позволяющее стирать информацию с RFID-метки — за долю секунды это может сделать любой продавец.
В то же время идеей вплотную взяться за RFID руководство Metro всерьез озаботилось давно. Первые попытки были сделаны еще в 2003 г., когда на основе супермаркета Extra под Дюссельдорфом был создан первый Future Store. Позже его закрыли, но взамен пообещали открыть аналогичный, причем еще более крупный — на базе гипермаркета Real также в предместье Дюссельдорфа.
Первый проект Metro, связанный с RFID, был акцентирован на решении проблемы отсутствия товара в магазине или на складе, ведь, как известно, на пустующих полках теряется до 10% годовой выручки торговых сетей, что для такой компании, как Metro, означает потери до 100 млрд долл. в год. Использование же RFID даже только на складе сокращает эти потери на 15–20%. В настоящий же момент практически во всех немецких магазинах Metro C&C и Real, а также в РЦ и на складах Metro Group Logistics все поставки полностью охвачены новой технологией. В компании гордятся тем, что это первый пример использования RFID на практике такого масштаба в Европе.
Все более пристальное внимание к RFID демонстрируют и российские ритейлеры. Одной из первых в России технологию радиочастотной идентификации товара опробовал на своих складах "Утконос". Однако, несмотря на все усилия, она себя так и не оправдала. По свидетельству представителей компании, за год выходило из строя до 30% меток, при их считывании возникало немало ошибок, наконец, в эксплуатации данная технология оказалась очень дорогой. В результате в "Утконосе" вернулись к традиционным штрих-кодам, хотя и не отказались от идеи RFID — технологию вновь возьмут на вооружение, когда она будет отлажена и станет экономически приемлемой.
Среди массовых внедрений RFID, направленных на конечного потребителя, можно привести пример (правда, не имеющий непосредственного отношения к торговле) московского метро. Как известно, компания "Ситроникс" оснастила проездные билеты столичного метрополитена RFID-метками, и этот проект носит действительно грандиозный масштаб. Однако вряд ли торговым сетям будет интересен этот опыт, ибо метки для метро получаются чрезвычайно дорогостоящими, да и к тому же они не отличаются инновационностью подхода, иными словами, довольно примитивны для использования в торговле.
Так или иначе, но все сводится опять-таки к доступности, к экономической целесообразности применения RFID. Хотя и эти аспекты еще не "финальные". Есть тут еще несколько нюансов. Во-первых, как ни крути, но RFID носит все же оптимизационный характер, то есть никаких принципиально новых решений не дает, а лишь оптимизирует процесс. У многих же торговых компаний, и особенно российских, есть еще масса возможностей для оптимизации — еще не внедрено то, что значительно проще и дешевле RFID, то есть до этой технологии у большинства ритейлеров еще должны "дойти руки". Во-вторых, насущной пока остается проблема совместимости. Ведь в мире в целом до сих пор не "устоялся" единый RFID-стандарт — в США, Европе и Азии применяются разные частоты. В нашей стране приняты европейские. Отсюда следует, что взаимодействовать российским торговым компаниями с американскими и азиатскими поставщиками с точки зрения идентификации RFID-меток будет совсем непросто а, скорее всего (во всяком случае, до унификации частот), вообще невозможно.
В то же время хоть и на локальных уровнях, но "торговые" RFID-системы активно развиваются. В России, например, рынок RFID-внедрений в торговле, находясь в настоящий момент на начальной стадии развития, демонстрирует, тем не менее, очень серьезные темпы роста — по разным оценкам, в 2008 году он может прибавить около 50–70%, а его емкость приблизится к 100 млн долл.
И аналитики рынка, и компании-интеграторы, и сами ритейлеры сегодня практически все в один голос говорят — года через два (если оптимистично), максимум через пять (если совсем пессимистично) RFID-технология в торговле войдет в повседневную жизнь и станет, наконец, мэйнстримом в сегменте идентификации товаров. Правда, некоторые эксперты добавляют — пока не для "банок с соком", а только на уровне склада. Но, в любом случае, такими темпами и до "банки с соком" недалеко.
Леонид Волчанинов / CNews Analytics
О тенденциях развития ИТ в торговле, о наиболее интересных и инновационных ИТ-решениях и продуктах в данном секторе в интервью CNews рассказала Марина Комарова, руководитель отдела продаж по работе с торговыми предприятиями.
CNews: Каково, по вашему мнению, будущее технологии RFID в сфере торговли?
Марина Комарова: В силу своей дороговизны RFID используется пока только в противокражных системах и для осуществления логистических операций, хотя потенциал этой технологии в торговле велик, и вполне вероятно, что со временем она может полностью заменить штриховое кодирование. Если стоимость этой технологии достаточно снизится, если производители упаковки начнут интегрировать метки в изделия, то торговые предприятия смогут на порядки быстрее обслуживать покупателей, и самые активные новаторы, особенно среди гипермаркетов, будут иметь значительное конкурентное преимущество: отсутствие очереди на кассе привлечет еще больше покупателей.